Пространственный гнозис

1. Проба «Зеркальные буквы» (стр. 27). И.: «Покажи, какая из букв
написана правильно». Более сложным вариантом является нахожде
ние «неправильных» цифр и букв в слогах и словах (стр. 28).

2. Проба «Слепые часы» (стр. 7). Экспериментатор закрывает эта
лонный циферблат и просит ребенка сказать, сколько времени пока
зывают стрелки на «слепых часах». При выраженных затруднениях эта
лон открывается для сравнения.

Здесь следует очень внимательно отнестись к тому, упрочено ли в опыте ребенка определение часов именно в таком варианте.

3. Проба Бентона (стр. 33). Экспериментатор показывает ребенку
один из верхних образцов, затем закрывает его и просит показать этот
образец на нижнем эталоне. В случае затруднений образец не закрыва
ется и остается открытым для сравнения.

Понятно, что справа приведен более сложный вариант; его можно использовать после 7—8 лет.

Самостоятельный рисунок

Ребенку предлагается неограниченный выбор цветных карандашей (фломастеров), простой карандаш, ручка. Цветовые предпочтения в ходе интерпретации приближают следующие тесты к тесту Лю-шера. Кроме того, анализируются топологические, конструктивные и стилистические особенности рисунка правой и левой рукой.

1. Ребенку предлагается (сначала правой, потом левой рукой)
нарисовать: цветок, дерево, дом, велосипед.

2. Проба «Коврики». Перед ребенком кладется стандартный лист
бумаги (формат А4), сложенный вдвое, на каждой половине которо
го изображены большие прямоугольники. И.: «Представь, что это ков
рик. Разрисуй его, пожалуйста». По завершении раскрашивания одной
рукой лист переворачивается и аналогичная процедура проводится
другой рукой.

Вариантом этой пробы является предоставление ребенку листа бумаги без рамки.

3. Проба «Мандала». Перед ребенком кладется лист бумаги (А4) с
нарисованной в центре окружностью диаметром 10 см. И.: «Разукрась

* Подробный анализ этой сферы психической деятельности дан в главе 5.

168 Введение в нейропсихологию детского возраста

(раскрась, разрисуй) это, пожалуйста». На любые вопросы ребенка дается ответ: «Делай, как тебе нравится».

По завершении раскрашивания аналогичный тест проводится другой рукой.

4. Проба «Гомункулус». Выполняется ведущей рукой. Перед ребен
ком кладется образец, скопированный из «Альбома» (стр. 50) и уве
личенный до стандартного формата листа (А 4). И.: та же, что и в пун
кте 3.

По окончании раскрашивания ребенку задаются следующие вопросы:

Кого ты нарисовал? Как зовут? Сколько лет? Что сейчас делает? Чем вообще занимается? Любимое и нелюбимое занятие? Боится ли он чего-нибудь? Где живет? С кем живет? Кого больше всех любит? С кем дружит (играет, гуляет)? Какое у него настроение? Его самое заветное желание? Если бы у него был выбор, чем бы он защищался от врагов? Какое у него здоровье? Что и как часто у него болит? Что в нем хорошего, плохого? Кого он тебе напоминает?

5. Проба «Рисунок человека». Выполняется ведущей рукой. И.:
«Нарисуй, пожалуйста, человека».

По окончании предлагаются те же вопросы, что и в пункте 4.

Копирование

1. Тест Денманна. Перед ребенком кладется «Альбом» (стр. 30) и
чистый лист бумаги. И.: «Нарисуй эти фигурки». Копирование выпол
няется сначала одной рукой, затем (на новом листе бумаги) другой.
Тест весьма эффективен для исследования процессов копирования у
детей до 5—6 лет.

