Задание 10
Тема: Классификация и ассортимент товаров
Учебное время 4 часа
Практическое занятие.
Рекомендуемая литература: 2.1, 2.5, 2.7, 2.9, 2.11, 22.17, 2.18
Цель занятия: Приобрести практические навыки в расчете и анализе структуры и показателей ассортимента.
Содержание задания
1. Рассмотреть классификацию, как основу формирования товарного и промышленного ассортимента. С этой целью уяснить сущность понятия «классификация», рассмотреть методы, классификации; принципы и правила, виды классификации. Изучить признаки классификации товаров.
2. Выяснить понятие «ассортимент товаров», ознакомиться с видами ассортимента, изучить показатели, его характеризующие (структура, широта, полнота, обновляемость, экономичность).
3. Составить и проанализировать таблицы по структуре ассортимента отдельных товарных групп в разрезе основных классификационных признаков. Рассчитать показатели широты и обновляемости ассортимента.
Методические указания по выполнению задания
Пользуясь основной и дополнительной литературой, подготовке к занятиям, разобраться в общих характеристикам ассортимента товаров (широта, полнота, обновляемость и др.).
На занятиях необходимо проанализировать структуру и показатели рациональности ассортимента одной из товарных групп, предложенных преподавателем. Варианты заданий предложены в таблицах.
Ознакомившись с данными таблицы, следует выбрать признаки, по которым будет проводиться анализ. Для этого следует изучить по учебникам или справочникам товароведов непродовольственных товаров признаки классификации рассматриваемой группы товаров, выбрать признаки, важные для анализа. Затем составить таблицы по структуре ассортимента в разрезе основных классификационных признаков.
Показатели рациональности ассортимента необходимо определять, сопоставляя предложенный для анализа ассортимент с перечнем товаров в прайс-листах, спецификациях. Рассчитав структуру, коэффициенты широты, полноты, обновляемости проанализировать полученные результаты, выявить закономерности в динамике реализации (выпуска) товаров.
Пример составления таблицы по структуре ассортимента товаров, реализуемых ООО «Магазин «Ткани» приведен в таблице 2. После таблицы приведен ее анализ.
Исходными данными для расчета структуры ассортимента послужила форма «3-торг».
Объемы реализации товаров, указанные в этой форме приведены в таблице 1.
Таблица 1. Объемы реализации товаров в ООО «Магазин «Ткани»
Группа товаров | Объемы реализации по годам (тыс. грн.) | ||||
Ткани | 103,00 | 132,70 | 143,92 | ||
Тюлегардинные полотна и изделия | 10,40 | 15,70 | 17,48 | ||
Трикотажные полотна | 3,50 | 4,80 | 2,62 | ||
Пухо-перовые изделия | 6,90 | 6,00 | 3,02 | ||
Одеяла | 5,20 | 7,50 | 6,43 | ||
Чулочно-носочные изделия | 2,90 | 3,00 | 2,01 | ||
Швейные изделия | 2,30 | 2,50 | 4,02 | ||
Трикотажные изделия | - | - | 3,62 | ||
Обувь | 1,70 | 0,90 | 0,40 | ||
Парфюмерно-косметические товары | 9,50 | 9,50 | 8,24 | ||
Моющие средства | - | - | 1,00 | ||
Галантерейные товары | 3,20 | 3,40 | 4,62 | ||
Посуда и столовые принадлежности | 1,20 | 0,60 | 0,40 | ||
Сувениры | 3,00 | 2,80 | 3,22 | ||
Таблица 2. Структура ассортимента товаров в ООО «Магазин «Ткани» по группам.
