Содержательные теории мотивации. Мотивация - это процесс побуждения персонала к труду, процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и

Мотивация - это процесс побуждения персонала к труду, процесс создания системы стимулов для достижения поставленных перед работником целей на основе учета и использования его потребностей, ценностных ориентиров, убеждений, мировоззрения. Современные теории мотивации основаны на результате психологических исследований, и их можно разделить на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания жизни.

Виды мотивации:

- внутренняя мотивация - это то, почему человек вкладывает свои усилия, почему он действует изо дня в день, стремясь сделать свою жизнь и жизни других людей лучше. К ней относят: мечту, стремление к самореализации; стремление к творчеству; самоутверждение, востребованность; убежденность; любопытство; личностный рост; потребность общения.

- внешняя мотивация – к ней относят: деньги; карьеру; статус, признание; престижные вещи (дом, машина и т. д.); возможность путешествовать. Внешняя мотивация постоянно меняется, она возрастает при успехе и понижается при неудачах, то, что вчера радовало, сегодня может раздражать, и наоборот.

Мотивация играет огромное значение в трудовой деятельности человека. Руководителю любой организации очень важно это учитывать при разработке мотивационной политики и в практике управления персоналом.

Одним из первых бихевиористов (от анг. behaviour — поведение) был Абрахам Маслоу. Создавая свою теорию мотивации в 40-е годы, Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей, но полагал также, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий: 1) физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и сексуальные потребности, 2) потребности в безопасности и уверенности в будущем, 3) социальные потребности (чувство принадлежности к чему или кому-либо), 4) потребности в уважении, 5) потребности самовыражения — потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности. Все эти потребности можно расположить в виде иерархической пирамиды, в основании которой положены физиологические потребности. Этим он хотел показать, что потребности нижних уровней требуют удовлетворения и, следовательно, влияют на поведение человека прежде, чем на мотивации начнут сказываться потребности более высоких уровней. Руководителю нужно тщательно наблюдать за своими подчиненными, чтобы решить, какие активные потребности движут ими. Он должен удовлетворять важнейшие потребности подчиненных посредством такого образа действия, который способствует достижению целей всей фирмы.

49.В чем выраж-ся «искусство управления».

В проф-х способ-х руковод-ля. Это и искусство слушать, и управленч. этика, организ-я личного труда, эффектив. управ-е реш-я и др. Расширение участия коллектива в решении стоящих проблем,прав-е формиров-е обществ-го мнения-решающее услов. успеха руководства коллективом. Для того чтобы успешно управ. коллективом нужно познавать законы жизни понимать ее во всем многообразии, постоянно быть в курсе событий, работать над собой и побуждать к этому коллектив. Чтобы успевать делать больше, потратив как можно меньше времени,требуется организованность и самодисциплина,работать по расписанию,нормируя ежедневно,планируя и учитывая свою работу. Принят. реш-я- это важнейший акт управ-я. Руковод-ль должен раньше,полнее и глубже осознавать новые потребности, решительнее браться за дело,уметь найти средства осуществл-я задач,указать путь решения.

50. Рекомендации по этике взаимоотношений с подчинёнными.

Умение разбираться в людях — одно из важных качеств сильного руководителя. Руководителю необходимо знать тех людей, с которыми он находится в контакте, которыми он управляет. Руководитель должен понимать, что чем лучше у него сложатся отношения с подчинёнными, тем эффективнее будет производство, а основной характеристикой отношений между руководителем и подчинённым является их непосредственное общение. В процессе общения субъект и объект управления обмениваются разного рода информацией. Не менее важен также осуществляемый в ходе общения обменнастроениями, интересами, чувствами. Это предстаёт как коммуникативный процесс. Культура речи является интегративной характеристикой, включающей три группы параметров:

1. содержание сообщения;

2. форма высказываний;

3. речевой этикет.

Наши рекомендации