Мотивация деятельности сотрудников

Если хорошо знать и понимать что движет человеком, что побуждает его действовать, можно так построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом, с т.з. достижения организацией своих целей.

Мотивация– это процесс побуждения самого себя и других на деятельность, направленную на достижение индивидуальных и общих целей.

Потребности – это нужда в чем либо или в ком либо.

Потребности бывают:

а) первичные

б) вторичные

в) материальные

г) нематериальные

Побуждение – это ощущение недостатка в чем либо, имеющее определенную направленность. Оно является поведенческим проявлением потребности.

Мотив– это осознанное внутреннее побуждение личности к определенному поведению для удовлетворения потребности.

Мотивами могут быть:

1) Политические и нравственные идеалы;

2) Представление о будущем, перспективе;

3) Стремление к организации жизни и быта;

4) Влечение к труду, творческой деятельности, семейной жизни;

5) Сильная потребность в чем то;

6) Привычка, подражание и .т.д.

Стимул– к. л. воздействие на человека, обуславливающее его реакцию. В качестве стимулов могут быть: деньги, вещи, действия, обещания и т.д.

Стимулирование – процесс использования различных стимулов для мотивирования людей.

Мотивационный процесс:

  1. Возникновение потребности
  2. Поиск путей удовлетворения потребности
  3. Определение направления действий
  4. Осуществление действия
  5. Получение вознаграждения за осуществление деятельности
  6. Удовлетворение потребности

Основные теории мотивации

IСодержательные теории мотивации

1) Мотивация деятельности сотрудников - student2.ru Иерархия потребностей А. Маслоу. Исходит из того, что потребности людей могут быть объединены в пять иерархических групп. Пирамида потребностей представлена на рисунке 3.

 

Рисунок 3 -пирамида потребностей

2) Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клеланда. Исходит из того, что на мотивацию и поведение людей существенно влияют три основные потребности, приобретенные под влиянием жизненных обстоятельств, опыта и обучения:



  1. Потребность власти – проявляется в стремлении контролировать ресурсы и происходящие вокруг процессы.
  2. Потребность в успехе – стремление добиваться удачных результатов и получать признание от общества.
  3. Потребность в причастности – проявляется в стремлении к дружеским отношениям с окружающими.

3) Теория двух факторов Ф. Герцберга. Автор выделил две группы факторов, влияющих на удовлетворенность человека работой:

а) гигиенические факторы связаны с окружающей средой, в которой осуществляется работы (з/п, отношения с коллегами и начальством, условия труда, распорядок работы и т.д.)

б) факторы мотивации связаны с самим характером и сущностью работы (достижение цели, признание, ответственность, продвижение, личностный и карьерный рост, самореализация)

II Процессуальные теории мотивации

1) Теория ожидания В. Врума основана на том, что наличие потребностей не является единственным необходимым условием мотивации человека к достижению определенной цели. Человек должен так же надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или получению желаемого результата.

2) Теория справедливости С. Адамса исходит из того, что в процессе работы человек сравнивает оценку собственных действий с оценкой таких же действий других людей. И если при этом человек обнаруживает, что недовознагражден, у него возникает чувство неудовлетворенности, и он может сократить затраты труда, потерять уверенность в себе, покинуть организацию.

Практические задания

Задание 15.Опишите этапы возникновения и удовлетворения, какой-либо вашей потребности, использую схему мотивационного процесса:

1. Возникновение потребности

2. Поиск путей удовлетворения потребности

3. Определение направления действий

4. Осуществление действий

5. Получение вознаграждения за осуществление действия

6. Удовлетворение потребности

Задание 16.Проанализируйте любые пять из предложенных деся­ти ситуаций, сложившихся на фирме, обоснуйте причины и ис­точники их возникновения (явные и неявные) и предложите спо­собы мотивации сотрудников с целью устранения конфликтной ситуации с максимальной пользой для фирмы. Причины возник­новения выбранных вами ситуаций сформулируйте сами. В связи с этим будут различны результаты решений данных ситуаций.

Ситуации:

1. Ценного специалиста по маркетингу переманивает конку­рент.

2. Организация находится на начальной стадии формирования коллектива. Люди с большим трудом «притираются» друг к другу. Происходит много разногласий.

3. Отдел-победитель внутрифирменного соревнования прош­лого года в новом году занял предпоследнее место.

4. В плановом отделе в третий раз возникают громкие сканда­лы между сотрудниками.

5. Из офиса генерального директора происходит утечка инфор­мации конкуренту.

6. В организации работают преимущественно женщины, меж­личностные отношения напряжены.

7. Молодые сотрудники постоянно участвуют в проектах НИР на стороне.

8. В адрес руководства корпорации постоянно поступают ано­нимки на генерального директора.

