Тема 14. управление мыслительной деятельностью. развитие мышления взрослого
Диалогическая природа мышления человека. Проблема сознания и диалога в концепции М.М.Бахтина. Место и роль понимания в процессах мышления. Виды понимания. Понимание и объяснение в процессе решения мыслительной задачи. Особенности мышления в условиях общения. Сравнение структуры индивидуальной и совместной мыслительной деятельности. Мышление в условиях диалога с компьютером. Современные информационные технологии как средство, преобразующее мыслительную деятельность человека.
Проблема управления мыслительной деятельностью человека. Различные подходы к решению проблемы формирования и активизации мышления. Методы воздействия на мыслительную деятельность в целях ее активизации: прямые и косвенные методы, методы стимуляции, обучающие и формирующие методы. Использование компьютерных технологий для повышения эффективности мыслительной деятельности.
Раздел 4. Психологический анализ речи
ТЕМА 15. ЯЗЫК, РЕЧЬ, СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ.
Соотношение структуры языка и сознания. Гипотеза лингвистической относительности, ее эмпирические подтверждения. Психосемантика как направление исследований структуры сознания. Мышление и знания. Методы изучения структуры значений. Современные исследования понятийного мышления.
Язык и речь. Речь и речевая деятельность. Вербальное и невербальное общение. Виды и функции речи. Проблема взаимоотношений речи и мышления в различных психологических концепциях.
ТЕМА 16. ПРОБЛЕМА ПОРОЖДЕНИЯ И ПОНИМАНИЯ РЕЧЕВОГО ВЫСКАЗЫВАНИЯ.
Психофизиологические исследования внутренней речи. Механизмы и модели порождения и понимания речевого высказывания. Сравнение объяснительных возможностей стохастической модели Миллера и трансформационной модели Н.Хомского. Глубинные/семантические/ и поверхностные/грамматические/ структуры порождения и понимания речи. Способы экспериментальной проверки моделей порождения и понимания речевого высказывания. Значение нейропсихологических исследований в разработке и проверке психологической адекватности моделей функционирования мышления и речи.
План семинарских занятий.
Основная литература:
1. Выготский Л.С. Мышление и речь. М., 2008 (или любое другое издание).
2. Тихомиров О.К. Психология мышления. М., МГУ, 1984. (Тихомиров О.К. Психология мышления.)
Имеется второе издание учебника О.К.Тихомирова 2002г. Перевод нумерации страниц издания 1984г. (N1984) в нумерацию издания 2002г. (N2002) осуществляется по приблизительной формуле: N2002 = N1984 + 0,07x(N1984 – 3)
3. Тихомиров О.К. Психология. Учебник. М., 2006. (Тихомиров О.К. Психология.)
4. Хрестоматия по общей психологии. Психология мышления /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.В. Петухова. М., МГУ, 1981. (Психология мышления. Хрестоматия. 1981)
Или: Психология мышления /Под ред. Ю.Б.Гиппенрейтер, В.А.Спиридонова, М.В.Фаликман, В.В. Петухова. М., 2008.(Психология мышления. Хрестоматия. 2008)
5. Общая психология. Тексты: В 3 т. Т. 3: Субъект познания. Книга 1. Изд. 2-е, испр. и доп. / Отв. ред. В.В. Петухов. М., УМК «Психология», МПСИ, 2007.
6. Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии, М., 2000. (Леонтьев А.Н. Лекции)
7. Петухов В.В. Психология мышления. М., МГУ,1987. (Петухов В.В. Психология мышления.)
8. Величковский Б.М.Когнитивная наука: Основы психологии познания: Учебное пособие: В 2 томах. – Москва : Академия : Смысл, 2006.
9. Нуркова В.В., Березанская Н.Б. Общая психология: учебник для вузов — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Изд. Юрайт, 2013 (или любое другое издание – Глава 9. Мышление и речь – есть электронная версия).
10. Вестник Московского университета. Серия Психология, 2008, №2 сайт http://www.psy.msu.ru/science/vestnik/archive/vestnik_2008-2.pdf
Общая последовательность семинаров
Раздел 1. ПРЕДМЕТ, ЗАДАЧИ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
Семинар 1. Общее представление о мышлении.
Семинары 2-3. Виды мышления и типы задач.
Раздел 2. РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ: ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ И ТЕОРИИ