Безопасность образовательной среды 2013

Ознакомиться с презентацией

Удина Т.Н. Составляющие психологически безопасной образовательной среды

Источник:

Безопасность образовательной среды 2013

slideshare.net›IrinaJurevna/2013-25635283

Создание психологически комфортной и безопасной образовательной среды. ...31. Роль учителя в формировании ненасильственного общения среди Передавайте— Ищите решения, а не проблемы; —подростков ответственность, а не обвиняйте..

  1. «Составляющие психологически безопасной образовательной среды для детей с ОВЗ в условиях интеграции»

Директор МБОУ «Центр ПМСС «Содружество» г. Чебоксары Удина Т. Н., 27.02.2012

  1. среды как фактора образования является подсистемой социокультурной средыv образования как сферы социальной жизниv

Понятие «образовательная среда» объединяет содержательные характеристики

  1. Что такое образовательная среда?

«Образовательная среда- это система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для ее развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» В. А. Ясвин

  1. Среда – «совокупность условий, обстоятельств, окружающая индивида обстановка,… для образования не есть нечто однозначное и наперёд заданное…» Образовательная среда «…начинается там, где происходит встреча образующего и образующегося, где они совместно начинают её проектировать и строить – и как предмет, и как ресурс совместной деятельности, где между её отдельными элементами начинают выстраиваться определённые связи и отношения» В.И. Слободчиков
  2. Структура образовательной среды образовательного учреждения

КОМПОНЕНТЫ:

1. Пространственно-семантический

2. Содержательно-методический

3. Коммуникационно - организационный

  1. 1. Пространственно- семантический компонент включает:

- архитектурно-эстетическую организацию жизненного пространства детей в образовательном учреждении;

- символическое пространство образовательного учреждения (символика, атрибуты, традиции и др.).



  1. 2. Содержательно-методический компонент включает:

- содержательную сферу (концепция жизнедеятельности ОУ, концепция и программа коррекционно-развивающей работы, образовательная программа);

- технологии, формы, методы организации жизнедеятельности детей в ОУ (мероприятия, игры, дела, структуры управления и самоуправления и др.), подготовки и проведения мероприятий и коллективных творческих дел

  1. 3. Коммуникационно- организационный компонент включает:

- особенности субъектов образовательной среды образовательного учреждения;

- коммуникационную сферу;- организационные условия (особенности управленческой культуры).

  1. Сущность понятий:«опасность», «риск», «угроза»

• Опасность – вероятность нанесения вреда, определяемая наличием объективных и субъективных факторов, обладающих поражающими свойствами;

• Риск – возможность возникновения неблагоприятных и нежелательных последствий деятельности самого субъекта;

• Угроза – конкретная и непосредственная форма опасности, создаваемая целенаправленной деятельностью откровенно враждебных сил (обстоятельств); совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества, государства.

  1. Что такое безопасность? В Юридическом энциклопедическом словаре под редакцией Тихомирова (2002 г., Москва стр. 82)безопасность определяется, как состояние защищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз политического, экономического, социального, военного, техногенного, экологического, информационного и иного характера, предполагающие установление политической, экономической и социальной стабильности в государстве, безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка, развитие международного сотрудничества на основе партнёрства
  2. Что такое психологическая безопасность? «Психологическая безопасность -это состояние динамического баланса внутреннего потенциала субъекта и внешних условий, обусловленное наличием гармоничных, приносящих удовлетворение взаимоотношений, характеризующихся защищённостью (отсутствием деформаций, нарушений и трудностей, а также толерантностью в отношениях), что позволяет реализовать духовно-психический потенциал субъекта в процессе жизнедеятельности, сохранить ее целостность» Т.В.Эксакусто
  3. Что такое психологически безопасная образовательная среда ?«Психологически безопасная образовательная среда -это среда взаимодействия, свободная от проявления психологического насилия, имеющая референтную значимость для включенных в нее субъектов, характеризующаяся преобладанием гуманистической центрации у участников и отражающаяся в эмоционально-личностных и коммуникативных характеристиках ее субъектов» И.А.Баева
  4. Структурная модель психологически безопасной образовательной среды (И.А. Баева)

Безопасность образовательной среды 2013 - student2.ru

  1. Психологическое насилие в процессе взаимодействия

Психологическое насилие - это физическое, психическое, духовное воздействие на человека (социально-организованное), которое понижает его нравственный, психический (т.е. моральный, коммуникативный) и жизненный статус (в том числе правовой, социальный), причиняя ему физические, душевные и духовные страдания, а также угроза такого воздействия.

