В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении — меньше
Творческое (продуктивное) воображение - создание принципиально новых представлений, не имеющих непосредственного образца, когда действительность творчески преобразуется, а не просто механически копируется или воссоздается.
Творческое воображение подразумевает самостоятельное создание новых образов, не похожих на уже известные или знакомые человеку, которые воплощаются в конечные продукты или предметы. Именно с помощью продуктивного воображения создаются предметы искусства.
ТВОРЧЕСКОЕ ВООБРАЖЕНИЕ— это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются («кристаллизуются») в конкретные оригинальные продукты деятельности.
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.
Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов интеллектуальных операций.
В структуре творческого воображения различают два типа таких интеллектуальных операций.
Первый — операции, посредством которых формируются идеальные образы, и
Второй — операции, на основе которых перерабатывается готовая продукция.
Один из первых психологов, изучавших эти процессы, Т. Рибо,выделил две основные операции: диссоциацию и ассоциацию.
Диссоциация — отрицательная и подготовительная операция, в ходе которой раздробляется чувственно данный опыт. В результате такой предварительной обработки опыта элементы его способны входить в новое сочетание.
Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо.
Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала.
Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация— создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Ассоциация дает начало новым сочетаниям, новым образам.
ЛИЧНОСТЬ ХУДОЖНИКА
ИНДИВИДУАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ, ПРОЯВЛЯЕМЫЕ В ПРОЦЕССЕ ТВОРЧЕСТВА
Уровень развития и проявления способностей | Описание |
1 Задатки | врожденные анатомо-физиологические особенности строения организма в целом и его нервной системы, составляющие индивидуальные предпосылки формирования и развития способностей. Сила (работоспособность) нервных процессов Подвижность нервных процессов Быстрота образования нервных связей Особенности межполушарных связей... |
2 Склонности | Первый и наиболее ранний признак зарождающейся способности. Склонность проявляется в стремлении человека к занятиям определенным видом деятельности. |
3 Способности | Способности — индивидуальные особенности и свойства личности, которые являются условиями успешного выполнения какого-то вида деятельности. |
4 Одаренность | Сочетание различных развитых способностей, которые способствуют успешной деятельности человека в определенной области или в нескольких областях деятельности. |
5 Талант | Сочетание выдающихся способностей, которые способствуют самостоятельному и оригинальному выполнению какого- либо вида деятельности. |
6 Гениальность | Высшая ступень талантливости. Способность создавать что- то принципиально новое в общественной жизни, в науке, литературе искусстве. Продукты творчества гениального человека являются важным этапом в развитии той или иной отрасли деятельности. |
КРЕАТИВНОСТЬ
Креативность
— уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности
— творческие способности индивида — способности порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.
Креативность входит в структуру одаренности как независимый фактор.
Первоначально креативность рассматривалась как функция интеллекта, и уровень развития интеллекта отождествлялся с уровнем креативности.
Впоследствии выяснилось, что уровень интеллекта коррелирует с креативнстью до определенного предела, а слишком высокий интеллект препятствует креативности.
В настоящее время креативностьт рассматривается как несводимая к интеллекту функция целостной личности, зависимая от целого комплекса ее психологических характеристик.
Высокие показатели креативности у детей отнюдь не гарантируют их творческие достижения в будущем, а лишь увеличивают вероятность их появления при наличии высокой мотивации к творчеству и овладении необходимыми творческими умениями.
Опыт обучения некоторым аспектам и способам креативного поведения и самовыражения, моделирования творческих действий демонстрирует существенный рост К., а также появление и усиление таких качеств личности, как независимость, открытость новому опыту, чувствительность к проблемам, высокая потребность в творчестве.
Среди условий, стимулирующих развитие творческого мышления, выделяют след.: ситуации незавершенности или открытости в отличие от жестко заданных и строго контролируемых; разрешение и поощрение множества вопросов; стимулирование ответственности и независимости; акцент на самостоятельных разработках, наблюдениях, чувствах, обобщениях; внимание к интересам детей со стороны взрослых и сверстников.
СПОСОБНОСТИ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЕ КРЕАТИВНОСТЬ
Дж.Гилфорд и его сотрудники выделили 16 гипотетических интеллектуальных способностей, характеризующих креативность. Среди них:
беглость (количество идей, возникающих за некоторую единицу времени);
гибкость (способность переключаться с одной идеи на другую);
оригинальность мышления (способность продуцировать идеи, отличающиеся от общепринятых);
любознательность (повышенная чувствительность к проблемам, не вызывающим интереса у других);
иррелевантность (логическая независимость реакций от стимулов).
Гилфорд объединил эти факторы в общем понятии «дивергентное мышление», которое отражает познавательную сторону креативности.
По сравнению с конвергентным мышлением, ориентирующимся на известное, тривиальное решение проблемы,