Семья будущего

Прежде чем говорить о том, какой может быть семья в будущем, я хочу затронуть несколько глубоко укоренившихся в наших умах представлений, которые нам следует изменить ради семьи будущего.

Мужчина и женщина одной расы, вероисповедания и возраста, здоровые умом и телом женятся, когда им становится больше 20-ти, сохраняют верность друг другу, заводят детей, воспитывают их, выходят на пенсию и умирают. Если кто-то из супругов умирает, оставшийся супруг вправе создать другую семью. Некоторые же по гроб жизни носят в душе свое горе. Так принято, и вам это знакомо. Развод воспринимается как неудача или несостоятельность. Внебрачные дети — «незаконнорожденны». Тот, кто хочет жить с человеком своего пола, — гомосексуалист или лесбиянка. Люди, женатые несколько раз, — невротики. Те, кого привлекают групповые браки, — сексуальные монстры.

Но что если действия, которые мы заклеймили как «аморальные», на самом деле являются лишь свидетельством того, что человеческие существа сильно различаются? Кто-то разводится раз за разом: может быть, это люди, чей интерес к супругу(е) длится недолго, и из-за этого они меняют своих партнеров одного за другим? Что, если вместо того, чтобы называть это недостатком, мы воспримем это просто как вариант человеческой натуры? Такие люди могут ограничивать сроки своих брачных контрактов, например от 1 до 5 лет. Если после этого срока контракт не продлевается, следовательно, его можно расторгнуть. Может быть, супруги, которые имеют сексуальные связи на стороне, вовсе не являются «изменниками», а всего лишь людьми с человеческими потребностями? В конце концов, полиандрия и полигамия — одни из самых уважаемых форм брака. И почему не иметь групповых или коммунальных браков? Когда вы допускаете это, брак просто легализует отношения между взрослыми мужчиной и женщиной, что дает им право на определенную собственность и определенную гарантию защиты от эксплуатации. Но почему идет такое жесткое ограничение до одного мужчины и одной женщины в качестве супругов? Если мы честны по отношению друг к другу и по-настоящему ответственны, мы не эксплуатируем и делимся друг с другом справедливо.

В конце концов, зачем полностью развитым людям обязательно жениться? Может быть, полезно было бы разобраться, что именно вы чувствуете в данный момент времени, выяснить, с чем можете справляться, оставаясь свободным и ответственным за себя, и составить подходящий план.

Лишь немногие формы сосуществования людей, которые я назвала, являются по-настоящему новыми. Если вы читаете на эту тему, то время от времени встречаете описание этих форм. Я думаю, в более зрелом обществе акцент ставится на нахождении людьми как можно больше творческих путей для получения радости и удовольствия от жизни и наполнения ее смыслом. Люди могли бы сами составлять себе брачные контракты, им вовсе необязательно писать их под чью-то диктовку.

Дойдя до завершающей главы этой книги, я почувствовала сильнее, чем когда-либо: то, что я желаю людям, возможно. Иногда я думаю, как было бы хорошо, если бы однажды ночью случилось чудо, и наутро все проснулись совсем другими людьми. Это почти фантастика, но вполне реальна для каждого из нас. И здесь я думаю обо всех тех местах нашего общества, где живет человек: о семьях, пансионах, тюрьмах, больницах и др., где люди работают над собой, чтобы радикально измениться.

Однако дело здесь не в чуде. Такое изменение каждый из нас должен испытать на себе. Мы начали с того, где мы были, и дошли сюда. Если что-то в этой книге затронуло вас, вы должны почувствовать то же самое.

Один факт абсолютно бесспорен. Нынешний взрослый человек сидит на плечах того, кем он научился быть в детстве. Детство — это время, когда закладываются жизненные принципы, а закладываются они людьми, на ком лежит ответственность воспитания. Таким образом, сегодня — это «детство» будущего.

Будут ли семьи в будущем? Пока люди начинают свой жизненный путь в качестве младенцев, у людей не пропадет стремление растить детей, а, следовательно, и создавать семьи. И покуда будет оставаться необходимость растить детей, мы будем иметь проблемы формирования набора убеждений и установок, которые согласовываются с любыми представлениями о том, что такое быть человеком. Очевидно, что нового человека будут формировать убеждения, которые поддерживаются уже сформированными взрослыми.

