ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ. Актуальность темы исследования.В последнее время метод моделирования становится одним из эффективных методов познавательной деятельности человека
Актуальность темы исследования.В последнее время метод моделирования становится одним из эффективных методов познавательной деятельности человека, выступая в качестве существенной характеристики современного стиля мышления. О моделях ведут научные дискуссии философы, математики, медики и юристы, государственные и политические деятели. Представляется, что возрастание роли моделирования во всех сферах человеческой деятельности следует объяснять внутренней логикой развития науки и практики, необходимостью во многих случаях опосредованного познания объективной реальности. Широкое использование моделирования как одного из методов формализации знания знаменует новый этап в развитии наук - этап перехода от накопления и описания фактов к их абстрактно-теоретическому изучению и обобщению.
Мнение о том, что удел моделирования лишь технические и естественные науки стало сегодня несостоятельным, ибо этот метод нашел свое применение и в лингвистике, и в искусстве, и в археологии, и в других гуманитарных отраслях знания. Особо следует отметить проникновение моделирования в юридические науки, что в гносеологическом аспекте следует рассматривать как закономерный процесс дальнейшего развития методологии права. Постепенно этот метод внедряется и в сферу уголовного судопроизводства, в которой уже накоплен определенный опыт создания кибернетических и компьютерных информационных моделей для наиболее эффективного решения разнообразных криминалистических задач.
В настоящее время назрела необходимость исследования и внедрения в практику раскрытия и расследования преступлений многообразных форм моделирования и методических основ их
применения. При этом необходимо опираться на богатый потенциал теории моделирования, теории систем и других, смежных с ними отраслей знаний в реализации модельного подхода к решению ситуационных задач, возникающих в уголовном процессе.
В кибернетике разработаны теоретические основы ситуационного моделирования и управления (Ю. А. Клыков, Д. А. Поспелов), создан метод программирования, именуемый модельным методом управления динамическими ситуационными системами. С учетом специфики процесса расследования преступлений, основные положения ситуационного моделирования могут найти применение, как в криминалистической науке, так и в следственной и экспертной практике.
Анализ научных источников по исследуемой проблеме показывает, что вопросы использования моделирования в целом, и ситуационного в частности, изучены в криминалистике недостаточно. Первые рекомендации по использованию моделирования в следственной практике были высказаны в работах австрийского криминалиста Г.Гросса (1895 г.), однако сам термин моделирование вошел в криминалистику значительно позднее - в конце 8О-х годов XX столетия (А.Р. Ратинов) и получил распространение в связи с активизацией исследований в области криминалистической методологии (Р.С. Белкин, И. М. Лузгин), кибернетики (А.С. Полевой), методов производства ряда криминалистических экспертиз (Г.Л. Грановский, Л. Г. Эджубов).
Различные аспекты моделирования а криминалистике разрабатывались А. Ф. Аубакировым, А. И. Баяновым, Г. А. Густовым, Л. Я. Драпкиным, И. М. Лузгиным, А. Р. Ратиновым, М. А.Хлынцовым и другими учеными. В их работах приводятся определения моделирования, рассматриваются вопросы специфики мысленного
и материального моделирования в расследовании преступлений, выделяются правовые основания и условия реализации этого метода. Однако, в работах указанных ученых, в силу иного характера поставленных задач, вопросы ситуационного моделирования затронуты не были или рассматривались в самых общих чертах.
К восьмидесятым годам метод моделирования стал довольно популярен в криминалистике. Вместе с тем, по мере усиления интереса ученых к проблемам его использования, постепенно стала складываться парадоксальная ситуация: понятие модели и моделирования в криминалистике оказались расплывчатыми, а критерии необходимости применения этого метода неопределенными. Отмеченные обстоятельства обусловили возникновение перед учеными-криминалистами ряда вопросов: так что же есть модель в расследовании преступлении, когда и зачем должен использоваться этот метод в сфере уголовного судопроизводства, каково соотношение моделирования с другими методами, понятиями и категориями криминалистики.
Отмеченные обстоятельства предопределили выбор темы диссертационного исследования и обусловили ее актуальность.
Цели и задачи исследования.Целью диссертации является, во-первых, рассмотрение проблемных вопросов моделирования в криминалистике и следственной практике; во-вторых, разработка методических основ использования ситуационного моделирования в сфере уголовного судопроизводства; в-третьих, анализ возможностей и перспектив его применения для решения научных, практических и дидактических криминалистических задач.
Для реализации этих целей был поставлен ряд взаимообусловленных задач, важнейшими из которых являются:
- определение роли и места моделирования среди других
методов познания, используемых при расследовании преступлений, теоретический анализ особенностей применения ситуационного моделирования в криминалистической тактике;
- исследование дидактических аспектов ситуационного моделирования.
