Ориентация на конкретный результат деятельности
Одостижение поставленных целей, несмотря на возникающие препятствия,
□ воплощение выработанных стратегий в конкретные планы действий,
□ оценка степени завершенности деятельности и соответствия результата по
ставленной цели.
Способность планировать и проектировать
Ппрогноз вариантов развития событий, предвидение трудностей и разработка способов их преодоления,
О создание различных организационных структур, эффективных для осуществления конкретных видов деятельности в конкретных ситуациях.
Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности 2.3. Руководство группой D создание эффективной системы взаимосвязей и обмена информацией в группе, О распределение рабочих задач и ответственности за их выполнение, О регулярное уточнение задач и организация эффективной обратной связи в группе, О способность менять стиль руководства в зависимости от возможностей, ресурсов и состояния рабочей группы, П создание и поддержание в группе деловой атмосферы. 3.1. Эффективность взаимодействия с людьми Dзаинтересованность в результативности взаимодействия с людьми, П умение достигать своих целей в процессе непосредственного общения, О успешное взаимодействие с людьми, имеющими иную точку зрения, ценности, индивидуальные или культурные особенности, О умение не вызывать раздражения у собеседников, представляя свою точку зрения, □ создание у собеседника благоприятного впечатления и обретение уважения, начиная с первого контакта. 3.2. Гибкость в общении Писпользование в общении с людьми разнообразного репертуара коммуникативных средств, d адаптация стиля общения к различным ситуациям и партнерам, О способность находить конструктивные решения в конфликтных ситуациях. 3.3. Способность к ведению переговоров Оумение слушать и точно воспринимать смысл устного и письменного сообщения, П способность задавать вопросы собеседнику в точном соответствии с темой разговора, О умение в общении добиваться своих целей через достижение согласия с другими людьми. 4.1. Обоснованность и самостоятельность в принятии решений Пстремление самостоятельно определять свои цели, О осознание пределов собственных полномочий, d оценивание степени риска при принятии решения, П готовность взять на себя ответственность за последствия предлагаемого решения проблемы, О осуществление конкретных шагов, исходя из принятых на себя обязательств. |
4.3. Карьера в бизнес-организациях
4.2. Мотивация к достижению
□ способность достигать поставленной цели, несмотря на препятствия,
О стремление к получению наилучшего результата из ряда возможных,
П готовность в полной мере применить свои способности для решения задач.
Готовность к изменениям
□признание ограниченности своих знаний, умений и навыков,
П использование возможности для расширения своих знаний, умений и навыков, О владение эффективными методами самообучения и развития.
Анализируя моду, среднее арифметическое и размах вариаций по компетенциям коммуникативного и личностного блоков, можно отметить, что значимых различий не наблюдается (табл. 28). Исходя из этого, можно предположить, что эти блоки компетенций не обеспечивают карьерной успешности менеджеров бизнес-организаций. Значимые различия выявляются при сравнении уровня развития компетенций мыслительного и организаторского блоков. Анализируя мыслительный блок компетенций, следует отметить различие в значениях по «системности мышления». Среднее арифметическое и размах вариаций подчеркивают тенденцию и подтверждают плотность группировки значений вокруг 4 баллов у успешных и 3 баллов — у неуспешных в карьере менеджеров. Эти результаты позволяют утверждать наличие зависимости карьерной успешности от степени развитости мыслительного блока, и в частности, такой компетентности, как «системность мышления».
Анализируя блок организаторских компетенций, следует выделить «ориентацию на конкретный результат» и «способность планировать и проектировать» как имеющие значимые различия по моде и подтверждающие центральную тенденцию характеристики среднего арифметического и размаха вариаций. Определяя профиль карьерной успешности, можно отметить выраженность таких компетенций, как «системность мышления», «ориентация на конкретный результат» и «способность планировать и проектировать». Соответственно, эти компетенции играют ключевую, определяющую роль в достижении карьерного успеха у менеджеров в бизнес-организациях.
Анализируя подробнее данные, полученные входе исследования, стоит обратить внимание на диаграммы минимальных и максимальных значений по блокам оцениваемых компетенций успешных и неуспешных менеджеров (рис. 15, 16).
На диаграмме на рисунке 15 между успешными и неуспешными менеджерами высшего звена отражены различия в два балла по мыслительному, организаторскому и коммуникативному блокам компетенций и в один балл — по личностному блоку. На диаграмме на рисунке 16 разброс больше — один балл по мыслительному блоку и три балла — по организаторскому блоку. Максимальные значения по коммуникативному и личностному блокам значимых различий не имеют.
Для достижения менеджерами карьерной успешности минимальным и достаточным можно считать следующий диапазон сумм баллов по блокам компетенций.
Мыслительный блок — от 7 до 18 баллов.
Организаторский блок — от 8 до 1 8 баллов.
