Классификации методов психологии труда
Б.Г. Ананьев выделяет четыре группы методов:
1. Организационные (лонгитюд и метод поперечных срезов);
2. Эмпирические:
- наблюдение (включенное/ невключенное)
- эксперимент (лабораторный, естественный, констатирующий, формирующий)
- беседа
- опрос
- интервью
3. Методы обработки данных;
4. Интерпретационные (генетические, структурные).
В психологии труда часто из эмпирических методов используются:
1. Наблюдение – фундаментальная определенная характеристика эмпирического исследования в любой дисциплине, включая психологию. Этот метод универсален, не имеет возрастных ограничений.
Наблюдение предполагает объективное наблюдение за поведением людей. Наблюдение за рабочим процессом, за сбором информации по содержанию деятельности. Необходим навык выделения частного и параметров наблюдения, способов наблюдения и фиксации результатов, способов интерпретации. Наблюдение за клиентом непосредственно в трудовой деятельности (испытательный срок).
2. Анализ рабочих документов (руководства, инструкции, приказы, положения и др.) для ознакомления со спецификой работы.
3. Хронометраж: оценка временных параметров трудового процесса. Например, продолжительность трудового дня, трудовой недели.
4. Самонаблюдение и самоотчеты: воспроизведение субъектом труда своих личностных впечатлений, суждений, переживаний в связи с выполнением трудовых задач.
5. Трудовой метод: получение информации об особенностях деятельности от экспериментатора, включенного в трудовой процесс.
6. Биографический метод: анализ жизненного и профессионального пути.
7. Физиолого – гигиенический метод: изучение условий труда
8. Метод профессиографирования: комплексный метод изучения и описания содержательных и структурных характеристик профессии. Каждая профессиограмма содержит психограмму (личностные качества, ПВК, необходимые для успешного овладения профессией).
9. Опрос (сюда относят анкетирование и интервьюирование)
- Интервью бывают: интервью закрытого типа (по строго обозначенным вопросам) и открытые интервью (с возможностью отвлечения от заранее заготовленных вопросов).
- опросники профессиональной мотивации.
- опросники профессиональных способностей
- «Личностные» опросники – методики самоотчета. Термин «самоотчет» в данном случае используется в значении какой – либо информации, которую субъект прямо сообщает о себе путем ответа на определенные вопросы и путем выбора одного из имеющихся утверждений при условии ограниченного количества вариантов.
Опросники самоотчета отличаются друг от друга количеством личностных характеристик, измеряемых одновременно. Поэтому различают:
1. одномерные тесты – в данном случае диагностируется одна черта («опросник личностной и ситуативной тревожности» Спилбергера)
2. многомерные тесты – измеряют одновременно несколько личностных характеристик (16 - ти факторный опросник Кеттелла)
10. Проективные личностные методики
Проекция– метод оценки, который использует данный стимул, не предполагая прямого ответа. Основа метода – метод проекции. Перлз: проекция – черта, установка, отношение чувства или фрагмент поведения, который нами не ощущается, а приписывается людям как направленный ими на нас. Причина проекции – ситуация фрустрации. Эти тесты содержат неопределенные или неструктурированные тестовые стимулы. Экспериментатор никогда не сообщает испытуемому истинной цели тестирования и не говорит, как будет подсчитывать или интерпретировать его ответы. Подсчет и интерпретация ответов испытуемого основывается в значительной степени на субъективных суждениях экспериментатора, который опирается на свой опыт.
Также могут быть использованы:
- Сбор косвенной информации о клиенте от знакомых, родителей, товарищей, педагогов и др. специалистов.
- Психофизиологические обследования (в широкой практике имеют смысл для профессий с особыми условиями труда).
- Игровые и тренинговые ситуации, где моделируются различные аспекты профессий (например, особенности общения от нравственного выбора), что позволяет строить прогнозы относительно профессионального поведения участников.
- Использование различных тренажеров, где не требуются трудовые навыки, но изучается и прогнозируется сама готовность осваивать новые профессиональные деятельности.