Коммуникация как процесс

Рассмотрим понятие коммуникации, для чего обратимся к психологической литературе.

Коммуникации (от англ. communicate – сообщать, передавать)– понятие, используемое в социальной психологии для характеристики обмена информацией в человеческом общении вообще (14), процесс двустороннего обмена информацией, ведущий к взаимному пониманию. В переводе с латинского это слово обозначает “общее, разделяемое со всеми”. Если не достигается взаимопонимания, то коммуникация не состоялась. Чтобы убедиться в успехе коммуникации, необходимо иметь обратную связь о том, как люди вас поняли, как они воспринимают вас, как относятся к проблеме.

Таким образом, понятие коммуникации связано с информационными обменами, которые существуют между людьми в процессе совместной деятельности и общения. Коммуникация – это акт и процесс установления контактов между субъектами взаимодействия посредством выработки общего смысла передаваемой и воспринимаемой информации. Действия, целью которых является смысловое восприятие, называют коммуникативными (2). Таким образом, во время совместной деятельности люди обмениваются между собой разными идеями, мнениями, интересами, настроениями, чувствами с помощью коммуникативных действий.

При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела, каким образом информация передаётся, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передаётся, но и формируется, уточняется, развивается. При описании коммуникативной стороны общения в случае взаимодействия между двумя людьми, надо выявить специфику в самом процессе обмена информации. Коммуникацию между людьми не следует рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как приём ее другой системой. В отличие от простого «движения информации» между двумя устройствами, в человеческой коммуникации имеются в виду отношения двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом. Взаимное информирование предполагает налаживание их совместной деятельности. Каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в партнёре. Направляя информацию собеседнику, необходимо учитывать его цели, мотивы, индивидуальные особенности, эмоциональные состояния и пр. В коммуникативном процессе происходит активный обмен информацией. В процессе общения участники стремятся выработать общий смысл. Это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но понята, осмыслена. Таким образом, суть коммуникативного процесса не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета.

В процессе коммуникации партнеры посредством системы знаков могут повлиять друг на друга, то есть происходит психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. При обмене информацией также происходит изменение типа отношений, сложившихся между участниками. Эффективность коммуникации измеряется тем, насколько удалось это воздействие. Коммуникативное влияние возможно лишь тогда, когда «все говорят на одном языке», то есть происходит понимание значения и смысла сообщения. В противном случае могут возникать коммуникативные барьеры. Они возникают не только из-за отсутствия понимания ситуации, вызванное различиями в языке, но и различиями более глубокого плана: социальными, политическими, религиозными, профессиональными, которые влияют на мироощущение, мировоззрение, миропонимание. Такие барьеры возникают из-за принадлежности партнеров к разным социальным группам.

При построении типологии коммуникативных процессов в психологии используют понятие «направленность сигналов». Этот термин позволяет выделить:

а) аксиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены единичным приемником информации, т.е. отдельным людям;

б) ретиальный коммуникативный процесс, когда сигналы направлены множеству вероятных адресатов.

Информация, исходящая от коммуникатора, мо­жет быть двух типов: побудительная и констатирующая.Побуди­тельная информация выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие партнера. Стиму­ляция может быть различной:

-активизация, т.е. побуждение к действию в заданном направлении;

-интердикция - побужде­ние, не допускающее, наоборот, определенных действий, т.е. запрет;

-де­стабилизация — рассогласование или нарушение некоторых авто­номных форм повеления или деятельности.

Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она не пред­полагает непосредственного изменения поведения, хотя косвенно способствует этому. Сам характер сообщения может быть различ­ным: мера объективности может варьировать от нарочито «безразличного» тона изложения до включения в текст элементов убеждения.

