III. Пространственный праксис.
I. Кинестетический праксис.
1) Праксис поз
А) Праксис поз по зрительному образцу.
Инструкция: «Делай, как я». Ребенку последовательно предлагается каждая из следующих поз пальцев, которую он должен воспроизвести. Поочередно обследуются обе руки. После выполнения каждой позы ребенок свободно кладет руку на стол.
- второй палец (указательный) вытянут вперед;
-пятый палец (мизинец) вытянут вперед;
-первый и второй пальцы (большой и указательный) соединены в кольцо;
- первый и третий пальцы (большой и средний) соединены в кольцо;
- первый и четвертый пальцы (большой и безымянный) соединены в кольцо;
- первый и четвертый (большой и мизинец) соединены в кольцо;
-второй и пятый (указательный и мизинец) вытянуты;
-второй и третий (указательный и средний) вытянуты.
Б) Праксис поз по кинестетическому образцу.
Инструкция: «Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы?» Затем рука ребенка «разглаживается» и его просят воспроизвести заданную позу. Образцы поз и условия те же, что и в пункте А.
2) Перенос поз по кинестетическому образцу.
Инструкция: Закрой глаза. Ты чувствуешь, как я сложил тебе пальцы? Сложи их точно также на другой руке». Образцы поз и условия те же.
Перенос поз осуществляется сначала с ведущей руки (у правшей с правой на левую), а затем, наоборот, с левой на правую.
II. Кинетический (динамический) праксис
1) Смена трех положений кисти – «кулак- ребро- ладонь».
Инструкция: «Делай как я». Далее выполняется последовательный ряд движений, руке придается положение кулака, распрямленной кисти, расположенной «ребром», и ладони, ударяющей по столу плашмя. Два раза задание выполняется вместе с ребенком медленно и молча, потом предлагается ему сделать самостоятельно и в более быстром темпе. (Затем то же с зафиксированным языком и с закрытыми глазами).
2) Графическая проба «Заборчик». Эксперементатор рисует ребенку образец» ПЛПЛ
Инструкция: «Продолжи узор, не отрывая карандаша от бумаги».Условия те же, что и в пункте 1.
3) Инструкция: «Напиши: Мишина машина; у Миши шишка; слушайте тишину».
4) Реципрокная координация рук.
Инструкция: «Положи руки на стол. Делай как я». Руки лежат на столе, одна из которых сжата в кулак, а другая распрямлена. Затем положение рук меняется, одновременно сжимая одну и разжимая другую. Несколько раз задание выполняется совместно с ребенком, потом предлагается ему сделать самому. Условия те же, что и в пункте 1.
III. Пространственный праксис.
Пробы Хэда. Эксп. и ребенок сидят напротив друг друга. Инструкция: «То, что я буду делать правой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) правой рукой, то, что я буду делать левой рукой, ты будешь делать своей (прикоснуться) левой рукой». Предлагается выполнение сначала одноручных (эксперем. постоянно меняет руки), затем двуручных проб. После выполнения каждой пробы принимается свободная поза.
Исследование гнозиса.
I. Зрительный гнозис
1. Восприятие реалистических изображений. Инструкция: «Что здесь нарисовано?» Следует отмечать, направление вектора восприятия (слева- направо, справа- налево, сверху- вниз, снизу- вверх)
2. Восприятие перечеркнутых изображений. Инструкция: та же, что и в пункте 1.
3. Восприятие наложенных изображений (фигуры Поппельрейтера).
4. Восприятие незавершенных изображений. Инструкция та же.
5. Восприятие сюжетной картины «Прорубь».
II. Слуховой гнозис
1. Оценка ритмических структур. Исследователь стучит по столу, ребенку предлагается определить, сколько раз он стучит или сколько ударов содержится в каждой «пачке».
А) Инструкция: «Сколько раз я стучу?» (2,3,4 коротких и/или длинных ударов)
Б) Инструкция: «По сколько раз я стучу?» (по 2, по 3 удара)
В) Инструкция: «Сколько сильных и сколько слабых ударов я делаю?»
2. Воспроизведение ритмов по слуховому образцу. Инструкция: «Постучи как я».
А) Воспроизведение простых ритмов (по 2, 3, 4 коротких и/или длинных ударов)
Б) Воспроизведение акцентированных ритмов (2, 3, 2, 3, 2), (3, 2, 3, 2, 3)
3. Воспроизведение ритмов по инструкции.
А) Инструкция: «Постучи по 2 раза», «Постучи по 3 раза».
Б) Инструкция: «Постучи по 2 раза сильно и по 3 раза слабо».