Новая психология детства – это гуманистическая психология, которая может быть построена на основе новых отношений между миром взрослых и миром детства.

Вот принципы этих отношений.

Принцип равенства:мир детства и мир взрослости – совершенно равноправные части мира человека, их «достоинства» и «недостатки» гармонично дополняют друг друга.

Принцип диалогизма:взаимодействие мира детства и мира взрослости должно строиться как диалогичный и целостный «учебно-воспитательный процесс».

Принцип сосуществования:мир детства и мир взрослости должны поддерживать обоюдный суверенитет, исходить из идеи невмешательства, ненавязывания друг другу своих ценностей и законов.

Принцип свободы:мир взрослости должен исключить все виды контроля над миром детства, предоставить ему полную свободу выбирать свой собственный путь, каким бы этот путь ни был, обеспечивая при этом лишь условия сохранения жизни и здоровья детей.

Принцип соразвития:развитие мира детства – это процесс, параллельный развитию мира взрослости.

Принцип единства:мир детства и мир взрослости не образуют двух разграниченных миров, но составляют единый мир людей.

Принцип принятия:особенности любого человека должны приниматься другими людьми такими, каковы они есть, безотносительно к каким бы то ни было внешним эталонам, нормам и оценкам «взрослости» и «детскости».

В соответствии с этими принципами свою основную задачу гуманистическая психология детства должна видеть в создании психолого-педагогических условий для успешной аккомодации мира взрослости к миру детства с целью их гармонизации и совместного продуктивного развития. Собственные разработки гуманистической психологии личности и сущности человека А. Б. Орлов ведет на путях синтеза различных подходов в психологии – аналитической психологии,[36]эзотерической психологии,[37]гуманистической психологии и онтопсихологии.[38]Поиски в этом направлении находятся в начале своего пути.

Методологическая рефлексия

Вопросы для обсуждения и размышления

1. Почему натуралистские и двухфакторные теории не получили широкого признания в отечественной возрастной психологии?

2. Можно ли согласиться с утверждением о том, что марксистская возрастная психология представляет собой разновидность социоморфизма?

3. Почему, на ваш взгляд, неудовлетворительно марксистское представление о присвоении – организованном и контролируемом воздействии взрослых на детей на основных этапах онтогенеза – как процессе, в котором происходит психическое развитие?

4. Обоснуйте положение, что марксистское понимание человека как совокупности общественных отношений не охватывает всего богатства проявлений человеческой сущности.

5. Почему метод формирующего эксперимента приобрел такое широкое применение в отечественной возрастной психологии?

6. Почему в настоящее время так актуальны взгляды Л. С. Выготского на процесс психического развития ребенка для практики образования?

7. В чем состоит специфика современного этапа отечественной психологии развития и каким образом она связана с запросами практики образования?

Темы реферативных и курсовых работ

Дневники наблюдений за развитием ребенка в истории отечественной психологии.

Вклад К. Д. Ушинского в отечественную психологию развития.

Проблема развития в дореволюционной отечественной психологии.

Культурно-историческая концепция развития Л. С. Выготского.

Вклад П. П. Блонского в психологию развития.

Вопросы психологии развития в трудах С. Л. Рубинштейна.

Проблемы психического развития в трудах А. Н. Леонтьева.

Периодизация психического развития Д. Б. Эльконина.

Развитие идей Л. С. Выготского в современной психологии.

Экспериментальная разработка проблем психического развития.

Современная возрастная психология в России.

Рекомендуемая литература

Основная

Асмолов А. Г. Культурно-историческая психология и конструирование миров. М., 1996.

Выготский Л. С. Собр. соч.: В 6 т. Т. 4. М., 1984.

Запорожец А. В. Избр. психол. тр.: В 2 т. Т. 1. М., 1986.

Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии /Под ред. А. Н. Ждан. М., 1988.

Костюк Г. С. Избр. психол. тр. М., 1988.

Леонтьев А. Н. Избр. психол. произвед.: В 2 т. Т. 1. М., 1983.

Марцинковская Т. Д. История детской психологии. М., 1998.

Никольская А. А. Возрастная и педагогическая психология дореволюционной России. Дубна, 1995.

Психологическая наука в России ХХ столетия: проблемы, теории и истории. М., 1997.

Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т. 1. М., 1989.

Ушинский К. Д. Пед. соч.: В 6 т. Т. 5–6. М., 1990.

Эльконин Д. Б. Избр. психол. тр. М., 1989.

Дополнительная

Журнал «Вопросы психологии» (специальный выпуск к 100-летию Л. С. Выготского). 1996. № 5–6.

Зинченко В. П., Моргунов Е. Б. Человек развивающийся: Очерки российской психологии. М., 1994.

Коул М. Культурно-историческая психология. М., 1997.

Менчинская Н. А. Страницы дневника развития дочери // Вопросы психологии. 1995. № 3.

Менчинская Н. А. Развитие ребенка от рождения до года // Вопросы психологии. 1996. № 3.

Мухина В. С. Близнецы. М., 1981.

Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: парадигмы, проекции, практики. М., 1995.

Смирнова Е. О. Психология ребенка. М., 1997.

Цукерман Г. А. Психология саморазвития: Задача для подростков и их педагогов. М., 1994.

Эльконин Б. Д. Введение в психологию развития. М., 1994.

Часть II

Наши рекомендации