Существует несколь­ко знаковых систем, которые исполь­зуются в коммуникативном процессе: вербальный (словесный) и невербальный (язык жестов, поз, мимики и пантомимики). По мнению исследователей, словесное общение занимает в беседе 30-35%, а 65-70% информации передается с помощью невербального общения. При этом по словесному каналу передается «чистая» информация, то есть содержание, значения слов, а по невербальному каналу – смыслы, отношение партнеров к информации и друг к другу. В.А. Лабунская выделила несколько каналов невербальной информации:

- оптико-кинетическая система знаков (моторика различных частей тела – жестикуляция, мимика, пантомимика);

- паралингвистическая (вокализация) и экстралингвистическая системы знаков (темп речи, включение в речь пауз, других вкраплений, напри­мер покашливания, плача, смеха);

- организация пространства и времени коммуникативного процессавыступает также особой знаковой системой (проксемика). Основатель проксемики Э. Холл зафиксировал, например, нормы приближения человека к партнеру по общению, свойственные американской культуре: интимное расстояние (0—45 см); персональное расстоя­ние (45—120 см), социальное расстояние (120—400 см); публичное расстояние (400—750 см). Каждое из них свойственно особым си­туациям общения (1);

- контакт глаз- знаковая система, используемая в коммуникативном процессе: частота обмена взглядами, их длительносгь, смена статики и динамики взгляда, избегание его и т.д. Контакт глаз имеет значение дополнения к вербальной коммуникации, сообщает о готовности поддержать коммуникацию или прекра­тить ее, поощряет партнера к продолжению диалога, спо­собствует тому, чтобы обнаружить полнее свое «Я», или, напро­тив, скрыть его.

Могут существовать две разные задачи ориентации в общении. А.А. Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает не столько различие адресатов сообщения, сколько преимущественную тематику, содержание коммуникации.

Процесс коммуникации, как уже было сказано, включен в бо­лее сложное явление — общение, поэтому важно понять, что его содержанием является процесс взаи­мовлияния людей друг на друга. Чтобы полностью описать процесс взаимовлияния, недостаточно знать только структуру коммуника­тивного акта, необходимо проанализировать мотивы обща­ющихся, их цели, установки и пр. Само же воздействие в процессе коммуникации может быть различным. А.А.Леонтьев и ряд других ученых выделяют два типа воздействия: оно может носить характер манипуляции другим человеком (насильственная коммуникация), т.е. прямого или чаще косвенного навязыва­ния ему какой-то позиции, а может способствовать актуализации партнера, т.е. раскрытию в нем и им самим каких-то новых воз­можностей (ненасильственная коммуникация) (12).

Итак, коммуникация рассматривается в психологии как процесс обмена информацией (с помощью вербальных и невербальных знаков), посредством которого осуществляется достижение определенных целей собеседниками. В этом процессе большое значение имеет не только процесс передачи, но и процесс восприятия информации, который осуществляется посредством слушания. Выделяют три вида слушания: нерефлексивное (относительно пассивное восприятие речи), рефлексивное (процесс активного восприятия, уточнения, перефразирования воспринимаемой информации) и эмпатическое слушание (понимание чувств собеседника). Таким образом, процесс коммуникации может быть более или менее эффективным. Для эффективной коммуникации характерно: достижение взаимопонимания между партнерами, достижение большей определенности в понимании ситуации и предмета общения, что способствует разрешению проблем, обеспечивает достижение целей с оптимальным расходованием ресурсов. Среди множества факторов, влияющих на эффективность процесса, на наш взгляд, наиболее важными являются следующие умения коммуникаторов:

· устанавливать и поддерживать контакт с собеседником;

· формулировать свои мысли в устной и письменной форме с учетом возможностей адресата;

· осуществлять обратную связь, задавать вопросы и отвечать на них;

· слушать - эффективность обмена информацией зависит от того, как собеседники могут друг друга слушать и избегать следующих ошибок: перебивания, поспешных выводов, поспешных возражений, непрошенных советов.

Иначе говоря, эффективность коммуникации во многом определяется коммуникативной компетентностью собеседников.

Наши рекомендации