Следствие – получение ребенком психологической травмы"Угрозы психологической безопасности образовательной среды :

  1. Формы психологического насилия

• 1. Психологические воздействия (угрозы, унижения, оскорбления, чрезмерные требования, запреты на поведение и переживание, негативное оценивание, фрустрация основных нужд и потребностей ребёнка);

• 2. Психологические эффекты (утрата доверия к себе и к миру, беспокойство, тревожность, нарушения сна, аппетита, депрессия, агрессивность, низкая самооценка, соматические и психосоматические заболевания);

• 3. Психологические взаимодействия (доминантность, непредсказуемость, непоследовательность, неадекватность, безответственность, неуверенность, беспомощность)

  1. Проявления психологического насилия в образовательной среде: публичное унижение; оскорбление; высмеивание; угрозы; обидное обзывание; принуждение делать что-то против своего желания; игнорирование; неуважительное отношение; недоброжелательное отношение.
  2. Угрозы психологической безопасности образовательной среды:

2. Непризнание референтной значимости образовательной среды образовательного учреждения

Следствие: ребенок отрицает ценности и нормы ОУ, стремится «покинуть» детское учреждение

  1. Угрозы психологической безопасности образовательной среды:

3. Отсутствие удовлетворенности в личностно- доверительном общении и основными характеристиками процесса взаимодействия всех участников образовательной среды Следствие: эмоциональный дискомфорт; нежелание высказывать свою точку зрения и мнение; неуважительное отношение к себе; потеря личного достоинства; нежелание обращаться за помощью, игнорирование личных проблем и затруднений окружающих его детей и взрослых; невнимательность к просьбам и предложениям.

  1. Угрозы психологической безопасности образовательной среды:

4. Неразвитость системы психологической помощи в образовательном учреждении

Следствие – неэффективность психологического сопровождения ребенка в ОУ; угроза психическому здоровью

  1. Угрозы психологической безопасности образовательной среды:

5. Эмоциональное выгорание педагогов образовательного учреждения

Следствие – профессиональная деформация; угроза психическому здоровью

  1. . Риски, связанные с ребенком:

• - отклонение от нормы психического и физического развития – 60%;

• - низкая мотивация – 35%;

• - трудности адаптации – 30%;

• - высокий уровень агрессии – 20%;

• - педагогическая запущенность – 20%;

• - учебная перегрузка – 20%;

• - личностные особенности – 10%

;• - страхи, тревожность – 10%.

  1. . Риски, связанные с учителем:

• - эмоциональное выгорание – 55%;

• - некомпетентность – 30%;

• - низкий уровень мотивации – 20%;

• - низкий уровень профессионального саморазвития – 20%;

• - большая учебно-воспитательная нагрузка – 15%;

• - большая наполняемость классов – 10%;

• - повышенная ответственность, тревожность – 10%;

• - пожилой возраст, соматические заболевания – 15%;

• - негативные стереотипы, связанные с неуспевающими детьми – 10%;

• - завышенная требовательность – 5%;

• - грубость, безразличие – 5%;

• - неудовлетворенность социальным статусом – 5%

;• - негибкость, ригидность мышления, авторитарность – 5%.

  1. Риски, связанные с семьей:

• - изменение состава семьи – 25%;

• - патологии личности родителей – 20%;

• - развод – 20%;

• - завышенные требования к ребенку – 15%;

• - пьянство (алкоголизм) – 15%;

• - невнимание к ребенку – 15%;

• - смерть одного из родителей – 15%;

• - плохая забота о ребенке – 15/%;

• - семейные конфликты – 10%;

• - педагогическая некомпетентность – 10%;

• - неполная семья – 10%;

• - изменение социального и материального статуса семьи – 10%;

• - жестокое обращение с ребенком, асоциальный образ жизни –10%.

  1. Риски, связанные с управлением:

• - управленческая некомпетентность – 45%;

• - личностные особенности и авторитаризм руководителя – 30%;

• - отсутствие команды единомышленников в администрации – 10%;

• - неадекватность и несоответствие предъявляемых требований возможностям педагогического коллектива – 10%;

• - формализм, закрытость администрации – 5%;

• - введение инноваций – 5%;

• - процедура аттестации – 5%;

• - изменение состава администрации – 5%;

• - нездоровая соревновательность – 5%;

• - отсутствие мотивации повышения квалификации педагогического коллектива – 5%.

