Общая характеристика психического развития в пожилом возрасте
Психическое развитие в пожилом возрасте обусловлено выходом на пенсию, переменами в статусе, новыми ролями, возрастной перестройкой организма, ослаблением психической устойчивости и др.
Центральным моментом данного возраста является окончание активной профессиональной деятельности («шок отставки»). Однако, пожилой возраст при разумно организованном режиме, внимательном отношении к собственному здоровью, психологической уравновешенности и заботе близких может быть не менее привлекательным, чем другие периоды жизни.
Незанятость появляется в результате уменьшения жизненной активности и энергии и рассматривается как совокупный процесс, психосоциальное явление, которое объясняется как психологией данного индивидуума, так и воздействием на него общества, включающего или выключающего человека из социальной жизни.
В зависимости от количества имеющейся психической энергии пожилых людей можно разделить на три группы:
¨ первая группа включает тех, кто чувствует себя достаточно бодрым и энергичным, продолжает трудиться, выполняя определенные обязанности перед обществом, оставаясь на том же месте работы, где был в зрелые годы.
¨ вторая группа включает тех, кто не работает, не выполняет общественных обязанностей, а занимается собственным делом. Эти люди имеют тоже достаточно энергии, чтобы быть занятыми.
¨ третья группа включает людей со слабой психической энергией, действительно не занятых или занятых главным образом собой.
Признание себя старым – сильнейший психологический фактор старения. Но отсутствие самоощущения старения не лучше для физического и психического состояния. Правильное ощущение собственного возраста – это верная манера поведения и общения.
Людей, приближающихся к пожилому возрасту, можно разделить на следующие группы:
1. Очень хотят выйти на пенсию, чтобы заняться другим делом. Они активно готовятся к этому, получают дополнительную специальность или просто осваивают новую, необходимую информацию. Пенсия воспринимается как начало новой жизни, когда можно заняться любимым делом с полной отдачей.
2. Очень боятся выхода на пенсию. Правдами и неправдами пытаются продлить время работы, чувствуют себя никому не нужными, если не могут заработать достаточное с их точки зрения количество денег.
3. Третью группу людей можно назвать условно равнодушными, они уже давно не работают с полной отдачей, и выход на пенсию не приносит им существенных переживаний, связанных с необходимостью перераспределять жизненную энергию. Они продолжают свое существование, давно и привычно окрашенное всеми оттенками нелюбви к жизни.
В психологии пожилого возраста используется понятие эгоистической стагнации для описания унылого и бесцветного увядания. Она поражает тех людей, которые давно уже живут вне концепции жизни, отказались от собственной экзистенции, от собственных проявлений духа и погрузились не в глубины своего Я или поднялись к его высотам, а замкнулись на плоскости прошлого. Эгоистическая стагнация это прерванная связь с настоящим временем. Она обостряет в человеке его личностные качества, это время и момент жизни для проявления в полной мере сущностных качеств человека – его любви к людям и жизни или отсутствия таковой.
5. Основные задачи развития в пожилом возрасте. В пожилом возрасте решаются основные задачи:
1. принятие и освоение новых социальных ролей;
2. адаптация к потере физических возможностей;
3. подведение итогов жизни и ее принятие;
4. развитие личностной позиции в отношении смерти;
5. деятельность самообслуживания как возможность сохранения самостоятельности и независимости.
Основным новообразованием личности в пожилом возрасте является жизненная мудрость.
Согласно Э.Эриксону, пожилой возраст это период, который сдвигается от забот о будущем к прошлому опыту. Если психическое развитие имеет нормальный ход, то формируется цельность личности. Для нее характерно подведение человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого, в котором уже ничего нельзя изменить. Видя свое продолжение в детях и внуках, в том, что он смог сделать как профессионал, человек не страшится неотвратимости смерти.
При неблагоприятном развитии личности в пожилом возрасте возникает отчаяние. Эта связано с неспособностью человека объединить свои прошлые поступки в единое целое, что сопровождается страхом перед смертью, осознанием невозможности начать жизнь заново.
1. Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964.
2. Бауэр Т.Дж.Р. Психическое развитие младенца. – М., 1979.
3. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968.
4. Введение в психодиагностику: Учебное пособие для студ. сред.пед.учеб.заведений /Под ред К.М. Гуревича, Е.М. Борисовой. – 3-е издание, стереотип. – М.: Изд.центр «Академия», 2000.-192.
5. Волков Б.С. Психология ранней юности: Учебное пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Выготский Л.С. Вопросы детской психологии. – СПб, 1999.
7. Выготский Л.С. Кризис трех лет // Собр.соч. Т.4. – М., 1984
8.Дарвиш О.Б. Возрастная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Под ред. В.Е. Клочко. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 264 с.
9. Диагностика готовности к обучению в школе (Психодиагностические методики и инструкции для использования) /Серия «Психологическая диагностика в школе». Выпуск 2. /Составители Дыгун М.А., Кожаева В.И., Шумский П.П. – Мозырь: РИФ «Белый ветер», 1997. – 16 с.
10. Дубровина И.В., Данилова Е.Е., Прихожан А.М. Психология: : Учебник для студ. сред.пед.учеб.заведений /Под ред. И.В. Дубровиной – 2-е издание, стереотип. – М.: Изд.центр «Академия», 2001.-464.
11. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. — М.: Просвещение, 1988. — С.5-21.
12. Кон И.С. Дружба. – М., 1980.
13. Конспект лекций по возрастной и педагогичсекой психологии: пособие для учащихся шк.отд-ния сред.пед.учеб.заведений Респ.Беларусь /Под общ ред М.А. Дыгуна – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005.
14. Крайг Г. Психология развития.- СПб.: Питер, 2002. – 992 с.
15. Кулагина И. Ю., Колюцкий В.Н. Возрастная психология. Полный жизненный цикл человека. М., 2004. С. 237
16. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М., 1997.
17. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. — М.: Педагогика, 1986. — С. 75-120.
18. Люблинская А.А. Детская психология. Учебное пособие для студентов педагогических ин-тов.- М.: Просвещение, 1971.- 416 с.
19. Мухина В.С. Детская психология Москва. 1985 г.
20. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 496 с.
21. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. – Л., 1989.
22. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России. – 1999. – 442 с.
23. Особенности психического развития детей 6 – 7 летнего возраста. /Под ред. Д.Б. Эльконина, А.Л. Венгера/ Москва. 1988 г.
24. Панько Е.А. Развитие познавательных процессов дошкольников: Учебное пособие. — Минск: Изд-во БГУ, 1984. — С. 3-101.
25. Проблемы дошкольной игры; психолого-педагогический аспект. — М.: Просвещение, 1987. — С. 47-86.
26. Сапогова Е.Е. Психология развития человека: Учебное пособие. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 460 с.
27. Смирнова Е.О. Детская психология: Учеб.для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. – 368 с.
28. Уайт Б. Первые три года жизни. – М., 1992.
29. Урунтаева Г.А. Дошкольная пситхология: Учебноое пособие для студ. Сред. Пед. учеб. заведений. – 5-е изд., стереотип., - М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
30. Хухлаева О. В. Психология развития: молодость, зрелость, старость: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Издательский центр «Академи», 2002. – 208 с
31. Эльконин Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника //Избранные психологические труды. – М., 1989.