Группа товаров | Объем реализации по годам | 2000 к 1999, проценты | 2001 к 2000, проценты | |||||
Суммы, тысяч гривен | Доля, процентов | Суммы, тысяч гривен | Доля, процентов | Суммы, тысяч гривен | Доля, процентов | |||
Ткани | 103,00 | 67,41 | 132,70 | 70,06 | 143,92 | 71,60 | 128,80 | 108,46 |
Тюлегардинные полотна и изделия | 10,40 | 6,81 | 15,70 | 8,29 | 17,48 | 8,70 | 151,00 | 111,34 |
Трикотажные полотна | 3,50 | 2,29 | 4,80 | 2,53 | 2,62 | 1,30 | 137,00 | 54,38 |
Пухо-перовые изделия | 6,90 | 4,52 | 6,00 | 3,16 | 3,02 | 1,50 | 87,00 | 97,42 |
Одеяла | 5,20 | 3,40 | 7,50 | 3,96 | 6,43 | 3,20 | 144,00 | 85,60 |
Чулочно-носочные изделия | 2,90 | 1,90 | 3,00 | 1,58 | 2,01 | 1,00 | 103,00 | 67,00 |
Швейные изделия | 2,30 | 1,51 | 2,50 | 1,32 | 4,02 | 2,00 | 160,80 | |
Трикотажные изделия | - | - | - | - | 3,62 | 1,80 | - | - |
Обувь | 1,70 | 1,11 | 0,90 | 0,48 | 0,40 | 0,20 | 53,00 | 44,00 |
Парфюмерно-косметические товары | 9,50 | 6,29 | 9,50 | 5,02 | 8,24 | 4,10 | 100,00 | 86,74 |
Моющие средства | - | - | - | - | 1,00 | 0,50 | - | - |
Галантерейные товары | 3,20 | 2,09 | 3,40 | 1,80 | 4,62 | 2,30 | 106,00 | 135,88 |
Посуда и столовые принадлежности | 1,20 | 0,79 | 0,60 | 0,32 | 0,40 | 0,20 | 50,00 | 66,7 |
Сувениры | 3,00 | 1,96 | 2,80 | 1,48 | 3,22 | 1,60 | 93,00 | 115,00 |
Итого | 152,80 | 100,00 | 189,40 | 100,00 | 201,00 | 100,00 | 124,00 | 106,12 |
Структура ассортимента реализованных за период с 1999 г. по 2001 г. товаров, составленная на основе формы 3-торг иллюстрируются таблицей 2
Данные таблицы позволяют отметить возрастание объемов продаж товаров за период с 1999 г. по 2001 г. Так, в 2000 году объем реализации увеличился в 1,24 раза и составил 189,40 тыс. грн. В 2001 году темп повышения был несколько меньшим – 1,06 раза, а объем проданных товаров достиг 201 тыс. грн.
В 1999 году основная товарная группа в ассортименте – ткани занимала 67,40%. Последующие годы характеризуются увеличением доли тканей в общем объеме реализации: в 2000 году в 1,29 раза, в 2001 году – в 1,08 раза, в этом году тканей было продано на сумму 143,92 тыс. грн. На протяжении анализируемого периода на втором месте по объемам продаж находились тюлегардинные полотна и изделия из них. В 1999 году их удельный вес составил 6,80%, в 2000 году он повысился до 8,30%, а в 2001 году – до 8,70%.
Данная тенденция свидетельствует об успешной деятельности предприятия по реализации тканей и тюлегардинных полотен и изделий из них и позволяет предположить о переходе в перспективе на более узкую специализацию, так как в первую очередь потребителей интересует в магазине именно эти товары.
Близких по назначению к отдельным группам текстильных товаров пухо-перовых изделий в 1999 году было реализовано на сумму 6,90 тыс. грн., что составило 4,52% от общего объема продаж. В дальнейшем наблюдается уменьшение доли этой группы товаров: в 2000 году она снизилась на 1.40% и занимала всего 3.16%, в 2001 году сократилась почти в 2 раза по сравнению с 2000 годом, удельный вес был равен всего 1,50%.
Неравномерными были объемы реализации одеял: в 2000 году они возросли на 2,30 тыс. грн. по сравнению с 1999 годом, а в 2001 году сократились на 1,07 тыс. грн. по сравнению с предыдущим годом, что составило 3,20% в общей структуре продаж.
Существенную долю на протяжении анализируемого периода занимали парфюмерно-косметические товары: в 1999-2000 гг. было реализовано этих товаров на сумму 9,50 тыс. грн., в 2001 г. из реализация снизилась на
1,26 тыс. грн., они занимали 4,10% в общем объеме товарооборота. Эта группа товаров представлена преимущественно продукцией, ориентированной на потребителей со средним и низким уровнем доходов.