2. Тесты Тейлора и Рея-Остеррица. Тесты применимы для детей с
6 лет. Перед ребенком кладется (стр. 31) фигура Тейлора и (ниже)
чистый лист. И.: «Нарисуй такую же фигуру». Для фиксации стратегии
копирования ребенку предлагается набор цветных карандашей, кото
рые в процессе копирования экспериментатор меняет (по порядку
цветов радуги). Никаких разворотов «Альбома» не допускается; мани
пуляции с собственным листом бумаги строго фиксируются. Экспе
риментатор воздерживается от любых замечаний. Полезным бывает
отмечать время копирования.

По окончании копирования фигуры Тейлора ребенку предлагается также скопировать фигуру Рея-Остеррица (стр. 32) другой рукой.

3. Копирование проекционных изображений. Ребенку предлагает
ся правой и левой рукой скопировать «куб» и «дом» (стр. 34).

Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 169

4. Копирование изображений с поворотом на 180 градусов. Экспериментатор и ребенок сидят друг против друга, между ними лист бумаги. Экспериментатор рисует обращенного к себе схематичного «человечка» (стр. 34). И.: «Нарисуй себе такого же человечка, но так, чтобы ты видел свой рисунок, как я вижу свой». После того как ребенок выполнил первый этап задания, дается И.: «А теперь у своего я обвожу руку; где эта рука у твоего?» Если ребенок выполняет задание неверно, ему объясняются его ошибки. После полного понимания для копирования предлагается сложный треугольник (стр. 34). И.: «А теперь точно также переверни к себе эту фигурку».

Память

Слухо-речевая память

Эталоны для исследования слухо-речевой памяти представлены на стр. 44 («Две группы по три слова» и «Шесть слов») и на стр. 47—49 («Галка и голуби» и т.д.). Ясно, что экспериментатор должен использовать один из наборов, а другие применить, например, для отслеживания ребенка в динамике.

1. «Две группы по три слова». (Тест на запоминание двух конкури
рующих групп, то есть исследование влияния гомогенной интерфе
ренции.) И.: «Повтори за мной: дом, лес, кот». Ребенок повторяет.
«Повтори еще слова: ночь, игла, пирог». Ребенок повторяет.

Затем экспериментатор спрашивает: «Какие слова были в первой группе?» Ребенок отвечает. «Какие слова были во второй группе?» Ребенок отвечает. Если ребенок не может развести слова по группам, задается более простой вопрос: «Какие вообще были слова?»

При неполноценном выполнении задания оно воспроизводится до четырех раз. Нормативным считается непосредственное полноценное воспроизведение с третьего раза. После этого дается интерферирующее задание (3—5 минут), например, счет от 1 до 10 и обратно, вычитание, сложение; с детьми после 10 лет серийный счет «100 минус 7» и т.д. По окончании выполнения этого задания, на этот раз уже не предъявляя слов, ребенка просят повторить, какие слова были в первой и во второй группах.

Прочность слухо-речевой памяти при отсроченном воспроизведении слов считается нормативной, если сделаны 2 ошибки (например, забыты 2 слова, произведены замены на слова, близкие по звучанию или значению, перепутано расположение слов по группам).

2. «Шесть слов». И.: «Я скажу тебе несколько слов, а ты постарай
ся их запомнить в том же порядке. Слушай. Рыба, печать, дрова, рука,

170 Введение в нейропсихологию детского возраста

дым, ком». Ребенок повторяет. При неудачном воспроизведении тест повторяется до четырех раз. После чего дается интерферирующее задание (3—5 минут), например, воспроизведение таблицы умножения, нахождение чисел и ряда цифр в таблице Шульте (стр. 29), попеременное вычитание из 30 то 1, то 2 и т.д. Далее, уже не предъявляя слова, экспериментатор спрашивает: «Какие слова ты запоминал?» Ребенок отвечает.

Нормативы эффективности выполнения данного теста такие же, как и в пункте 1, но в качестве обязательного добавляется условие удержания эталонного порядка слов.

