С несовершеннолетними в деятельности сотрудников ОВД
Эта тенденция проявляется и в ответах третей части опрошенных следователей (32,6 %), специализирующихся по делам несовершеннолетних. Очевидно, что данные сотрудники забыли о том, что в профессиограмме следователя (по В.Л. Васильеву) имеется ведущая функция (сторона) профессиональной деятельности - социальная, предназначение которой сводится к воспитательной работе, правовой пропаганде, перевоспитанию правонарушителей. В связи с этим возникает аналогия: что было бы, если определенная часть родителей заявили, что они не должны заниматься воспитанием своих детей. Понятно, что в реальной действительности так и происходит, в результате чего появляются «трудные» дети.
На наш взгляд, те сотрудники органов внутренних дел, кто отрицает воспитательные функции в отношении несовершеннолетних правонарушителей, своим отказом пытаются избежать личностной и профессиональной ответственности за результаты своей деятельности, функциональных обязанностей и тем самым снижают эффективность деятельности всей правоохранительной системы.
Большая часть респондентов (70,4%) все же считают, что сотрудники органов внутренних дел должны заниматься воспитательной работой. Опрошенные нами следователи на первое и второе место поставили «разъяснение положений закона» и «склонение к признанию вины и даче правдивых показаний», т.к. первое регламентируется УПК РФ, а второе относится к психолого-тактическому действию.
Исходя из специфики своей профессиональной деятельности, инспекторы ПДН и участковые уполномоченные милиции в воспитательной работе в первую очередь усматривают «проведение морально-нравственной беседы» и «разъяснение положений закона».
Как видно из приведенных данных, больше половины опрошенных следователей (56,7 %), инспекторов ПДН (58,5 %) и сотрудников уголовного розыска (61,9 %), а также большая часть участковых уполномоченных милиции (81,1 %) из числа тех, кто считают, что они должны заниматься воспитательной работой, не связывают эту работу с глубоким знанием личности несовершеннолетнего. Очевидно, что они рассматривают эту работу чисто формальной, не зависящей от индивидуальных особенностей подростка. Такой подход явно нельзя считать правильным, ибо как писал К.Д.Ушинский: «Воспитатель должен узнать человека, каков он есть в действительности, со всеми его слабостями и во всем его величии, со всеми его будничными, мелкими нуждами и всеми его великими духовными требованиями. Воспитатель должен знать человека в семействе, в обществе, среди народа, среди человечества и наедине со своей совестью: во всех возрастах, во всех классах, во всех положениях… Он должен знать побудительные причины самых грязных и самых высоких деяний, историю зарождения преступных и великий мыслей, историю развития всякой страсти и всякого характера»[126].
6) Оказание психологического воздействия на подозреваемых занимает важное место в расследовании групповых преступлений несовершеннолетних. Допустимость использования психологического воздействия в уголовном процессе определяется принципами: законности, научности, целесообразности. Принцип законности требует от сотрудников, чтобы оказываемое психологическое воздействие соответствовало российскому законодательству, международным правовым актам и документам, регламентирующим гарантии осуществления этих прав. В Законе РФ от 18 февраля 1991 г. № 1026-1 «О милиции» сформулированы основные принципы деятельности сотрудников органов внутренних дел: «уважения прав и свобод человека и гражданина, законности, гуманизма, гласности» (ст. 3), «милиции запрещается прибегать к пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению» (ст. 5).
На это указал в своем обращении к сотрудникам органов внутренних дел и военнослужащим внутренних войск министр внутренних дел Р. Нургалиев[127]: «Основным требованием к моральному и профессиональному облику сотрудника и военнослужащего системы МВД считать вежливое, доброжелательное и деловое, основанное на российском законодательстве, отношение к гражданам, их правам, свободам и интересам. При этом недопустимо прибегать к любому противозаконному, жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению, независимо от достигаемых целей, обстоятельств и личности правонарушителя».
Как показывают данные проведенного нами исследования, нельзя считать оптимальным использование в производстве уголовных дел несовершеннолетних ограниченного количества приемов и методов психологического воздействия, выбранных сотрудниками ОВД при расследовании групповых преступлений несовершеннолетних (см. табл. № 15).
Количество респондентов (в %) | ||||
Методы психологического воздействия | Следователи и дознаватели | Сотрудники уголовного розыска | Инспекторы ПДН | Участковые уполномоченные милиции |
Убеждения | 69,2; 1 ранг | 57,6; 1 ранг | 79,9; 1 ранг | 78,5; 1 ранг |
Внушения | 48,7; 3 ранг | 50,8; 3 ранг | 56,5; 3 ранг | 30,2; 3 ранг |
Примера | 32,6; 4 ранг | 27,1; 4 ранг | 73,4; 2 ранг | 28,9; 4 ранг |
Поощрения | 9,9; 5 ранг | 13,5; 6 ранг | 26,6; 4 ранг | 19,5; 5 ранг |
Принуждения | 6,2; 6 ранг | 16,1; 5 ранг | 20,1; 5 ранг | 13,4; 6 ранг |
Угрозы | 0,0; 7 ранг | 4,2; 7 ранг | 13,0; 6 ранг | 4,7; 7 ранг |
Разъяснение положений закона о смягчающих вину обстоятельствах | 64,8; 2 ранг | 52,5; 2 ранг | Не было предусмотрено такого ответа в тексте анкеты | 42,3; 2 ранг |
Таблица № 15. Использование сотрудниками органов внутренних дел методов