ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА №6 КОММУНИКАЦИЯ - СВЯЗУЮЩИЙ ПРОЦЕСС МЕНЕДЖМЕНТА

Задание №1. Дмитрий Черных —председатель совета директоров корпорации «Галактика», лауреат «ITOP-100 российской ИТ-индустрии»: «Где легче развивать бизнес - в России или на Западе? Часто приходится слышать, как сравниваются ситуации и условия работы «у них» и «у нас», и порой эти сравнения порождают горячие споры. Наша компания несколько лет назад открыла отделение в США, и мне нередко приходится отвечать на вопросы партнеров и коллег о том, каковы возможности для российских ИТ-компаний в Америке.

В Америке тяжелый старт, но легко бежать. В России наоборот- старт легкий, но бежать тяжело. Зарегистрировать компанию и открыть бизнес в Америке просто, но очень нелегко получить первые контракты. Ты можешь доказывать, что в состоянии выполнить проект, с тобой будут общаться, но, когда дело дойдет до обсуждения условий контракта, тебя и твою компанию будут серьезно проверять. В Америке существует такое понятие, как credith istory: какие у тебя банковские счета, сколько ты работаешь на рьнке, и что ты сделал. Чтобы получить контракт, потенциальному заказчику нужно представить массу документально оформленной информации: для каких компаний выполнялись аналогичные проекты, координаты заказчиков, подробные сведения о специалистах, которые будут работать на проекте. То, что компания делала в других странах, в Америке не играет никакой роли.

Если у тебя нет истории бизнеса в Америке, то построить здесь бизнес почти невозможно. На преодоление этого «почти» у нас ушло полтора года упорного груда. Но должен сказать, что жесткий формальный подход к бизнесу в Америке очень эффективен. К тому времени, когда ты заключил контракт, у тебя полная ясность, кто из твоих специалистов когда и как будет его выполнять. Все расписано и согласовано с заказчиком. В российской же практике в большинстве случаев подход другой: сначала контракт заключается, а потом планируют, как его выполнять. Далее, в Америке, если ты сделал работу, тебе ее оплачивают. Я, например, ни разу не слышал, чтобы компании не заплатили за выполненный ИТ- проект. В России же могут не заплатить. Еще в России, как правило, не уделяется столько внимания персоналу, как в Америке. Затраты на персонал в российских компаниях составляют незначительную часть в себестоимости продуктов и услуг. Дай заказчика российского персонал исполнителя интересует в последнюю очередь. В Америке персонал стоит дорого. Интересный факт, с которым я столкнулся там: заказчик авторизует каждого участвующего в проекте специалиста ИТ-юмпании. И потом он будет следить, чтобы ты сам не менял людей, любые изменения в проектной группе должны согласовываться с заказчиком. В России я не знаю случаев, когда заказчики авторизовали бы проектную команду ИТ-специалистов. Вообще, американцы гораздо выше, чем русские, ценят работу. Жизнь в кредит зависит от ее наличия. Нет работы - нет жизни. Поэтому каждый менеджер постоянно находится «в стимуле» ), что естественно, сказывается на качестве продукта в и услуг компании-работодателя.

У русских эмоциональный подход к бизнесу, у американцев -прагматичный. Американцы очень грамотно и трезво подходят к оценке любого бизнеса-предложения, тщательно взвешивают, соответствует ли исполнитель тому уровню рисков, которые берет на себя заказчик, соглашаясь на контакт. Самая трудная сделка в Америке - первая, дальше гораздо проще. Сначала ты ищешь и уговариваешь заказчика, потом, если у тебя появляются опыт и credit history, заказчики сами находят тебя».

Вопросы к ситуации:

1. Чем различаются предпринимательские условия для бизнеса в России и на Западе?

2. Каковы условия заключения контракта с фирмой в США?

3. Подтвердите, что российский подход к бизнесу является эмоциональным, а американский - прагматичным.

4. Чем отличается российский подход к персоналу от западного подхода?

Заданием 2. Один из руководителей крупной некоммерческой организации так описал ситуацию выбора поставщика компьютерной техники при создании информационной системы: «Несколько известных компаний приняли участие в

      Отправитель Кто я такой?
  г    
       
    Формулирование значения Что я хотел послать?
       
    Носители послания Через что решил послать?
       
  Этапы посылки Форма послания Кодирование значения
       
    Послание Что послал'?
       
    Передатчик Кто передал значение*?
Обратная связь    
    Канал  
          Через что и каким
  Шум   образом произошла передача'?
         