Го О
Е
И
1°
Г
Q О
CD Е
ф о X
G
CD
о
О
А
А
Х
О
S
I
If
О 3
G х
Ол
О Э
Н О
оэ *
СО О
А\ ь о о
Gt; ол
Q
О
Го
Размах вариаций | Среднее арифметическое | Мода | Компетенция | |||
Неуспешные | Успешные в карьере | Неуспешные | Успешные в карьере | Неуспешные | Успешные в карьере | |
со | 2,81 | 3,54 | со | *». | Системность мышления | |
со | 3,08 | 3,35 | *». | Динамичность мышления | ||
*^ | 2,71 | 2,95 | tv | Гибкость и нестандартность мышления | ||
со | со | со | 4,25 | *». | 1л | Ориентация на конкретный результат деятельности |
со | со | 3,41 | 3,81 | со | ь. | Способность планировать и проектировать |
со | со | 3,33 | 3,45 | К | *к | Руководство группой |
со | со | 2,52 | 3,20 | «к. | *. | Эффективность взаимодействия с людьми |
со | bJ | 3,30 | 3,05 | *к | Гибкость в общении | |
со | со | 3,32 | 3,20 | fr. | J^ | Способность к ведению переговоров |
СП | со | 3,36 | 3,36 | £>. | л. | Обоснованность и самостоятельность в принятии решений |
со | со | 3,86 | 3,97 | *^ | *>- | Мотивация к достижению |
«к | 3,75 | 3,78 | Готовность к изменениям |
о
Е
I х
В
S
ы
X Q
X
I»
■§
Т О
-о о
X XI
О
А!
ф
X
о
143 00
■8
Q
о ■©-
О
I
О
А
А о
Е-•8
Q X
Ь
4.3. Карьера в бизнес-организациях
— неуспешные щ — успешные |
Мыслительные
Личностные |
Организаторские Коммуникативные Блоки компетенций
Рис. 15. Минимальные значения по блокам компетенций успешных и неуспешных менеджеров
1. Существует подтвержденная методами математической статистики связь
между характеристиками карьерного пути и степенью развитости компетенций
(мыслительных, организаторских, коммуникативных и личностных) у менеджеров
высшего звена.
2. Исходя из того, что минимальное значение моды по большинству компетенций
у выборки успешных менеджеров — 4 балла, можно утверждать, что это устойчивый
показатель деловой успешности менеджеров высшего звена Дальневосточного
региона.
— неуспешные Ц| ~ успешные |
Мыслительные Организаторские Коммуникативные Личностные Блоки компетенций
Рис. 16. Максимальные значения по блокам компетенций успешных и неуспешных менеджеров
Глава 4. Карьера профессионала в различных сферах деятельности
3. Высокие требования для достижения карьерной успешности предъявляются
прежде всего к мыслительному и организаторскому блокам компетенций у менед
жеров бизнес-организаций, далее в иерархии компетенций стоит личностный блок
и затем — коммуникативный.
4. Компетенциями, наиболее характеризующими карьерную успешность ме
неджеров высшего звена, можно считать «системность мышления», «ориентацию
на конкретный результат» и «способность планировать и проектировать». Именно
они более развиты у успешных в карьерном отношении менеджеров этого уровня.
Соответственно, можно предположить, что достижение менеджерами высшего
звена карьерной успешности обеспечивается развитием целого набора навыков.
Это четкая систематизация и структурирование информации, поиск максимально
возможного количества вариантов решения конкретных ситуаций и их взаимо
увязка при выраженной ориентации на достижение конкретных результатов, по
стоянное соотнесение промежуточных результатов с конечной целью и сведение
к нулю непродуктивной деятельности. Также для достижения карьерной успешно
сти менеджерам необходимо развивать навыки планирования, прогнозирования
возможных исходов ситуации, создания жизнеспособных проектов и распреде
ления собственных сил на каждом из отрезков пути, ведущего к достижению
цели.
5. При этом для достижения карьерной успешности недостаточно просто иметь
сравнительно высокие показатели по компетенциям «системность мышления»,
«ориентация на конкретный результат» и «способность планировать и проектиро
вать». Необходимо иметь развитость по всем остальным компетенциям на уровне
не менее чем 4 балла.
Рекомендации
На основании выявленной в ходе проведенного исследования роли различных компетенций (мыслительных, организационных, коммуникативных, личностных) в карьере руководителей предлагаются следующие рекомендации по развитию ведущих компетенций, обеспечивающих карьерный успех менеджеров бизнес-организаций.
Для развития компетенции «системность мышления»:
О тренинг по развитию мышления, включающий в том числе постепенное увеличение потоков информации, проходящих через менеджера, включение в его деятельность максимального количества единиц информации и их детальную проработку; отработку навыка систематизации и структурирования информации по разным основаниям;
□ активное участие в деятельности проектных групп, аналитических подразде
лений в роли системного аналитика;
П изучение технологий анализа информации (SWOT, TOTE, SMART) и их применение на практике;
□ тренинг управления временным ресурсом (тайм-менеджмент).
4.4. Карьера на промышленном предприятии
Для развития компетенции «ориентация на конкретный результат деятельности»: О четкое определение желаемых результатов деятельности и постоянное соотнесение достигнутого с запланированным в ходе выполнения повседневных рабочих задач («держать цель перед глазами»);
□ формирование системы мер поощрения и наказания сотрудников за достижение или недостижение необходимых результатов;
О отработка навыка достижения оптимального результата из всех возможных; развитие сверхнормативной активности («делать больше того, что формально положено»);
П тренинг личной эффективности руководителя с опорой на технологии тайм-
. менеджмента, позволяющие «закрывать» все незавершенные циклы дел,
развивать умение брать под контроль поток отвлечений, системно работать
над проектами без задержек и промедлений и в конечном итоге повысить
личное качество работы.
Для развития компетенции «способность планировать и проектировать»:
О тренировка навыка «маршрутизации» (на примере построения оптимальных вариантов маршрутов поездок по городу либо командировок);
О активное участие в деятельности рабочих групп, ответственных за стратегическое планирование деятельности компании;
О принятие ответственности за ведение и успешную реализацию конкретных проектов высокого уровня сложности;
О отработка навыка организации работы команды.