Шаг 1. Выбор объекта и предмета исследования
Пояснительная записка
Дисциплина «Психология профессий» занимает важное место в психолого-педагогической подготовке студентов, поскольку приобретаемые в процессе ее изучения знания и умения являются основой усвоения методических дисциплин и вместе с тем имеют самостоятельное значение в будущей профессиональной деятельности.
Основная цель учебно-методического издания состоит в формировании у студентов представления о психологических особенностях и закономерностях профессионального становления и самоопределения личности, профессионализации и психологических издержках этого процесса.
Данная цель определяет то, что предлагаемое учебно-методическое издание по выполнению контрольной работы по курсу «Психология профессий» содержит рекомендации по процедуре самостоятельного планирования и изучения студентом определенного психологического явления.
Выбор подобного характера контрольной работы обусловлен следующими задачами:
- формирование у студентов теоретико-методологических и практико-ориентированных знаний и умений по взаимодействию с миром профессий.
- развитие у студентов представлений о профессиях, их психологической характеристике и конструировании.
- ознакомление с психотехнологиями стимулирования и сопровождения профессионального становления личности, и оказание психологически компетентной помощи в преодолении трудностей и деструкции профессиональной жизни.
- вооружить студентов методами исследования профессий и профессиональной психодиагностики;
- развитие рефлексии профессионального становления и мотивирование профессионального восхождения.
Написание контрольной работы имеет целью углубление и закрепление теоретических знаний, обобщение практических навыков, выработку умения самостоятельно применять полученные знания и опыт для решения научно-исследовательских задач.
Темы контрольных работ
1. Профессионально важные качества личности менеджера-организатора производства, практического психолога.
2. Профессионально обусловленная структура личности менеджера-организатора производства, практического психолога.
3. Выбор профессии.
4. Профессиональные деструкции личности менеджера-организатора производства, практического психолога.
5. Кризисы профессионального становления.
6. Аттестация кадров.
7. Профессионально важные качества личности. Методы их развития и диагностики.
8. Личный профессиональный план.
9. Профессиональное консультирование.
10. Профессиональные намерения, склонности (их диагностика и коррекция).
11. Диагностика профессиональной пригодности работника.
12. Профессиональные деформации личности менеджера, практического психолога, психотехнологии их преодоления.
13. Психолог в организации.
14. Имидж менеджера, практического психолога, его формирование.
15. Программа повышения психологической компетентности руководителя организации.
16. Программа снижения конфликтогенных факторов на предприятии.
17. Теории профессионального развития (отечественные и зарубежные).
18. Психотехнологии развития личности специалиста.
19. Кризис безработного.
Содержание контрольной работы и требования к ее оформлению
Содержание контрольной работы составляют следующие обязательные элементы: титульный лист; оглавление; введение; основная часть, включающая теоретический и/или эмпирический разделы работы; заключение; литература; приложения.
К вышеобозначенным элементам содержания контрольной работы предъявляются следующие требования:
1 .Оформление титульного листав соответствии с требованиями, предъявляемыми к контрольной работе в высшем учебном заведении. Пример приведен в приложении 1.
2.Во введениираскрывается актуальность темы, ее значение и основное содержание, обосновываются мотивы ее выбора, а также формируются цель и задачи работы.
3.Основная часть работы включает:
3.1.Теоретический раздел работысодержит развернутое описание психологического феномена, который будет подлежать изучению, в самостоятельно выбранной студентом теме, исходя, например, из профессиональной и/или личностной заинтересованности. В качестве изучаемого психического явления могут выступать профессиональная пригодность работника, профессионально важные качества и т.д.
В данном разделе также дается обзор литературы по теме, суждения по дискуссионным вопросам, отражается уровень теоретической подготовки студента по данному вопросу. Раскрывается природа рассматриваемого психологического явления или процесса, разрабатывается теоретическая база, определяющая направленность и методику всей работы, даются основные категории и понятия, очерчивается полностью круг рассматриваемых в данной работе вопросов.
Название параграфов в теоретической части работы студент формулирует самостоятельно, опираясь на описание выбранного психологического феномена.
3.2.Контрольная работа может включать в себя эмпирический раздел,который должен в себя включать описание следующих этапов: планирование, проведение и обработка результатов исследования и использует в качестве основного метода психодиагностический инструментарий.
Планирование эмпирического исследования
Данный этап содержит следующие шаги.
Шаг 1. Выбор объекта и предмета исследования
Объект исследования — это фрагмент реальности, существующий независимо от исследователя и наук, которые его изучают. Объектами психологического эмпирического исследования чаще всего выступают группы людей, например, менеджеры конкретного производства и т.д. На данном шаге планирования исследования студент выбирает: кто будет выступать в качестве участников исследования.
Предмет исследования - свойства, стороны, особенности реальных объектов. При выборе предмета исследования студент определяет: что он будет изучать у выбранного объекта исследования. Например, степень выраженности профессиональных деформаций у менеджеров и т.п.