Абстрактное мышление (понимание, осмысление и обобщение).

Психологические основы процесса обучения.

В основе процесса обучения находится теория познания. "От живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике - таков путь познания истины".

Теория познания Учебно-познавательныйпроцесс
живое созерцание восприятие нового материала
абстрактное мышление осознание, осмысление, понимание нового материала
практика применение знаний на практике

Ученик и ученый проходят все этапы. Но есть отличия.

Процесс обучения: двусторонний процесс - преподавание и учение.

Одновременно с названными процессами преподавания и учения протекает внутренний процесс усвоения знаний и способов деятельности. Рассмотрим психологическую характеристику процесса усвоения, который включает в себя восприятие, осмысление, понимание, обобщение закрепление и применение.

Структура процесса усвоения знаний:

1. Чувственное познание ("живое созерцание")

Основа чувственного познания: первичные познавательные процессы - ощущение и восприятие.

Восприятие - процесс отражения в сознании человека предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств (в отличие от ощущений, в которых отражаются лишь отдельные свойства раздражителя), восприятие отражает предмет в целом, в совокупности его свойств.

Результат восприятия - формирование представлений как низшей формы знаний. Представление - это сохранение в сознании человека внешних образов (признаков, свойств) воспринятых предметов и явлений.

Почему ? низшая форма знаний - потому, что в них фиксируются только внешние свойства предметов и явлений, но не раскрывается их сущность.

На восприятие информации влияет частота передачи информации, скорость, психическое состояние обучаемого, день недели, часы занятий и др. (задача, мотивы деятельности, установки и эмоции).

Для управления процессом восприятия существенным является факт его зависимости от особенностей личности ученика, его интересов, мировоззрения, убеждений и направленности в целом.

Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей - называется апперцепцией.

Абстрактное мышление (понимание, осмысление и обобщение).

Восприятие связано с мышлением, пониманием сущности воспринимаемых предметов и явлений.

Понимание - осуществляется через установление первичных, в значительной мере обобщенных связей и отношений между предметами, явлениями и процессами, выявление их состава, назначения, причин и источников функционирования.

Основа понимания - установление связей между новым материалом и ранее изученным, что служит основанием для осмысления.

Осмысление - эта такая мыслительная деятельность человека, в процессе которой он раскрывает сущность познаваемых (изучаемых) предметов и явлений и формирует научные понятия, требует задействования общеучебных умений и навыков.

При этом используются приемы умственной деятельности, в основе которых:

анализ и синтез;

сравнение и сопоставление;

классификация и систематизация и др.

Результат осмысления - понимание изучаемого материала и образование понятий.

В понятиях выражается глубинная сущность изучаемых предметов и явлений, внутренние причины и следствия. Понятие - форма научного знания (мысли), в которой раскрывается сущность познаваемых предметов и явлений.

Сопровождается формированием у учащихся определенного отношения к учебному материалу, происходит понимание социального, в том числе практического значения и личностной значимости материала.

Обобщение знаний - характеризуется выделением и систематизацией общих существенных признаков предметов и явлений. Это более высокая по сравнению с осмыслением ступень абстрагирования от конкретного, момент перехода от уяснения смысла к определению понятия.

Научные понятия - всегда абстрактны. Оперирование научными понятиями на этапе обобщения знаний приводит к установлению связей между ними, формированию суждений.

Сопоставление суждений приводит к умозаключению, выводам и доказательству.

Обобщение завершает (в основном) обучение, если индуктивно-аналитический путь (от единичного к общему знанию).

Дедуктивно-синтетический путь - обобщенные данные в виде понятий, определений, теорий и законов вводятся в начале изучаемой темы (движение знаний от более общего к менее общему, частному, выведение следствия из посылок).

3. Применение знаний ("практика").

Закрепление - предполагает повторное осмысление, неоднократное воспроизведение изучаемого. Важно осуществлять закрепление на новой основе, на новых упражнениях, на новых примерах, по сравнению с теми, которые использовались при объяснении учебного материала учителем или применялись в тексте учебника. Очень ценно в этом смысле задание ученикам - привести собственные примеры изучаемых явлений, законов, закономерностей, причинно-следственных зависимостей и т.д. В таком случае закрепление углубляет знания, осуществляет их перенос на новые ситуации, развивает учебно-познавательные умения и навыки (а не просто обеспечивает прочное запоминание).

Применение. В ходе усвоения надо обеспечивать не только прочность, глубину и осознанность, но и действенность знаний, т.е. умение применять их на практике в учебе и жизни. Применение знаний осуществляется в самых разнообразных видах и во многом зависит от характера учебного предмета, специфики содержания изучаемого материала: это могут быть упражнения, лабораторные работы, трудовая деятельность на пришкольном участке, УПК, на предприятии; значимо применение изучаемого материала (вопросов) в решении учебно исследовательских задач. Применение знаний способствует более свободному овладению ими, усиливает мотивацию учения, раскрывая практическую значимость изучаемых вопросов, делает знания более прочными, жизненными и реально осмысленными.

Взаимосвязь элементов усвоения.

Все элементы усвоения взаимосвязаны.

Процесс восприятия включает некоторые начальные элементы понимания и осмысления (ученик узнает воспринимаемое и относит его к какому-то классу явлений). Но важно иметь в виду, что именно восприятие доминирует на данном этапе усвоения. Понимание также невозможно отделить от осмысления изучаемого материала. Здесь уже происходит некоторое начальное контурное осмысление. Следует заметить (интересно), что в каждом элементе усвоения проявляются предшествующие элементы этого процесса, так как при осмыслении ученик воспринимает некоторые дополнительные объекты, он понимает те или иные не охваченные ранее связи. Точно так же синтетически проявляют себя элементы усвоения и в обобщении, закреплении и применении изучаемого учебного материала.

Следует заметить, что последовательность этапов усвоения нельзя представить себе раз и навсегда предопределенной. Возможны случаи, когда усвоение учебного материала начинается с решения проблемной жизненной задачи, которая ведет учеников от жизненного применения к его теоретическому объяснению, пониманию и осмыслению. При дедуктивном подходе к обучению, как отмечалось, очень часто усвоение начинается как бы с теоретических выводов. Последовательность и мера применения элементов усвоения будут зависеть от задач обучения, специфики содержания, возможностей учеников и самого учителя. Поэтому всегда необходим осознанный выбор наиболее рационального варианта его организации в соответствующей ситуации.

Наши рекомендации