Договор — начало взрослых отношений ребенка с окружающим его миром
Родителям нужно помнить, что самостоятельность их сына или дочери тесно связана с ответственностью за те поступки, которые они совершают. Доверить ребенку самостоятельно принимать решения означает научить его самому главному — принимать на себя ответственность за те решения, к которым он пришел самостоятельно.
Мудрые педагоги советуют родителям составить полный список всего того, что беспокоит их в ребенке. В этом перечне необходимо уделить особое внимание тем моментам, которые будут существенно влиять на жизнь родителей. Если отношения вовсе зашли в тупик, то рекомендуется по каждому пункту заключить с ребенком договор, учитывая не только интересы родителей, но и интересы ребенка.
Договор — начало взрослых отношений ребенка с окружающим его миром. Заключая договор, мы тем самым обучаем дитя тому, что во взрослом мире существует взаимная ответственность между людьми, тому, что за нарушение рамок и условий взаимной договоренности приходится платить.
Еще раз подчеркнем: очень важно, чтобы в этом договоре учитывались интересы не только родителей, но и интересы ребенка. Мы не должны забывать, что у него может быть свой интерес в этой жизни, он имеет на это право. Ребенок — личность, стоящая перед Богом, ребенок прежде всего — дитя Божие, а у Бога о нем Свой собственный замысел.
Какие пункты лучше всего включить в этот перечень? Как осуществить это практически? — Например, ребенок не хочет вовремя ложиться спать. Составляя договор с ребенком по поводу времени его отхода ко сну, следует точно оговорить это время. Ответственность лучше всего связать со временем, необходимым для полноценного сна. Если договор не выполняется, то ребенок штрафуется, т.е. укладывается спать раньше ровно настолько, насколько он опоздал ко сну в предыдущий день.
Ребенок не хочет мыться, очень долго смотрит телевизор, небрежно обращается с купленными ему дорогими вещами... Если он не хочет мыть руки, можно предложить ему остаться без обеда.
Чтобы обучить его ответственности за финансовые затраты, стоит провести четкую грань между вещами вашего сына или дочери и вещами, принадлежащими лично вам. После этого все, что ребенок делает со своими вещами, можно включить в сферу его ответственности. Пусть пропажа велосипеда, всякого рода порча одежды, растрата собственных денег, окажут воздействие на его, а не на вашу жизнь! Ребенок будет ждать, что родители возместят испорченные или потерянные им вещи. А вот с этим придется подождать: не сумел сохранить обувь — придется донашивать старую, забыл куртку — не следует спешить с приобретением новой. Но о такой постановке вопроса следует договориться заранее, устно или письменно. Именно такая мера поможет родителям научить чадо большей ответственности за купленные ему вещи.
Частый повод для беспокойства родителей — драки между братьями и сестрами. Говоря об этой проблеме, нужно иметь в виду, что отношения родителей существенно влияют на то, насколько дружны дети. Дети неосознанно перенимают модель поведения своих родителей и переносят их на отношения между собой. Если родители ссорятся, то и дети будут драться. Поэтому родителям нужно прежде всего сделать выводы относительно собственных взаимоотношений.
Если дети часто дерутся, у педагогически грамотных родителей может возникнуть вполне оправданное беспокойство за формирование у детей установок решать все жизненные проблемы с помощью насилия; причем нередко один ребенок приучается быть хулиганом и задирой, а другой — беспомощной жертвой насилия или обстоятельств.
В ситуации частых детских скандалов и ссор не нужно выяснять, кто прав, а кто виноват. Ничего хорошего из этого не получается. Еще хуже наказывать старшего только потому, что младший слабее: так вы даете повод к еще большим баталиям между детьми. Если вы решили ввести ответственность детей за их драки, то одинаково наказывайте обоих. При этом не забудьте заключить договор о мерах наказания за драку заранее, до возникновения следующей драки. Тогда такое наказание будет воспринято как справедливое.
Еще одно важное обстоятельство: ребенок кричит, закатывает истерики, когда ему перечат. Вспышки раздражения обычно возникают в ответ на ваше поведение, которое затрагивает как жизнь ребенка («Нет, ты не пойдешь гулять, пока не сделаешь домашнее задание»), так и вашу жизнь («Нет, я не собираюсь давать тебе свои вещи»). Вспышки раздражения возникают часто тогда, когда вы уже неоднократно делали уступки ребенку. Тем самым вы как бы натренировали раздражительность ребенка, время от времени подкрепляя ее позитивными решениями. Хорошо, если вы самостоятельно поняли, что теперь предстоит переучивать вашего сына или дочь.