3. «Рассказ» (стр. 47—49). И.: «Я расскажу тебе короткий рассказ, а
ты постарайся его пересказать как можно точнее». Экспериментатор
рассказывает один из предложенных в «Альбоме» рассказов. Ребенок
повторяет его. При неполном пересказе обязательны наводящие воп
росы для оценки продуктивности пассивной и активной памяти ре
бенка.

4. Пиктограмма (стр. 44).

Зрительная память

Эталоны для исследования зрительной памяти представлены на стр. 35 (6 фигур) и стр. 16 («Лето»). Хотя понятно, что можно использовать и тот материал, который содержится в «Альбоме» для исследования лицевого и эмоционального гнозиса.

1. «Шесть фигур» (стр. 35). Очевидно, что используется только один ряд, остальные — для динамического наблюдения (ретеста).

а) Перед ребенком на 10—15 секунд выкладывается набор из
6 фигур. И.: «Посмотри внимательно на эти фигурки и постарайся их
запомнить как можно точнее». Затем эталонный ряд убирается, и ре
бенок рисует то, что запомнил. При неудовлетворительном воспроиз
ведении эталон предъявляется еще раз. После чего закрывается и эта
лон, и то, что нарисовал в первый раз ребенок; весь ряд рисуется
заново. При необходимости эта процедура повторяется 4 раза. Норма
тивным является точное изображение всего ряда с третьего раза.

Прочность хранения зрительной информации исследуется через 20—25 минут (заполненные другими заданиями) без дополнительного предъявления эталона. И.: «Помнишь, мы запоминали с тобой фигурки? Нарисуй их еще раз». Нормативом здесь считаются 2 ошибки (забывание двух фигур, их неверное изображение, утрата порядка).

б) Ребенку предлагается для запоминания другой ряд из 6 фигур
с той же инструкцией; он должен воспроизвести их другой рукой. Тре-

Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 171

буется только одно воспроизведение; после этого через 20—25 минут исследуется прочность запоминания, как и в пункте а.

Этот вариант теста позволяет сравнить между собой межполу-шарные различия в сфере зрительной памяти.

2. «Шесть букв». Инструкция и условия проведения теста — как
и в пункте 1 а, б. Эталоны для исследования запоминания букв (ис
пользуется один из предложенных ниже вариантов): 1) ЕИРКГУ;
2) ДЯВСРЛ; 3) НЮБКИЬ; 4) ОУЗТЩЧ.

3. Сюжетная картинка «Лето» (стр. 16). Перед ребенком на 20 се
кунд кладется картинка «Лето». И.: «Рассмотри внимательно всю кар
тинку и постарайся запомнить, как бы сфотографировать ее». После
чего эталон убирается, и ребенку задаются вопросы:

Какое время года на картинке? Сколько там человек?

Что происходит здесь? (Экспериментатор указывает левый нижний угол чистого листа.)

Там нарисован пруд; что находится в пруду и рядом с ним?

Какие еще животные и растения есть на картинке?

Кто чем занимается?

Где на картинке заяц и птица с гнездом? (Ребенок отмечает это место крестиком на чистом листе бумаги.)

Прочность хранения организованной по смыслу зрительной информации исследуется через 20—25 минут. Перед ребенком кладется чистый лист. И.: «Помнишь, мы запоминали большую картинку? Нарисуй мне ее; можно схематично: просто поставь крестики и очерти границы той или иной фигуры или фрагмента».

Речевые функции

1. Автоматизированная речь. Ребенка просят перечислить дни не
дели, месяцы, времена года (в более старшем возрасте — в обратном
порядке); сосчитать от 1 до 10 и обратно; назвать свой адрес, имя
мамы, бабушки и т.п.

2. Фонематический слух. И.: «Повторяй за мной...»:
б-п, д-т, з-с и т.п.; ба-па, ра-ла, да-та-да; ба-бу-бо;
дочка-точка, бочка-почка, коза-коса;
скороговорки.