Моющие средства после некоторого перерыва (закупались в 1995-
1997 гг.) появились в реализации в 2001 году. Это преимущественно недорогие порошкообразные СМС для ручной стирки, а также для стирки в полуавтоматических стиральных машинах, упакованные в картонные коробки массой 450-600 г отечественного и зарубежного производства. Меньше представлена продукция для автоматических стиральных машин. Цены на продукцию ориентировочно на 10-15% выше чем на расположенных в радиусе одной остановки Покровском и Калининском рынках.
В рассматриваемый период времени наблюдался рост продаж швейных товаров: в 2000 году он составил 2,50 тыс. грн., в 2001 году увеличился на 60,80% и достиг 4,02 тыс. грн.
В 2001 году в магазин были завезены махровые халаты из хлопчатобумажной пряжи для мужчин и женщин по цене от 180 до 250 грн. Все они несмотря на высокую цену были проданы достаточно быстро.
В этом же году были закуплены трикотажные товары модной структуры полотна: джемперы, жакеты, комплекты из свитера, шарфа и шапочки. Объемы их реализации составили 3,62 тыс. грн. или 1,80%. Некоторое увеличение суммы продаж (на 6%) характерно в 2000 году для галантерейных товаров, в 2001 году оно более существенно (на 35, 88%). Преимущественную долю в ассортименте занимают изделия кожаной галантереи, ассортимент которых расширился и обновился за счет особо модных портмоне, женских сумок.
На протяжении анализируемого периода в магазине слабо представлена одежная фурнитура и ряд изделий, имеющих непосредственное отношение к тканям, как материалам для пошива швейных изделий. Ассортимент пуговиц, пряжек, застежек-молний узок. Вообще отсутствовали в продаже пряжки, кнопки, крючки, подплечники, нитки для вышивания, ассортимент швейных ниток узок.
Существенно сократились за период с 1999 г. по 2001 г. объемы реализации обуви: в 2000 г. они составили всего 53% от уровня 1999 г., а в 2001 г. – 44% по сравнению с 2000 г. Одновременно наблюдается значительное сужение ассортимента: прекращены закупки повседневной и модельной мужской и женской обуви, в продаже представлена только комнатная обувь с верхом из текстильных синтетических материалов.
Значительно изменился и ассортимент посуды, столовых принадлежностей. В 1999-2000 гг. он включал преимущественно наборы стальной эмалированной посуды, вилки, ложки, ножи столовые, наборы ножей хозяйственных. В 2001 году эти изделия исключены из ассортимента; закуплены новые, оригинальные по конструкции чайники для заварки чая и трав австрийского производства. Корпус изделий стеклянный, нижняя часть корпуса обрамлена пластмассой, из пластмассы изготовлена ручка и крышка. Цвет пластмассы разный: от светлого, яркого до черного. Внутрь стеклянного корпуса вставлен перфорированный сосуд из металла, в который засыпается заварка или трава. Данная новинка пользуется определенным спросом, по цене достаточно доступна (цена на чайники в этом магазине ниже, чем в других.
Вариант 2.
Пользуясь данными таблицы, сравните ассортимент стеклянной посуды, вырабатываемой заводами Украины. Для анализа использования данных по структуре, широте ассортимента.
Таблица 4.
Наименование изделий | Объем производства стеклоизделий по заводам-изготовителям, тыс. грн. | |
Артемовский стекольный завод | АО «Бережанский стекольный завод» | |
Бокалы из бесцветного хрусталя выдувного | 12,0 | |
Рюмки из бесцветного хрусталя выдувного | 27,0 | |
Фужеры из бесцветного хрусталя выдувного | 15,0 | |
Графины для вина арт. 23612 из бесцветного хрусталя выдувного | 7,0 | |
Кувшины из цветного хрусталя выдувного | 15,0 | |
Вазы для сервировки стола, в том числе: | 1,2 | 1,5 |
Вазы для варенья из хрусталя выдувного | ||
Вазы для крема из сортового бесцветного стекла выдувные | ||
Вазы для печенья из цветного сортового стекла выдувные | ||
Вазы для фруктов из стекла с нацветом выдувные | ||
Салатники из стекла с нацветом выдувные | ||
Вазы для цветов из сортового бесцветного стекла выдувные из сортового б/ц стекла прессование | ||
Приборы для вина из цветного стекла выдувного | ||
Селедочницы прессованные из сортового цветного стекла | ||
Масленки прессованные | ||
Стаканы сорт б/ц стекла прессованные из хрусталя выдувные |
Вариант 3.
