Психологическая безопасность образовательной среды
1. Понятие психологической безопасности (пси.Б.)
Современная школа должна становится не только местом, где детей учат, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. Для этого, образовательное учреждение должно быть территорией безусловной пси.Б.
В последние годы обострился интерес к исследованию пси.Б. О.С., проектируются условия, при которых она обеспечивается, психологическая служба образования начинает позиционировать свою деятельность как служба пси.Б. детского сада, школы, колледжа.
Современная социокультурная, социоэкономическая, экологическая ситуация в России дает нам многочисленные примеры негативного влияния среды, т.е. внешних обстоятельств жизни, на человека: торнадо, цунами, засуха, пожары, технократические катастрофы, социальные волнения, террористические акты – все эти явления становятся предметом обсуждения и причиной поиска способов обеспечения безопасности человека.
Психологическая безопасность (пси.Б.) - комплекс социальных и административных мероприятий, направленных на создание такого социально-психологического климата в обществе, который обеспечивает психологическое здоровье, формирует психологическую устойчивость населения, обеспечивает поддержание стабильного состояния сознания и нормальной деятельности человека.
Психологическая безопасность в психологии рассматривается на разных уровнях:
- на уровне общества, как характеристика национальной безопасности, в структуре которой присутствует социальная безопасность, что означает выполнение социальными институтами своих функций по удовлетворению потребностей, интересов, целей всего населения страны, фактически обеспечивая качество жизни;
- на уровне локальной среды обитания – это семья, ближайшее окружение, референтные группы, учебные группы;
- на уровне личности, на котором возникает переживание защищенности либо незащищенности; выявляется наличие ресурса сопротивляемости внешним и внутренним деструктивным воздействиям; возникает понимание и представление о психологическом насилии с его психотравмирующими формами; формируются конкретные поведенческие акты, способствующие (или препятствующие) саморазрушению или собственному конструктивному устойчивому развитию, а также безопасности другого.
Безопасность - это явление, обеспечивающее нормальное развитие личности.
Потребность в безопасности – базовая потребность в иерархии потребностей человека (А. Маслоу), без частичного удовлетворения которой невозможно гармоничное развитие личности, достижение самореализации.
Удовлетворение потребности в безопасности ведет к развитию личности. Отсутствие же условий безопасности приводит к возникновению оборонительной тенденции, порождают сопротивление, которое осложняет систему межличностных взаимоотношений. Это сопротивление может быть внутренним или внешним.
Внешним: когда нарушаются общепринятые нормы, когда совершаются так называемые нарушения дисциплины, непослушание, «акты неповиновения».
Внутренним: когда есть уход от контактов, самообвинение, отрицательное отношение к самому себе, аутоагрессия.
Длительное эмоциональное напряжение провоцирует поиск деструктивных выходов из психотравмирующей ситуации. Ограничение возможностей самореализации ребенка, возникающее при отсутствии условий безопасности, приводит к специфическому изменению его личности, побуждающему его вырабатывать комплекс установок на окружающий мир и себя в нем, исходя из переживаний разобщенности значимых связей и отношений, ощущения незащищенности.
По данных многих отечественных и зарубежных авторов (И.А.Баева, Г.В. Грачев, Э. Эриксон и других) психологическая защищенность детей - условие обеспечения адаптации, развития социальной компетентности и формирования в ребенке ориентации на позитивные отношения в социуме (стремление быть как все и со всеми), ожидания социального принятия, поддержки, развития чувства личности и внутренней позиции по отношению к самому себе (стремление к уникальности).
Параметрами формирования пси.Б. выступают:
- значимые привязанности, связываемые с умением выстраивать эмоционально-близкие отношения;
- состояние адаптированности (успешной адаптации), которое связывают с психоэмоциональной стабильностью, состоянием удовлетворенности, переживанием чувства психологической защищенности, отсутствием дистресса, ощущения угрозы;
- коммуникативная компетентность, как способность к выстраиванию эффективного общения, легкость в контактах;
- личностная позиция каквнутренняя установка, связанная с готовностью действовать определенным образом в социуме.
Нарушение потребности в безопасности приводит к тяжелым отсроченным последствиям (невротизация, депрессивные состояния, потеря веры в себя и, главное, потеря перспектив) и во многом определяет дальнейшую судьбу не только одного конкретного человека, но и целых социальных групп.