Основные феномены взаимодействия.
Исследование взаимодействия индивида и малой группы связано, с одной стороны, с изучением группового давления, т.е. совокупности явлений, обусловленных теми воздействиями, влияниями, которые оказывает малая группа на протекание психических процессов, установки и поведение индивида, а с другой стороны — с изучением закономерностей влияния индивида на групповые психологические явления и групповое поведение, т.е. с изучением феномена лидерства.
Первые экспериментальные исследования в этой области были посвящены изучению влияния присутствия группы и группового взаимодействия на протекание психических процессов индивида и его поведение (Н.Триплетт, 1898, В.Меде, 1920, Ф.Олпорт, 1924, В.М.Бехтерев, 1925).
Результатом этих и других исследований было открытие эффектов социальной фасилитации (от англ. facility— облегчение) — улучшения индивидуальных результатов деятельности в присутствии других людей и социальной ингибиции(от лат. Inhibere — сдерживать, останавливать) — ухудшения этих результатов.
Последующие исследования (Р. Зайонс, 1965) позволили сделать вывод о том. что присутствие группы усиливает «доминирующую», т.е. наиболее вероятную для данного индивида реакцию.
В экспериментах американских социальных психологов (С.Харкинс и др., 1980) получены данные, говорящие о феномене т.н. «социальной лености» — тенденции прилагать меньше усилий в ситуации совместной деятельности и отсутствия контроля за индивидуальным вкладом каждого участника.
Однако, по мнению самих исследователей, проявление этого феномена, а также степень его выраженности существенно зависят от ситуативных и социокультурных факторов (Д. Майерс, 1997).
Обобщение результатов этих, а также последующих специально выполненных исследований позволило Н.Н.Обозову (1979) сделать следующие выводы.
А) В условиях присутствия других лиц у индивидов
снижаются: чувствительность (болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая), объем и концентрация внимания, точность выполнения простых арифметических действий, генерирование оригинальных идей — т.е. характеристики точности (качества) психической деятельности.
Повышаются: сила мышечного напряжения, продуктивность внимания, показатели долговременной памяти — т.е. скоростные (временные) характеристики психической деятельности (см. рис. 1).
Рисунок 5.
I (1) — чувствительность: болевая, слуховая, обонятельная, кинестетическая.
II (2) — сила мышечного напряжения (энергетика).
III (3, 4, 5) — внимание:
3.продуктивность,
4.объем,
5.концентрация.
IV (6, 7) — память:
6.кратковременная,
7.долговременная.
V(8, 9, 10, 11,12}— простая интеллектуальная деятельность;
(8) — арифметические действия; направленные ассоциации
(9 — по сходству; 10 — по контрасту);
11 — свободные ассоциации;
(12) — ассоциации с задержкой, т.е. одни ассоциации записываются, другие VI (13) — сложная интеллектуальная деятельность («решение проблем»).
Примечание: черная стрелка обозначает, направление изменения показателей в «худшую» или «лучшую» стороны в условиях «присутствия»; черный квадратик обозначает незначимые различия показателей психической деятельности в условиях изолированного обследования и в условиях «присутствия других».
В первом случае отмечается подавление, угнетение психических функций под влиянием группы, т.е. феномен социальной ингибиции, а во втором — их поддержка, усиление, т.е. феномен социальной фасилитации.
Снижение в группе количества ассоциаций по контрасту и их увеличение по сходству свидетельству сто том, что в группе психические процессы имеют тенденцию к единообразию, нормообразованию.
Б) В условиях группового взаимодействия (взаимовлияния — по терминологии Н. Н. Обозова) у индивидов
Снижаются: точность восприятия сложных объектов при их кратковременном предъявлении и качество (нетривиальность) генерируемых идей.
Повышаются: точность восприятия простых объектов и времени, точность восприятия сложных объектов при их длительном предъявлении и способность к определению в неодинаковых объектах сходных элементов (см. рис. 2).
Рисунок 6.
I (1) — точность зрительного восприятия основных параметров простых объектов (количество деталей, размер).
II(2)— точность восприятия времени.
III (3,4, 5, 6) — восприятие сложных объектов (по количеству деталей их определения),
(3) — при кратковременной экспозиции (15 с),
(4) — при длительной экспозиции (50 с),
(5) — определение в неодинаковых объектах сходных элементов;
(6) — определение в похожих объектах неодинаковых (отличающихся) элементов.
IV (7,8) — сложная интеллектуальная деятельность — «решение проблем»,
(7) — количество производимых разных идеи,
(8) — качество (нетривиальность и объяснимость) идей.
Примечание: условные обозначения те же, что на рис. 1.
Эти данные говорят об усилении тенденции к конвергенции, согласованности мнений и оценок в условиях группового взаимодействия.
Экспериментальные исследования М. Шерифа, П. Зоди, Е. Боварта, Н.Н. Обозова показывают, что при высокой определенности и малой сложности перцептивных задач в группе повышается точность восприятия и снижается конвергенция оценок, а при высокой неопределенности и сложности задач — точность восприятия в группе снижается, а конвергенция оценок увеличивается.
В классических экспериментах М. Шерифа (1937) исследовался процесс формирования групповых норм.
В ходе исследования с использованием т.н. автокинетического феномена (иллюзии движения неподвижного источника света в темноте), М Шериф обнаружил тенденцию к усреднению, согласованности индивидуальных оценок в группе и их последующее закрепление, и воспроизведение в индивидуальных оценках испытуемых (см. рис. 3).
Эти эксперименты положили начало серии лабораторных исследований феноменов группового давления и конформизма.
Рисунок 7.
Типичная группа из опытов Шерифа по возникновению норм. Три человека приходят к общему согласию, давая повторяющиеся оценки кажущегося смещения точечного источника света. По данным Sherif&Shenf, 1969, р. 209