Реализация холодильников за три года в универмаге «Юбилейный» г. Макеевка представлена в таблице 5. На основании приведенных данных рассчитайте и проанализируйте динамику структуры ассортимента холодильников по принципу действия холодильного агрегата (по способу переноса тепла из холодильной камеры в окружающую среду), выявите широту, обновляемость ассортимента.
Таблица 5. Реализация холодильников в Универмаг «Юбилейный» г. Макеевка
Марка холодильника | Тип | Объем реализации, тыс. шт. | ||
1999 г. | 2000 г. | 2001 г. | ||
Норд | АШ | |||
Кристалл | АШД | - | ||
Киев | АШ | |||
Стинол | КШ | - | ||
Снайке | КШ | - | ||
Атлант | КШ-2 | |||
Днепр | КШ-1 | - |
Вариант 4.
Поставка в магазин «Спартак» инвентаря для игры в хоккей с шайбой представлены в таблице 6. Рассчитайте структуру ассортимента, широту, обновляемость.
Таблица 6. Заказы Донецкой областной базы «Спорттовары» на инвентарь для игры в хоккей
Наименование товара | Объем поставки, шт. | |
2000 г. | 2001 г. | |
Клюшки для взрослых массовые | ||
Клюшки с армированным крюком | ||
Клюшки детские | ||
Клюшки юношеские с армированным крюком | ||
Клюшки мастеровые | ||
Клюшки вратарские | ||
Клюшки «Малютка» | - | |
Шайбы хоккейные для взрослых | ||
Шайбы хоккейные детские | ||
Шлемы хоккейные | ||
Маски хоккейные | ||
Сетки для ворот | ||
Комплекты обмундирования для взрослых | ||
Детская хоккейная защитная спортивная форма | ||
Перчатки хоккейные (пар) | - | |
Налокотники | - | - |
Наплечники | - | - |
Щитки хоккейные | - | - |
Вариант 5.
Согласно договорам поставки Харьковское меховое производственное объединение поставило магазину «Визон» следующие меховые изделия (таблица 6.)
Таблица 7. Поставка меховых изделий магазину «Визон»
Наименование товара | Объем поставки, шт. | |
2000 г. | 2001 г. | |
Пальто детское из овчины | ||
Куртка из овчины | ||
Полупальто из лисицы ребристо-черной | ||
Пальто из норки | ||
Шапка-ушанка из нутрии | ||
Шапка-ушанка из норки | ||
Шапка из меха каракуля с норкой | - | |
Шапка из меха каракуля с голубым песцом | ||
Шапка из меха норки | ||
Шапка из меха норки с кожей «велюр» | ||
Шапка из меха хвостов от шкурок норки |
Рассчитайте и проанализируйте структуру и показатели рациональности ассортимента.
Тесты для контроля знаний
1. Для какого метода классификации характерна невозможность выделения общности и различий между объектами в разных классификационных группировках?
а) иерархического;
б) фасетного.
2. При каком методе классификации осуществляется параллельное деление множества товаров на независимые классификационные группировки?
а) иерархического;
б) фасетного.
3. Какой метод классификации предусматривает последовательное разделение множества товаров на подчиненные классификационные группировки?
а) иерархического;
б) фасетного.
4. К какому методу классификации относится правило «на каждой ступени можно использовать только один признак, имеющий принципиальное значение для этого этапа?
а) иерархическому;
б) фасетному.
5. Какой показатель ассортимента относится к определению «Доля в процентах отдельных товарных групп, подгрупп, видов и разновидностей в ассортименте»
а) структура;
б) широта;
в) полнота;
г) обновляемость.
6. Что понимается под широтой ассортимента?
а) количество подгрупп изделий того или иного назначения;
б) количество видов изделий того или иного назначения;
в) количество новых видов в общем перечне товаров.
Приложение А.