Основы организационного поведения
Общие понятия организационного поведения. Организационное поведение как система взаимодействия в организации. Организационное поведение как системная область групповой динамики. Интерактивный характер организационного поведения: специализированные дисциплины в содержании организационного поведения. Основные элементы организационного поведения. Предмет организационного поведения. Цели организационного поведения. Роль руководителя в системе организационного поведения.
Факторы, влияющие на организационное поведение. Факторы внутренней среды: людские ресурсы, их качественные характеристики (рабочие руки, кадры, персонал, человеческие ресурсы, человеческий капитал). Организационная структура и формирование отношения с работниками. Типы и формы власти, структурные схемы соподчинения и взаимодействия, поведенческие модели сотрудничества и соперничества. Технологии и трудовые отношения работников. Факторы внешней среды: макроэкономические факторы; микроэкономические факторы; факторы социокультурной среды; факторы правовой среды и другие.
Основные концепции организационного поведения. Концепции человеческой природы: индивидуальных особенностей; особенностей восприятия; целостности и ценности личности; мотивированного поведения; стремления к соучастию и самоактуализации. Концепции социальной (организационной) природы: социальной системы; общности интересов; этнических принципов; иерархичности; стремления к конкурированию и конкурентоспособности и другие.
Теоретические подходы организационного поведения ориентированные на «человеческий капитал». Личностный потенциал роста и развития. Возвышающиеся потребности: атмосфера стимулирования индивидуального вклада; особенности руководства и контроля; удовлетворения трудом.
Ситуационно ориентированные подходы: теория «единственно верного» решения; универсальный характер; четкое распределение властных полномочий; целевые ориентиры организации.
Теоретический подход к организационному поведению ориентированный на результаты: количественные и качественные оценки результатов организации; потенциал организации; комплексное управление качеством; синергический эффект деятельности организаций. Соотношение способностей и мотивации в динамике результатов организации.
Системный подход: принципы целостности (холистичности) в организационном поведении. Целостность на уровне личности, группы, организации, социальной системы. Основные признаки подхода.
Современные проблемы управления организационным поведением. Их состояние, специфика и способы разрешения. Кризис мотивации. Слабые традиции организационных форм поведения. Негативная ориентированность практических работников. Кризис манипулирования и другие.
Организационная культура
Понятие организационной культуры. Необходимость и закономерности формирования организационной культуры. Определение организационной культуры. Содержание организационной культуры и ее связь с организационным поведением. Структура организационной культуры. Компоненты организационной культуры: мировоззрение; организационные ценности; стили поведения; нормы; психологический климат. Содержание организационной культуры: осознание себя и своего места в организации; коммуникативная система и средства общения; имиджевые средства организации; привычки и традиции; организационное чувство времени и отношение к нему сотрудников и его использование; взаимоотношения между людьми (пол, возраст, национальность, статус, власть, образованность, опыт, знание и другое); ценности и нормы; мировоззрение; трудовая этика и мотивирование; самореализация; управленческая специфика организационной субкультуры и контркультуры. Формирование организационной культуры.