В случае частых истерик необходимо учитывать, насколько в норме психическое здоровье вашего ребенка. Если во время таких вспышек он может остановиться самостоятельно, а истерики закатывает только для того, чтобы добиться чего-либо от вас (имея, благодаря вам, такой опыт решения своих проблем), то ребенок вполне нормален. Если же ребенок не может остановиться и истерика перерастает в припадок, если он подобным образом ведет себя в разных обстоятельствах, то, прежде чем приступить к выработке у него ответственности за свои поступки, необходимо показать его детскому психологу.
Еще одним моментом воспитания ответственности у ребенка может служить такой недостаток: ваше дитя не убирает в своей комнате. Самое разумное представляется, чтобы часть дома была выделена ребенку как его территория. Наказанием может быть запрет приводить друзей в дом, по причине беспорядка в его комнате.
Следующий момент: ваш ребенок имеет «нежелательных» приятелей. Возможность самостоятельно выбирать себе друзей — естественная потребность нормально развивающегося подростка. Это та часть жизни ребенка, над которой родители не имеют (да и не должны иметь, если хотят воспитать самостоятельного ребенка, а не беспомощную жертву обстоятельств) прямого и непосредственного контроля. Этот пункт предоставляет хорошую возможность для того, чтобы, поработав с ним, получить большую свободу для себя и в то же время найти взаимопонимание с ребенком. Подумайте, почему именно этих друзей выбирает ваш ребенок? Какие качества вы воспитали в нем? Какие качества он отмечает в окружающих людях? — Может быть, это наведет вас на определенные мысли...
Ребенок плохо учится, не хочет ходить в школу, не желает делать домашние задания. По этому поводу можно сказать, что ваша основная обязанность по отношению к ребенку состоит, вероятно, в том, чтобы предоставлять ему все необходимое для нормальной жизни. Обязанность вашего ребенка — учиться и готовиться стать взрослым. Если он, прекратив обучение, не помогая в домашних делах, все еще продолжает требовать со стороны родителей финансовой поддержки, новых вещей, а родители идут ему на уступки, они тем самым потакают его иждивенчеству. В договоре с ребенком необходимо осветить именно эту сторону взаимодействия — если ребенок не вносит в дом своей доли в виде учебы, то родитель имеет право отказаться оказывать ему материальную поддержку. Важно научиться относиться к своим детям, как ко взрослым, разговаривать с ними как со взрослыми, требовать с них, в меру их взрослости.
Существует еще один, очень важный момент, на который хотелось бы обратить внимание. Когда родители отпускают ребенка на улицу, они обучают его определенным правилам: как переходить дорогу, как вести себя в тех или иных ситуациях. И если они проживают это вместе с ребенком, то со временем обнаруживаются определенные положительные последствия — наставление доходит до сознания ребенка, раскрывает его на новом уровне. Опыт делает те или иные наставления доступными и понятными. Ключик воспитания, по мнению лучших педагогов — в совместной жизни с ребенком. Дети внимают не словам, а поведению взрослых.
Сегодня нередки случаи, когда ребенок убегает из дома. Когда это случается впервые, родители испытывают страшные мучения; но нужно признаться, что причина такого поступка, чаще всего, кроется в самих родителях. Родители убеждены в необходимости контролировать любое поведение, любые поступки ребенка; побег, который родители не смогли предвидеть и проконтролировать, подрывает это убеждение и тем самым травмирует их. Необходимо серьезно задуматься о причинах побега вашего ребенка. Возможно, не только он виноват в этом...
И, наконец, еще одно, очень серьезное обстоятельство: ребенок пьет, курит, употребляет наркотики, что может повредить здоровью, а иногда возникают серьезные юридические последствия. Отдельные аспекты, проблемы, влияющие на вашу жизнь, могут состоять в том, что ребенок приходит домой пьяный или невменяемый; хранит дома наркотики, а это может повлечь для родителей ответственность за нарушение закона, их могут привлечь к суду.
Это одна из наиболее сложных проблем; возможно, вашего ребенка следует показать психологу или наркологу. Необходимо выяснить, насколько он зависим от наркотических веществ. Будьте тверды в своих намерениях вытащить своего ребенка из этой ямы. Но спасти его вы сможете, лишь решительно изменив жизнь всей вашей семьи, изменив себя, приняв и полюбив своего ребенка таким, каков он есть сегодня, сейчас, а не после того, как он станет таким, каким вы хотели бы его видеть.
Наркомания и алкоголизм подростка чаще всего бывают вызваны нехваткой материнской любви или отцовского внимания. Посредством алкоголя или наркотиков подростки пытаются компенсировать этот недостаток новыми многообещающими ощущениями. Наркотическая зависимость, в которую попал ребенок — слишком дорогая плата за педагогические ошибки родителей.