9. Работники крупной корпорации противятся слиянию с дру­гой крупной компанией.

10. Опытный (10 лет стажа работы) специалист стал хуже вы­полнять задания.

Задание17.Назовите наиболее важные, по вашему мнению, мотиваторы для следующих лиц:

- вас лично в учебной группе;

-квалифицированного рабочего;

- служащего в конторе;

- неквалифицированного работника;

- профессионала (врача, юриста, преподавателя)

Задание 18.Подумайте о том,какую работу выхотели бы получить после окончания колледжа. Расскажите, использую «пирамиду потребностей» Маслоу, почему эта работа привлекает вас.

Контроль в управлении

Контроль – это часть управленческой деятельности, т.е. функция менеджера, заключающаяся в оценке соответствия и обнаружении несоответствия требованиям путем наблюдения и заключения, на основании соответствующих изменений, испытаний или проверок. Несоответствия обнаруживаются для коррекции.

Следует иметь в виду, что любой руководитель, независимо от ранга, должен рассматривать контроль как неотъемлемую часть своих должностных обязанностей. Функции планирования, организации, мотивации нельзя осуществлять в отрыве от функции контроля. Все они являются неотъемлемой частью общей системы управления, ведущей организацию к получению результата деятельности.

В самом общем виде контроль можно рассматривать как процесс измерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов по отношению к запланированным (требуемым).

Процесс контроля состоит из 4х взаимосвязанных этапов:

1) Установление целей контроля – определение конкретных целей контроля – это установление требований, стандартов, степень приближения к которым поддается измерению.Стандарт – параметр (требование), которому должно соответствовать, удовлетворять что-нибудь по своим признакам, свойствам, качеством.

2) Измерение фактических результатов Для этого используются наблюдения и измерения – источники информации:личное наблюдение; статистические отчеты; устные отчеты; письменные отчеты.

3) Сравнение фактических результатов с запланированной нормой или стандартом.менеджер должен определить, насколько достигнутые результаты соответствуют его ожиданиям. При этом важно понимать, насколько допустимы или относительно безопасны обнаруженные отклонения от установленных стандартов.

4) Управленческие мероприятия для исправления любых значительных отклонений от плановых норм и стандартов. Коррекция (действия) – проведение коррекции деятельности по результатам контроля, т.е. регулирования.

Эффективность контроля зависит от:

· принятых теоретических подходов к контролю как функции управления, т.е. назначение, роли, цели функций контроля в системе управления;

· принятых методик организации функции контроля;

· системности и комплексности осуществления функций контроля;

· инструментальной основы функции контроля, степени точности и допустимой погрешности;

· полноты анализа, причин отклонений.

Контроль должен быть:

1. Действенным – выявленные в результате контроля нарушения, ошибки, промахи в деятельности предприятия должны оперативно устранятся.

2. Гибким – способным адаптироваться к изменяющимся условиям.эффективные контрольные механизмы должны предотвращать последствия неблагоприятных изменений и учитывать преимущества новых возможностей.

3. Систематическим – контроль должен проводиться не от случая к случаю, а постоянно. Все виды и процедуры контроля, осуществляемые в организации должны быть связаны в единую взаимозависимую целостность.

4. Комплексный – контроль должен охватывать все показатели, все направления деятельности предприятия.

5. Экономичным – выгоды, приносимые контролем, должны быть выше затрат на его проведение.

6. Гласным – результаты контроля должны быть известны исполнителям.

7. Своевременным – всему свое время.

8. Понятным – результаты контроля должны быть ясными.

Практические задания

Задание 19. Прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Сейчас особое значение имеет контроль за выполнением планов предприятия. Его цель – убедиться в достижении намеченных результатов. Контроль осуществляется высшим руководством и руководством среднего звена фирмы. Процесс контроля за выполнением планов включает следующие этапы:

1. Установление целей контроля и определение плановых показателей

2. Измерение фактически полученных результатов

3. Сопоставление фактически достигнутых результатов с запланированной нормой

4. Последующие корректирующие действия

Вопросы:

1. Какова, по вашему мнению, роль контроля и его совершенствование в бизнесе?

2. Какие особенности в организации контроля характерны для российской практики?

3. Какие этапы и элементы контроля, по вашему мнению, имеют особое значение для обеспечения высокого конечного результата работы фирмы?

Задание 20.Прочитайте задание и ответьте на вопрос.

Молодой руководитель предприятия поручил заместителю провести скрытую проверку сотрудников на предмет их соответствия требованиям и принятым нравственным нормам. Результаты не были доведены до сведения сотрудников, а на основе результатов руководитель наметил программу движения кадров.

В чем заключается ошибочность поведения руководителя?

Наши рекомендации