Семинар 4. Эмоционально – волевая сфера личности
- Понятие и определение эмоций и чувств. Классификация эмоций и чувств.
- Психологические теории эмоций.
- Понятие воли в психологии. Структура волевого акта.
- Волевые качества человека и их развитие.
Литература:
- Бреслав Г.М. Психология эмоций. – М.: Смысл. Изд. центр «Академия», 2004. – 544 с.
- Иванников В.А. К сущности волевого поведения // Хрестоматия по психологии. М., 1987, с.260-269.
- Маклаков А.Г. Общая психология. – СПб.: Аитер, 2001.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 2001. – С. 551 – 586. - (Серия «Мастера психологии»).
- Рувинский Л.И., Хохлов С.И. Как воспитать волю и характер. М., 1986.
Контрольный тест 2. «Психология эмоций и воли»
1. Имя Симонова соотносится в теориях эмоций с подходом
а) информационным
б) когнитивно-аффективным
в) периферическим
г) интеллектуализма
2. Любой термин в психологии эмоций должен рассматриваться в контексте
а) языкового значения
б) знакового текста
в) аффекта
г) смысла породившей культуры, научной традиции
3. Из всех трёх типов агрессии наибольшей осознанностью и импульсивностью обладает агрессия
а) экспрессивная
б) враждебная
в) инструментальная
г) динамическая
4. Конечной целью любой деятельности является
а) упорядочение мотивов в чёткую иерархию
б) развитие интеллекта
в) удовлетворение потребностей
г) постановка новых задач
5. В концепции Рубинштейна относительно устойчивые личностные установки относятся к категории чувств
а) безобразных, абстрактных
б) предметных
в) органических
г) обобщённых
6. Термин, в основе которого лежит значение со смыслом «нападать», - это
а) гнев
б) агрессия
в) тревожность
г) фрустрация
7. В психологии эмоций вся совокупность феноменов, относящихся к эмоциям, называется эмоциональной
а) сферой
б) операцией
в) плоскостью
г) категориальностью
8. Попытка упорядочить известные классы эмоций на шкале была предпринята
а) Вудвортсом
б) Мэрфи
в) Шлосбергом
г) Дарвином
9. Импульсивный, тормозной, генерализованный – это разновидности
а) эмоционального стресса
б) агрессии
в) заключительной фазы аффекта
г) фрустрации
10. Эмоции как средство свёрнутого опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию
а) прогностическую
б) эвристическую
в) интеллектуальную
г) экспрессивную
11. Эволюционно закрепившийся готовый стереотипный способ по разрешению биологически предусмотренных внештатных ситуаций, - это
а) аффект
б) комплекс неполноценности
в) мотив
г) эмоция
12. Эмоции как средство опознания значимости будущей ситуации выполняют функцию
а) оценочную
б) предвосхищающую, прогностическую
в) синтезирующую
г) эвристическую
13. Связь интеллекта и аффекта носит характер
а) взаимоисключения
б) взаимообратного перехода
в) рядоположенности
г) взаимодополнения
14. Эмоции по уровню значимости и иерархии психических инстанций подразделяются на:
а) нормальные перверсные
б) высшие и низшие
в) яркие и приглушённые
г) атрофированные, системные и гипертрофированные
15. Дистресс – это стресс, который
а) поддерживает и защищает гомеостаз
б) оказывает двоякое, противоположное по результатам воздействие
в) оказывает дезорганизующее воздействие
г) является сложным полизависимым
16. Агрессия, по сравнению с гневом, изменяется
а) линейно, соразмерно
б) так же
в) более интенсивно
г) менее интенсивно
17. Эмоции пронизывают все
а) поступки
б) операции
в) процессы памяти
г) процессы восприятия
18. Верное высказывание:
а) единственный критерий проявления воли в поведении - волевые качества личности
б) главным признаком волевого поведения является недостаток побуждения и восполнение его
в) волевое воздействие предполагает переход от самостимуляции к принятию решения и его осуществлению
г) волевым называют действие, принятое но основе внушающего воздействия
19. Волевое качество, направленное на неуклонное, вопреки трудностям и препятствиям, достижение осуществления цели, называется …………
20. Волевые свойства человека:
а) выдержка
б) решительность
в) эмоциональность
г) ригидность
д) целеустремленность
21. Эмоциональная реакция на неожиданное препятствие при достижении цели называется………
22. В структуру волевого поведения не входит
а) деятельность
б) цель
в) мотивация
г) планирование