Вы почти дочитали эту книгу, и поэтому, думаю, вам известны мои мысли о том, что такое хороший опыт воспитания.

Если люди, как я надеюсь, почувствуют возможность того, что значит честно и до конца быть человеком и узнают, как усовершенствовать способы сделать это, семью ждет светлое будущее, и осуществится мир, которому до сих пор был неведом размах такого масштаба. Растет число людей, кому известно, что значит чувствовать тотально, по-настоящему, любить и быть любимым, быть эффективным и ощущать, что этот мир самый лучший, потому что ты здесь живешь. Однако число таких людей слишком мало по сравнению с тем, каким оно могло бы быть. Порой меня посещает чувство страха и сомнения, когда я думаю, на кого будут похожи люди будущего, если они растут в новых воспитывающих семьях, существующих в контекстах воспитания. Все, что мы реально должны делать с этим — честно и последовательно отвечать на все, что вытекает из данных обстоятельств.

Далее, мы должны двигаться к более гуманному воспитанию детей, меняя некоторые убеждения и установки в контексте, который позволяет развиваться взрослым, чтобы они одновременно со своим ростом руководили развитием собственных детишек. Это означает, что с самого рождения дети рассматриваются как люди и получают человеческое обращение. То есть, к ним относятся как к целостным личностям, которые чувствуют, видят и действуют с позиции собственного развития. Они рассматриваются как индивидуальности, ни в чем не похожие ни на одного другого человеческого существа. То же самое справедливо и для их родителей.

Эти люди должны быть решительными, здоровыми, сильными, энергичными и привлекательными, способными использовать свой интеллект, чтобы изменения в их мире неминуемо наступили, сделав его новейшим. Они должны быть готовыми брать инициативу в свои руки конструктивно, не ожидая, что кто-нибудь сделает за них то, что нужно, чтобы затем свалить на него ответственность.

Очевидно, эти люди должны быть честными и находчивыми. Они не будут съеживаться от ожидания критики в свой адрес, а, наоборот, будут искать ее и только приветствовать.

Эти люди будут ценить свое тело и понимать его внутренние процессы, так что никогда не позволят себе плохо обойтись с собственным телом, равно как с чужим. Они по-настоящему познают свою сексуальность и ее ценность, как важную и прекрасную часть их самих.

Это будут люди, которые легко устанавливают контакт с собственными чувствами, глубоко убежденные, что именно чувства являются ключом к человеку.

И я знаю, что в руках таких людей реальные общечеловеческие проблемы — такие, как нищета, невежество, социальная и физическая жестокость — наконец, разрешатся. Новейшая семья расширит маленький мир вокруг отдельной семьи, так что возможности найдутся для каждого. Например, я вижу семьи, которые будут принимать детей из других семей и образовывать что-то наподобие коммун, где удобно будет для всех. Это случится из понимания того, как лучше использовать групповую поддержку, так чтобы каждый индивид в группе мог максимально обогатиться. Мужчины получали бы больше контактов с мужчинами, женщины женщинами, а дети — с другими детьми. Это не утопия прошлого, где люди строили «идеалистичные» планы того, как люди должны сосуществовать вместе. Это будут люди, которых объединяет попытка сделать жизнь богаче для каждого и в то же время для себя, и отчасти понимающие, что разнообразие важно для дополнительного стимулирования жизни.

Я убеждена, что многие семьи совершенно зря остаются одинокими, не находя себе подобных. Например, в отдельной семье только один взрослый человек — женщина. Действительно ли она может получить все, что ей требуется, чтобы познать себя как полноценно функционирующую женщину, от своей роли жены и матери? То же самое справедливо для взрослого мужчины. Что касается детей, то они тоже одиноки, за исключением двойняшек. Человеческие существа социальны. Реализация индивидуальности в отдельной семье крайне затруднительна. Я думаю, важность именно этого понимания подтолкнула многих людей к экспериментированию с коммунами и различными брачными структурами.

