Образовательные потребности взрослых
Образовательные потребности взрослых | % респондентов | Ранговое место |
Специальные профессиональные знания, умения, навыки | 74,29% | |
Психология управления | 64,29% | |
Психология делового общения | 64,29% | |
Знание методов управления | 55,71% | |
Управление персоналом | 51,43% | |
Юридические знания | 48,57% | |
Знание иностранного языка | 47,50% | |
Владение компьютерными программами | 45,71% | |
Разработка стратегии управления | 38,57% | |
Знание теоретических основ управления | 37,14% | |
Экономика организации | 35,00% | |
Знания по организации предприятия | 31,43% | |
Другие варианты | 5,00% |
Для наглядности результатов представим их в виде гистограммы.
Рис. 5Образовательные потребности взрослых
Также среди причин обучения указывают: желание сменить работу, владеть актуальной информацией, желание развиваться, узнать и научиться новому, приказ, аттестацию, статус обучающей организации, авторитет преподавателей, степень знакомства, возможность установления новых полезных контактов, общение, развитие собственного бизнеса или желание обзавестись им. На первом месте по группе – «Расширение кругозора», 35,07%, на втором – «Специальные профессиональные знания, умения, навыки», 31,34%, также среди значимых причин и близких по количеству указаний – «Обязанность, приказ, аттестация», 16,42%, «Карьерный рост, внесение в список кадрового резерва, перспектива», 15,67%.
Детально результаты обработки представлены в Таблице 10.
Таблица 10
Причины обучения взрослых
Причины обучения | Количество указаний | % респондентов | Ранговое место |
Желание сменить работу | 6,72% | ||
Карьерный рост, внесение в список кадрового резерва, перспектива | 15,67% | ||
Повышение материального благополучия | 1,49% | ||
Специальные профессиональные знания, умения, навыки | 31,34% | ||
Повышение квалификации | 10,45% | ||
Расширение кругозора | 35,07% | ||
Желание учиться | 11,94% | ||
Установка на развитие, самосовершенствование | 5,22% | ||
Самореализация | 1,49% | ||
Самоопределение | 1,49% | ||
Самоутверждение, повышение самооценки, уверенности в собственных силах | 3,73% | ||
Ответственность и долг | 5,97% | ||
Обязанность, приказ, аттестация | 16,42% | ||
Статус университета и авторитет преподавателей, знакомые педагоги | 2,99% | ||
Новые полезные контакты и общение | 4,48% | ||
Реализация бизнесс-проектов | 5,22% |
Для наглядности результатов представим их в виде гистограммы.
Рис. 6Причины обучения взрослых, %
Рис. 7Причины обучения взрослых, ранговое место
2. «Мотивация профессиональной деятельности» (методика К. Замфир в модификации А. Реана).
Напомним типологию мотивов профессиональной и профессионально-педагогической деятельности К.Зампфир:
3) Внутренний тип (ВМ);
4) Внешний тип:
А) положительный (ВПМ) - материальная, нематериальная;
Б) отрицательный (ВОМ) - материальная, нематериальная.
По группе преобладает мотивационный комплекс, где ВПМ>ВМ>ВОМ. Он характерен для 117 обучающихся из 134. Также представлены ВМ>ВПМ>ВОМ, ВМ>ВОМ>ВПМ, ВПМ>ВОМ>ВМ. На наш взгляд данная методика не совсем корректна для использования, т.к. показатели ВМ, ВПМ, ВОМ в ней представлены неравномерно (для ВМ – максимальная сумма 10 баллов, для ВПМ – 15, для ВОМ – 10 баллов), что сказывается на результатах. Поэтому для анализа мотивационного профиля данные по ней не могут быть использованы как основные.
Результаты представлены в Таблице 11.
Таблица 11