  1. Риски, связанные с особенностями взаимоотношений в диадах: ребенок-ребенок:

• - нарушение межличностных отношений – 35%;

• - насилие, нетерпимость – 30%;

• - низкая коммуникативная компетентность – 35%;

• - деление на лидеров и изгоев – 10%;• - соперничество – 10%.

  1. Риски, связанные с организацией образовательного процесса: ребенок-взрослый:

• - отсутствие доверительных отношений – 20%;

• - отсутствие психологической поддержки – 20%;

• - авторитарность – 20%;

• - незащищенность ребенка – 10%;

• - жестокость, безразличие – 10%;

• - самоутверждение за счет ребенка – 10%;

• - предвзятость, субъективизм – 5%;

• - некомпетентность во взаимодействии с проблемными детьми – 5%.

  1. Риски, связанные с организацией образовательного процесса: взрослый-взрослый:

• - соперничество – 15%;

• - несогласованность педагогических позиций – 15%;

• - неумение сотрудничать, недоверие друг к другу – 10%;

• - некомпетентность, дезадаптация, субъективизм – 10%;

• - психические болезни – 5%;

• - последствия эмоционального выгорания – 5%;

• - взаимные претензии, перекладывание ответственности – 5%.

  1. Принципы обеспечения психологической безопасности в образовательной среде школы

• принцип опоры на развивающее образование и воспитание

• принцип психологической защиты личности

• принцип помощи в формировании социально-психологической умелости

  1. Социально-психологическая умелость - набор умений, дающий возможность

компетентного выбора ребёнком своего жизненного пути, самостоятельного решения проблем, умения анализировать ситуацию и выбирать соответствующее поведение, не ущемляющее свободы и достоинства другого, исключающее психологическое насилие и способствующее саморазвитию личности (И.А. Баева)

  1. Таким образом, психологически безопасной образовательной средой образовательного учреждения можно считать такую среду, в которой большинство участников имеют положительное отношение к ней, высокий уровень удовлетворенности характеристиками среды детского учреждения и защищенности от психологического насилия во взаимодействии
  1. Основные задачи организации психологически безопасной образовательной среды

- выявить факторы, определяющие возникновение и действие стрессов у ребенка с ОВЗ в условиях интеграции;

- отработать систему согласованных взглядов и представлений педагогов, психологов, родителей на образовательную среду ОУ как на комфортную среду, благоприятную для социализации, обучения и развития ребенка с ОВЗ в условиях интеграции.

  1. И эти удивительные люди –люди с ОВЗ…

• Роуз Сиггинс - женщина-половинка http://www.youtube.com/watch?v=cyjW3NHRhv4

• Хрустальный мальчик Саша Пушкарёв http://www.youtube.com/watch?v=ElMEcjb7r4o

• Ник Вуйчич миллионер без рук и ног...http://www.youtube.com/watch?v=1itnXGAnQ0M

• Безымянные танцорыhttp://www.youtube.com/watch?v=HzpKOw6kTtY&feature=related

  1. После интеграции детей с ОВЗ в ДОУ идем к Сопровождению детей с ОВЗ в условиях ФГОС

• Доклад к.пс.н., научного руководителя ГЭП по развитию инклюзивного образования, педагога-психолога Семаго Натальи Яковлевны http://www.youtube.com/watch?v=wOdrMzd4WYs&feature=related

• Социальный ролик "Мы за инклюзивное образование". http://www.youtube.com/watch?v=NkFpmmEmYAM&feature=related

• Игорь Шпицберг об инклюзивном образовании детей с ОВЗ http://www.youtube.com/watch?v=HQX9DyhXQm4&feature=related

  1. Удачи Вам и душевного благополучия!Спасибо за E-mail:внимание! [email protected]
  2. Ждем Вас в нашем Центре! Наш адрес: 428034, Чувашская Республика,г. Чебоксары, ул. Университетская, 25МБОУ Центр ПМСС «СОДРУЖЕСТВО» г. Чебоксары Тел./факс: (8352) 41-22-11,40-28-38 E-mail: [email protected] Директор: УДИНА ТАТЬЯНА НИКОЛАЕВНА

Наши рекомендации