Мы имеем примеры детей, воспитанные разными людьми: тетями, дядями, соседями, гувернантками, и почти в каждом случае качество воспитания зависело не от того, кем приходились эти люди ребенку, а от их взаимосвязей с другими родительскими фигурами, а также от того, насколько воспитание из других рук одобрялось. Человеческие существа изменчивы. Моя вера в то, что человек может многое, практически безгранична. За последние 50 лет произошло столько глобальных изменений, касающихся взаимоотношений в семье, что они просто несравнимы со всеми теми переменами, которые произошли до этого. Если в следующие 50 лет произойдет столько же перемен, то к 2020 году семейный уклад будет выглядеть совсем иначе.

Мы получили огромное количество новой информации о природе человека, например о физиологии человека, но гораздо больше о его психологии.

За многие годы наработаны совершенно новые подходы к специфическим семейным проблемам. Развод стал в большей мере одобряемой социальной мерой, чем личной трагедией. Контрацепция, свободные аборты, семейное планирование, уход с работы, смена работы, открытый разговор на тему секса, противозачаточные средства, более агрессивная позиция женщины, увеличение мест женской работы, изменения в официальных сроках вступления в совершеннолетие, перемены в сфере обучения, увеличение среднего срока жизни — все это по-своему влияет на изменение ситуация в целом.

По-видимому, уже можно говорить, что заложено новое основание для того, чтобы еще больше ценить человеческое существование. И эти изменения готовят почву для новых перемен.

В свете всего этого к чему нам стремиться? Человек должен стать более ответственным, чтобы выбирать; он должен планировать свою жизнь, исходя из собственных потребностей, а не чужих планов на его счет; он должен понимать, что люди разные настолько, насколько их сходства предсказуемы.

Я думаю, мы на пороге новой эволюции в истории человечества. Возможно, никогда раньше человек не был так удручен и неудовлетворен, как сегодня. Повсюду огромные районы с людьми, требующими перемен. Основная тема — отстаивание чувства собственного достоинства; контекст необходимости любви и нового воспитания очевиден. Видимо, мы станем свидетелями того, как будет положено начало искоренению взаимоотношений, построенных на силе, диктате, повиновении и стереотипах. Если окончательное решение не слишком близко, то только потому, что вокруг еще не достаточно много людей, чтобы вносить изменения. Человечество погубит не ядерная война, а недоверие во взаимоотношениях, неприязнь, негуманные отношения друг к другу, которые разделяют людей на имущих и неимущих, управляющих и управляемых, вызывают огромное человеческое неуважение, попирание чувства собственного достоинства.

Старые, традиционные, укоренившиеся, широко распространенные человеческие установки отживают свой век. Вопрос стоит так: либо умрут старые установки и появятся новые, либо наша цивилизация не выживет. Я за то, чтобы цивилизация выжила и обрела новые ценности человеческого бытия. И очень надеюсь, что вы тоже.

[1]Может быть, вас удивит то, что я здесь описываю. Но каждый человек физически так или иначе реагирует на окружающих людей, хотя многие просто не осознают этого. Большинство из нас научили «выключать» эти чувства. Обучаясь этому годами, человек, в конце концов, с такой легкостью выключает их, что просто перестает замечать, как реагирует его организм. Через несколько часов у него появляются головная боль, боли в плечах или в желудке. И даже тогда он не понимает, отчего это происходит. Как терапевт я научилась прислушиваться к таким ощущениям внутри себя и узнавать их признаки в моих пациентах. Именно эти ощущения сообщают мне многое о том, что между нами происходит. Надеюсь, что эта книга поможет вам научиться узнавать такие сигналы внутри себя.

[2]На английском сленге одно из значений слова «pot», которое здесь переводится как котелок, — сигарета с марихуаной.

[3]Y. Bernard and G. Bach. Aggression lab: the fair fight training manual Dubugue, 1971.

[4]Англ, слово «cloak» имеет несколько значений — накидка, плащ, маска, личина.

[5]A. Aldrich and М. Aldrich, Babies are human beings: an interpretation of growth. N.Y., 1947.

Наши рекомендации