Роль общения в жизни людей
Общение и его функции. Казалось бы, смысл понятия «общение» ясен и особых разъяснений не требует. Существует, однако, немало понятий, значение которых в обыденной речи и в научном употреблении не вполне совпадает; а бывает и так, что и в самой науке термин употребляется в различных значениях. Это относится и к понятию «общение». Общение – сложный процесс, который является предметом изучения в целой группе наук: психологии, социологии, философии, этнографии, лингвистике и семиотике, педагогике и других. Каждая наука предлагает свой угол зрения и соответственно свое понимание общения. История культуры выработало многообразие форм общения (см. рисунок «Мир общения»).
Общение человека с другими индивидами также многогранно. Каждая грань по-своему важна и в разные моменты общения может проявиться ярче других, скрывая остальные. В процессе общения мы можем передавать друг другу информацию (информационная, иликоммуникативная сторона общения); взаимодействовать, т.е. обмениваться действиями, с другими людьми (интерактивная сторона); познавать их (перцептивная сторона) и испытывать переживания, возникающие в ходе общения.
По своему назначению общение многофункционально. Можно выделить следующие основные его функции.
1.Формирующая. Без преувеличения можно сказать, что общение выступает важнейшим фактором психического развития человека и становления его как личности. Именно в общении зарождаются, существуют и проявляются психические процессы, состояния и особенности поведения человека.
Действительно, без общения со взрослыми никто не смог бы превратиться из беспомощного новорожденного в того, кем является сейчас. Окружающие взрослые не только научили нас говорить, читать, писать, правильно вести себя. В ходе развития внешние формы общения ребенка и взрослого переходят во внутренний план. Например, вначале взрослый направляет внимание ребенка на тот или иной предмет, а потом ребенок сам научается управлять своим вниманием. Желание дошкольника услышать похвалу от взрослых, прежде всего родителей, заставляет его совершать определенные поступки, а значит развиваться. Для подростков характерно стремление завоевать авторитет, занять свою нишу среди одноклассников и друзей. Сравнение себя с другими приводит к тому, что важнейшим содержанием психического развития подростков становится самопознание.
Таким образом, общение – сложный процесс взаимных влияний, обогащений и изменений. Воспитывается ли ребенок в полной семье, есть ли у него заботливая бабушка, братья и сестры, как много и кто его друзья, учителя – все это определяет воспитательный потенциал его круга общения.
1. Прагматическая. Реализуется в процессе совместной деятельности (игры, учебной, производственной, научной и др.) В данном случае общение, т.е. установление контакта между людьми, необходимое средство обеспечения эффективности деятельности.
2. Функция подтверждения. Еще У. Джемс отмечал, что для человека «не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому себе и оставаться абсолютно незамеченным». Приветствия, обращения по имени, различные знаки внимания – указанные действия направлены на поддержание у человека «минимума подтвержденности», а значит и хорошего самочувствия. Особенно значимо это для людей пожилого возраста, которые чаще могут ощущать себя одинокими. Можно сказать, что общение с другими людьми как бы отсрочивает старость.
3. Функция проявления и поддержания межличностных отношений. Отношения к другим людям (симпатия или антипатия, любовь, ненависть, презрение и др.) не только проявляются в тех или иных ситуациях общения, но и формируются в них в зависимости от того, как складывается или организовано общение.
4. Внутриличностная функция. Благодаря «диалогу» с самим собой мы принимаем определенные решения, совершаем значимые поступки.