Методология исследования.Разработка вопросов становления теории ситуационного моделирования в криминалистике, учитывая избранный ракурс исследования, в поле зрения которого оказывается множество самых разнообразных процессов и проблем, предполагает весьма широкую методологическую базу исследования. Ее основу составляет диалектике - материалистический метод познания, наряду с которым автором использовались разнообразные частные методы и процедуры научного исследования: ситуационный и системно-структурный анализ, обобщение конкретных и моделирование типовых ситуаций, анкетирование, интервьюирование, методы статистического анализа.
В работе использованы положения уголовного и уголовно-процессуального законодательства РСФСР, теории уголовного права, процесса, криминалистики, криминологии, других юридических наук.
Для проведенных исследований существенное значение имелитеоретические положения, изложенные в работах Р.С. Белкина, В.К. Гавло, Г. А. Густова, Я Л. Гранат, Л. Я. Драпкина, А. В. Дулова, В. Я. Колдина, И. М. Лузгина, В. А. Образцова, Н. С. Полевого, А. Р. Ратинова, Л. Д. Самыгина, Л. А. Соя-Серко, М. Я Хлынцова, Я. Я. Яблокова и других криминалистов.
Кроме того, при написании диссертации была изучена литература по философии, логике, педагогике, научной организации труда, информатике и кибернетике (управлению,
теории игр, исследованию операций).
материалы, положенные в основу диссертации, являются итогом научной и педагогической работы автора над проблемами криминалистической дидактики, тактики и методики, а также оптимизации следственной, деятельности.
Эмпирическая база диссертации сформирована в результате участия автора в комплексном исследовании - "Следственные ошибки, их причины и пути устранения", проводимого учеными Института укрепления законности и правопорядка совместно с Главным следственным управлением и управлением по надзору за рассмотрением уголовных дел в судах Прокуратуры СССР (1986 -1987 гг.), а также в результате изучения материалов уголовных дел об убийствах и изнасилованиях, рассмотренных судами московской и Калининградской областей в 1984 - 1991 г.г. В общей сложности, в ходе работы над диссертацией автором изучено 409 уголовных дел о насильственных преступлениях против личности.
Изучалась практика работы следственного аппарата Прокуратуры РСФСР, Калининградской областной прокуратуры. По специально разработанной программе в соответствии с основными задачами исследования было проинтервьюировано и проанкетировано 72 следователя прокуратуры и МВД г. г. Москвы, Калининграда и Волгограда.
Научная новизна диссертационной работызаключается в том, что в ней предпринята первая в криминалистике попытка исследования сущности и методических основ ситуационного моделирования. Кроме того, научная новизна диссертации определяется следующими выносимыми на защиту положениями:
1. Разработано понятие ситуационного моделирования в расследовании преступлений, выявлены его процессуальные, логические и психологические аспекты; построен алгоритм
использования этого метода в следственной практике.
2. Предложена принципиально новая методика моделирования расследуемого события посредством моделирования его механизма с предкриминальной, криминальной и посткриминальной ситуацией.
3. Разработана методика моделирования следственных ситуаций, показаны возможности моделирования как средства оптимизации принятия следственных решений; намечены перспективы и обозначены пути компьютеризации этого процесса.
4. Определены роль и место моделирования как научного метода, используемого в криминалистике и как метода познания истины при расследовании преступлений; сформулировано понятие моделирования, адаптированное к сфере уголовного судопроизводства; выделены основные критерии целесообразности его использования в криминалистике и практике борьбы с преступностью.
5. Предпринята попытка классификации видов и объектов моделирования в криминалистике.
6. Проанализировано соотношение понятия моделирования с другими понятиями и категориями криминалистики; выдвинута научная гипотеза о различии и взаимосвязи, а также о генезисе понятий типовая модель конкретного вида преступления, криминалистическая характеристика преступления, индивидуальная модель расследуемого события.
7. Исследованы проблемы ситуационного подхода к анализу криминального события и уголовно-процессуальной деятельности; разработана классификационная система типов и видов ситуаций, являющихся объектами изучения криминалистики.
8. Разработана научная концепция генезиса и сущности
криминальной ситуации; отмечены направления практического использования указанных теоретических разработок.
9. Предложена концепция механизма совершения насильственного преступления против личности, описана поливариантная методика его моделирования.
10. Исследованы прикладные аспекты ситуационного моделирования, его использование для решения тактических, стратегических и дидактических задач.
практическая значимость работы. Имеющиеся в диссертации выводы и предложения могут быть использованы:
- для дальнейшего развития криминалистической методологии, учения о криминальных и следственных ситуациях, для становления и разработки формирующейся теории моделирования в криминалистике, в ходе научных исследований, направленных на разработку оптимальных частных методик расследования на ситуационной основе, а также в. процессе дальнейшего совершенствования теоретических основ криминалистической тактики;
- в повышении эффективности следственной деятельности по раскрытию и расследованию умышленных убийств и других преступлений против личности;
- для дальнейшего совершенствования разрабатываемых и действующих в следственной и экспертной практике автоматизированных информационных систем;
- для усовершенствования методических основ преподавания криминалистики и других юридических дисциплин, правовой и криминалистической кибернетики, при разработке спецкурсов по проблемам моделирования, тактики и методики расследования.