Попросите ребенка показать на стр. 2—3 «Альбома» «мяч — меч», «кость — гроздь — гвоздь», «крыса — крыша»; части тела: бровь, ухо — рот, плечо — локоть — глаз.

Дополнительную информацию о состоянии данного и следующего звеньев речевой функции можно получить из речи ребенка, акту-

172 Введение в нейропсихологию детского возраста

ально и на следах памяти (литеральные парафазии, неправильные ударения, новообразования и т.п.), в письме и чтении.

3. Речевая артикуляция и кинетика. И.: «Повторяй за мной...»:
б-м, д-л-н, г-к-х;

тпру; слон-стол-стон; би-ба-бо, бо-би-ба; дом-том, кора-гора, меч-печь;

половник-полковник, полковник-поклонник, сыворотка из-под простокваши, портной строчит строчку; скороговорки.

4. Номинативные процессы. И.: «Что это такое? Как это называет
ся?» Экспериментатор просит ребенка назвать изображения из «Аль
бома» (стр. 1—3); сначала по одному, затем по два, по три; части тела,
которые он показывает у него, у себя и на картинке; любые изобра
жения, действия, качества, используя стимульный материал «Альбо
ма»; цвета и т.д.

Дополнительную информацию даст констатация характерных поисков слова, вербальных парафазии в спонтанной речи, при изложении сюжета картин и т.д.

5. Понимание логико-грамматических («квазипространственных»)
конструкций.

а) Экспериментатор просит ребенка показать (стр. 46): «бочку за
ящиком», «перед бочкой ящик», «в ящике бочку» и т.д.

б) Экспериментатор предлагает показать кисточку карандашом,
положить ручку справа (слева, под, над) от тетради, каран
даш в книгу; держать ручку над головой (слева, сзади и т.д.).

в) Ребенок решает задачу: «Колю ударил Петя. Кто драчун?» или
«Брат отца и отец брата — это одно и то же?» и т.п.

г) И.: «Правильно ли я говорю: за летом осень; перед весной
лето; облако под землей; над деревом трава?» Верные грам
матические конструкции обязательно должны чередоваться с
неправильными.

6. Построение самостоятельного речевого высказывания. Этот
аспект речевой функции оценивается по уровню продуктивности
спонтанной речи ребенка в беседе, при описании сюжетных картин.
Учитывается, насколько ребенок способен к разворачиванию соб
ственной речевой активности, или же его речь носит репродуктив
ную форму, то есть выстраивается как ответы на вопросы экспери
ментатора.

Глава 4. Нейропсихологическая диагностика и консультирование 173

Письмо, чтение и счет

Письмо

1. Написание отдельных букв и слогов. Списывание и написание
слов, упроченных в опыте: собственное имя, «мама», «домашняя ра
бота» и т.д.

2. Написание отдельных слов и словосочетаний: «машина», «Ми
шина машина»; «гвоздь», «кораблекрушение», «гвоздь — кость»,
«гвоздь — грусть — гость», «бочка — почка, почка — почта, бочка —
почка — дочка» и т.п. Сначала задания выполняются в свободном ре
жиме, потом с зафиксированным языком.

3. Написание предложений: «Портной строчит строчку», «Устро
или экскурсию в Псков», «Лавировали корабли, пока не вылавиро
вали».

Чтение

1. Прочтение простых и наложенных букв и цифр (стр. 27).

2. Прочтение слогов, высоко- и малочастотных слов, неверно на
писанных слов и чисел (стр. 28).

3. Прочтение рассказа (стр. 47—49).

Счет

Исследование счета, по существу, уже описано выше в разных разделах. Это зрительный и пространственный цифровой гнозис, написание и чтение отдельных цифр и чисел, тест Шульте, воспроизведение числового ряда в прямом и обратном порядке; серийный счет «100 минус 7» и «30 минус 1 и 2».

Наши рекомендации