Характеристика основных элементов управленческой деятельности менеджера. Мотивация труда сотрудников как инструмент достижения целей фирмы. Организация мотивации.
Понятие и сущность стратегического менеджмента. Разработка стратегии и перспективного плана развития фирмы.
Стратегия - это набор правил, которыми руководствуется организация при принятии управленческих решений, чтобы обеспечить достижение хозяйственных целей организации.
Стратегический менеджмент - это процесс, при котором руководством определяют долгосрочные перспективы развития организации, управления персоналом, формируют конкретные задачи производственной деятельности, разрабатывают стратегии для достижения поставленных задач в контексте всех существующих внутренних и внешних условий, а так же реализует выбранный план действий.
Сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три важнейших вопроса:
− В каком положении предприятие находится в настоящее время?
− В каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
− Каким способом достигнуть желаемого положения?
Для ответа на первый вопрос менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, прежде чем решать, куда двигаться дальше. А для этого необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.
Второй вопрос отражает такую важную особенность стратегического менеджмента, как его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить.
Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся ресурсы, система управления, организационная структура и персонал.
Разработка стратегии развития предприятия неотделима от решения вопросов его перспективного развития. Именно тщательно продуманная стратегия позволяет руководству предприятия каждый день решать не просто текущие задачи развития бизнеса, а текущие задачи, работающие на главную цель и главную перспективу.
Стратегическое планирование представляет собой набор комплекса формализованных мер, которые позволяют построить модель будущего компании, а также создать план движения к этой модели. Именно в решении этих двух задач и состоит разработка стратегии развития предприятия.
Основные методы и подходы:
- анализ инвестиционной привлекательности отрасли;
- прогнозирование развития отрасли;
- прогнозирование изменения рыночной конъюнктуры, спроса и предложения на продукцию предприятия;
- выяснение конкурентных преимуществ компании;
- разработка альтернативных стратегий развития бизнеса и их финансовая оценка;
- выбор стратегических целей и задач развития предприятия;
- разработка плана действий по реализации стратегии развития.
Разработка позволяет дать ответ на вопросы, какими должны быть ориентиры его стратегического развития, какие преимущества имеет предприятие на рынке и на что должны быть направлены внутренние преобразования, чтобы эти изменения помогали достичь стратегических целей.
Сегодня стратегическое планирование и разработка для любого предприятия это естественное условие работы на постоянно меняющемся рынке.
Разработка предприятия - это мощный инструмент управления бизнесом, финансовыми потоками и кадровым потенциалом компании.
Характеристика основных элементов управленческой деятельности менеджера. Мотивация труда сотрудников как инструмент достижения целей фирмы. Организация мотивации.
Менеджер — это член организации, который объединяет и координирует работу других её членов для достижения желаемого результата.
Так же как и организациям, менеджерам присущи общие характеристики. Такими характеристиками являются: суть управленческой деятельности; роли руководителя; управленческие функции и уровни управления.
Суть управленческой деятельности.Управленческую деятельность можно представить как процесс координирования и целенаправленной интеграции деятельности других людей для обеспечения эффективности деятельности организации. Суть управленческой деятельности определяют большое разнообразие конкретно выполняемой руководителем работы, её кратковременность и фрагментарность. Именно эти качества (разнообразие, кратковременность и фрагментарность) являются отличительной характеристикой управленческой деятельности.
Роли руководителя являются набором определённых поведенческих правил, соответствующих конкретной организации и конкретной должности, которые должен «играть» руководитель в конкретной ситуации. При этом отдельная личность может влиять на характер исполнения конкретной роли, но не на её содержание. Минцберг (американский исследователь) выделяет 10 ролей: Главный руководитель; Лидер; Связующее звено; Приёмник информации; Распределитель информации; Представитель; Предприниматель; Устраняющий нарушения; Распределитель ресурсов; Ведущий переговоры. Эти роли объединены в три группы: межличностные роли, информационные роли и роли по принятию решений. Межличностные роли, называемые также ролевыми установками, определяют поведение менеджера как главы (главного руководителя) и связующего звена при выполнении работы с людьми в организации и вне её. Информационные роли (ролевые установки) всех менеджеров включают функции принимающего и распределяющего информацию (приёмника и распределителя), связанные с получением, сбором и распространением информации, а также представителя при представлении своей организации во внешней среде. Роли (ролевые установки), связанные с принятием решений, определяют поведение менеджеров как предпринимателей, устраняющих нарушения в работе организации, распределителя ресурсов в организации для достижения её целей и ведущего переговоры для получения выгоды и устранения препятствий в достижении успеха организации.
Уровни управления. Вертикальное и горизонтальное разделения управленческого труда. Одной из очевидных форм горизонтального разделения управленческого труда является расстановка конкретных руководителей во главе отдельных подразделений по функциональному признаку конкретной сферы деятельности (например, финансы, производство, маркетинг и т. д.). Как и для выполнения производственных работ, горизонтально разделенная управленческая работа должна быть скоординирована, чтобы организация могла добиться успеха в своей деятельности. Это приводит к вертикальному разделению управленческого труда и формированию соответствующей иерархии управления. Вертикальное разделение труда, развернутое по пирамиде от руководителя, который возглавляет руководителей, до руководителя, который координирует работу неуправленческого персонала, образует уровни управления.
При этом независимо от конкретного числа уровней управления в организации руководителей всех уровней традиционно делят на три категории, соответствующие трем уровням управления.
По определению социолога Парсонса все руководители в организации могут быть отнесены к следующим уровням управления: технический, управленческий и институциональный. На техническом уровне руководители в основном занимаются ежедневными операциями и действиями, необходимыми для обеспечения эффективной работы без срывов в производстве продукции или оказании услуг, в обеспечении успешного функционирования организации. На управленческом уровне руководители в основном обеспечивают управление и координацию работ внутри организации, согласование различных форм деятельности и усилий подразделений. На институциональном уровне руководители заняты в основном разработкой долгосрочных (перспективных) планов, формулированием целей, адаптацией организации к различного рода переменам, управлением отношениями организации с внешней средой, а также с обществом, в котором существует и функционирует данная организация.
Более широкое распространение в практике менеджмента получил другой способ описания трех уровней управления, при котором выделяются: высший, средний и нижний уровень (звено) управления. Руководители высшего звена представляют малочисленную группу руководителей, даже в самых крупных организациях их всего несколько человек. Руководители среднего звена обеспечивают координацию и руководят работой младших начальников. Характер работы руководителя среднего звена в большей степени определяется содержанием работы подразделения, чем организации в целом. Руководители нижнего звена (операционные управляющие, младшие начальники) составляют организационный уровень, находящийся непосредственно над рабочими или другими работниками (не управляющими). Большую часть руководителей в крупной организации составляют именно младшие начальники
Функции управления - совокупность определённых управленческих действий, направленных на решение конкретных производственных и социальных задач для достижения организацией желаемого результата (целей). Универсальные функции управления: планирование, организация, мотивация и контроль.
Мотивация - это процесс побуждения людей к деловой активности для достижения личных целей, а также целей организации.
Выделяют пять основных направлений улучшения мотивации труда:
1.материальное стимулирование;
2.повышение качества рабочей силы;
3.улучшение организации труда (включает в себя постановку целей, расширение трудовых функций, использование гибких графиков выполнения заданий, улучшение условий труда);
4.вовлечение персонала в процесс управления;
5.неденежное стимулирование.
Потребности время от времени меняются, нельзя рассчитывать на то, что один и тот же способ мотивации будет работать одинаково. В одном случае он окажется эффективным, a в другом не принесёт никакой пользы.