    Канал  
       
    Приемник Кто получил послание?
       
  Этап получения Восприятие послания Что получил? Раскодирование значения
   
    Интерпретация послания Как понял?
       
    Оценка послания Как оценил?
       
    Принятие значения Принял ли?
       
    Получатель Кто должен ответить
      на послание?
   

Заданием 2.Один из руководителей крупной некоммерческой организации так описал ситуацию выбора поставщика компьютерной техники при создании информационной системы: «Несколько известных компаний приняли участие в торгах. Но только представители компании «А» позаботились о том, чтобы познакомиться с нами. Они тщательно проинтервьюировали весь персонал, разговаривали на нашем языке, никакого жаргона о внутреннем устройстве компьютеров и средств связи. И хотя предложенная ими цена была на 5 % выше (правда, при несколько более высоком уровне гарантий), даже при напряженном бюджете мы решили отдать предпочтение этой компании.

Прокомментируйте приведенную ситуацию с точки зрения процесса коммуникации. Что послужило мотивом принятия такого решения?

Задание № 3. Используя схему (рисунок 1), схематично опишите коммуникационный процесс на примере взаимодействия преподавателя и студентов в аудитории в ходе разбора конкретной ситуации по управлению. Критериями оценки могут быть адекватность используемых терминов для описания каждого из этапов процесса коммуникации и качество ответов на вопросы. Во внимание должно приниматься оформление представленного задания.

Задание № 4. Жанна Христодар только что получила университетскую степень бакалавр а по направлению «Менеджмент» и сразу же включилась в работу в компании своего отца. Ее отец Богдан Христодар являлся владельцем и президентом компании «Бутики Христодара», которая владела сетью из 12 магазинов модной женской одежды в ряде крупных городов России. Компанию еще в конце перестройки основал дед Жанны. Связи и опыт деда, долгое время работавшего в сфере советской торговли, и последние 10 лет деятельности ее отца в области женской одежды, их умение по купать и продавать эту одежду превратили компанию из одного магазина в центре Москвы в достаточно широкую сеть магазинов. Управленческий стиль Богдана Христодара, по сути, был продолжением стиля его отца. Оба получили образование при старой системе, один - торговое, а другой -политехническое. Богдан знал, что и как он делает. Он был горд тем, что был способен «держать руку на пульсе» всех деталей по покупке, рекламе и управлению магазинами.

каждый из менеджеров его магазинов, равно как и члены правления,встречался с ним каждые две недели в Москве. Между этими встречами Богдан тратил два - три дня в неделю на посещение своих магазинов и работу с менед­жерами.

Однако главной его заботой было то, как люди коммуницируют и как они смотивированы к работе. Он отмечал, что на заседаниях, которые он проводил, все менеджеры и специалисты слушают его очень внимательно. Тем не менее от суждений, которые они делали, его начала беспокоить мысль: слышат ли они его или просто внимательно слушают. Как результат - ряд его указаний точно не выполнялись магазинами. Он часто сам правил документацию и рекламные проспекты. В некоторых магазинах работники поговаривали о вступлении в профсоюз. Нередко приходилось слышать то, что ему совсем не нравилось. Так, ему стало известно, что многие работники компании, включая некоторых менеджеров, знают, что пытается делать его компания, и уверены, что они могли делать дело лучше, если бы имели шанс говорить непосредственно с Богданом и его ближайшим окружением. Сам Богдан чувствовал, что многие его менеджеры, так же как и служащие магазинов, делали свою работу без каких-нибудь реальных усилий в творчестве, без изобретательности и энтузиазма. Его, кроме того, интересовало, почему некоторые его лучшие работники увольнялись и устраивались на работу к конкурентам.

Когда дочь пришла к нему, чтобы занять должность его специального помощника, он сказал: «Жанна, меня беспокоит происходящее в компании. Очевидно, что это проблема коммуникации и мотивации. Я знаю, что ты изучала менеджмент в университете. Я слышал, как ты говорила о проблемах барьеров и техники коммуникации. Ты называла имена Маслоу, Герцберга, Врума, МакКлелланда и других, кто много знает в области мотивации. Конечно, я сомневаюсь, что эти «психологи» знают достаточно много о бизнесе. Вместе с тем я знаю о мотивации людей то,что главное — деньги, хороший начальники хорошие условия работы. Может быть, ты знаешь что-то еще, что поможет мне? Я надеюсь на это. За твое обучение в университете я заплатил немало денег. Мне это недешево обошлось. Так что ты могла бы мне предложить?»

Наши рекомендации