Феномены профессионального взаимодействия психолога и клиента

Перенос – неадекватное переживание чувств, влечений, фантазий, установок и задействование защитных механизмов, возникших в прошлом в отношениях со значимыми людьми, при актуальном межличностном взаимодействии с психологом.

Черты свойственные переносу:

· Перенос является искажением реальности в том смысле, что клиент представляет консультанта в ложном свете

· Перенос бывает позитивным и негативным

· Возникновению переноса содействуют нейтральность и неопределенность консультанта

· Перенос – бессознательный процесс, т.к. клиент не осознает, что эти чувства привнесены из более ранних отношений

· Перенос чаще возникает в тех областях взаимодействия с окружением и собой, где имеются неразрешенные детские конфликты со значимыми личностями.

Ценность переноса заключается в том, что он позволяет проникнуть в прошлое клиента и увидеть, каким образом ранний опыт связанный со значимыми личностями, модифицирует реакции настоящего. Консультант, будучи объектом переноса, интерпретирует проекции и предоставляет клиенту возможность взглянуть на свое поведение в ракурсе причинности, чтобы избавиться от травм и фантазий прошлого.

Не рекомендуется углубляться в перенос и его интерпретацию в след.случаях:

· При искаженном восприятии реальности

· При недостатке времени для проработки переноса

· При отсутствии нормального контакта с клиентом

· Когда клиент из-за ослабления механизмов психол.защиты не может быть толерантен к тревоге и фрустрации

· Когда целью консультирования является не разрешение глубинных конфликтов, а , например, приспособление к текущим жизненным ситуациям.

Контрперенос возникает, когда психолог теряет свою объективность и развивает в себе сильное и глубокое чувство по отношению к клиенту: романтическое, агрессивное, сексуальное. Контрперенос может проявляться в форме внешнего поведения либо внутренних переживаний психолога.

Причины контрпереноса:

· Стремление консультанта понравиться клиенту

· Страх консультанта, что клиент может о нем плохо подумать, не прийти на встречу и т.д.

· Эротические и сексуальные чувства консультанта по отношению к клиенту, сексуальные фантазии, связанные с ним

· Очень бурная эмоц-ая реакция клиентов, которая может спровоцировать у консультанта чувства, обусловленные его внутренними конфликтами

· Стремление к власти над клиентом, проявляющееся в навязчивых советах последнему, как ему следует жить.

Г.Ракер предложил категории согласующегося (эмпатическое ощущение того, что пациент, будучи ребенком, чувствовал по отношению к раннему объекту (матери)) и дополняющего чувства терапевта соответствуют переживаниям объекта (матери) по отношению к ребенку (клиенту))переноса.

В психоанализе выделены след.источники сопротивления:

· Сопротивление-подавление, связанное с потребностью клиента защищать себя от травмирующих воспоминаний, ощущений, событий.

· Сопротивление-перенос, отражающие борьбу с импульсами, возникшими у пациента в отношении личности психоаналитика.

· Сопротивление-выгода, представляющее собой вторичную выгоду от сохранения проблемы, симптома, болезни.

· Бессознательное сопротивление – сопротивление инстинктивных импульсов любым изменениям в их способах и формах выражения.

· Сопротивление-5игер – сопротивление, вызванное чувством вины клиента, его потребностью в наказании.

· Сопротивление, вызванное неправильными действиями аналитика, неверно выбранной тактикой.

· Сопротивление, связанное с тем, что происходящие изменения ведут к сложностям в отношениях с близкими, значимыми людьми.

· Сопротивление, являющееся следствием нежелания прекращать отношения со своим аналитиком, зависимостью от него.

· Сопротивление из-за необходимости отказа от привычных форм адаптации и др.

В.Райх считал, что сопротивление можно преодолеть с помощью методик прямого телесного воздействия.

Классификация П.Гудмана, который выделил 4 основных механизма сопротивления (гештальт-терапия): конфлюенция, интроекция, проекция и ретрофлексия.

В гештальт-терапии сопротивление рассматривается: -как препятствие; -как условие роста клиента.

Психологический тест

В. П. Захаров и Н. Ю. Хрящева для развития компетентности в общении определяют в качестве необходимости решение следующих задач :

1. Приобретение знаний в области психологии личности, группы, общения.

2. Приобретение умений и навыков общения.

3. Коррекция, формирование и развитие установок, обеспечивающих успешность общения.

4. Развитие способности к адекватной оценке себя и других людей.

5. Развитие системы отношений личности.

Типы тренинговых групп:

1. «Я — Я» — группы, направленные на изменения на уровне личности, личностный рост участников; главные источники преобразований — внутриличностные.

2. «Я — Другие» — группы, направленные на изменения в межличностных отношениях и исследование процессов межличностного влияния и взаимодействия в зависимости от используемых способов.

3. «Я — Группа» — группы, направленные на исследование особенностей и стилей взаимодействия личности и группы как социальной общности и развитие эффективности этого взаимодействия.

4. «Я — Организация» — группы, ориентированные на изучение и развитие опыта межличностного и межгруппового взаимодействия в организациях.

5. «Я — профессия» — группы, ориентированные на субъектов конкретной профессиональной деятельности.

Два автора, Лафт Джозеф и Гарри Инграм , создали широко описанную в литературе схему под названием «Окошко Джогарри», которая иллюстрирует процессы самопознания и самораскрытия в тренинговой группе.

другие Я
Знаю о себе Не знаю о себе
Знают обо мне Открытая область Слепая область
Не знают обо мне Скрытая область Неизвестная область

Открытая область (1) содержит поведение, чувства и мотивы, которые известны и самому человеку, и окружающим.

Слепая область (2) состоит из того, что человек сам не замечает, а другие считают неуместным говорить об этом (отталкивающая манера поведения, повышенная агрессивность, навязчивость и

другие особенности поведения).

Скрытая область (3) содержит то, что осознает субъект, но не знают другие (сфера нерешенных проблем, неблаговидных поступков, интимных моментов в жизни).

Неизвестная область (4) — это то, что находится за пределами сознания и самого индивида и окружающих.

совокупность всех внутригрупповых социально-психологических процессов и явлений, протекающих в процессе жизнедеятельности группы, в социальной психологии объединяется под термином «групповая динамика» . К групповой динамике в тренинговой группе относят все процессы развития (движения) группы во времени, обусловленные взаимодействием и взаимоотношениями ее членов. В качестве основных процессов групповой динамики в тренинговых группах выделяются: фазы развития группы; групповые роли и феномен лидерства; групповая сплоченность и напряженность; групповое давление и конформность; процессы нормообразования; процессы принятия групповых решений и др.

фазы развития тренинговых групп:

1. Фаза ориентации и зависимости. Участники ориентируются в ситуации, присматриваются друг к другу и к ведущему. В этот период группа более ориентирована на ведущего и сильно зависима от него. Время существования группы на этой фазе во многом зависит от категории участников и стиля ведения ведущего. Результат прохождения группой данной фазы развития так или иначе проявляется на степени выраженности следующей фазы.

2. Фаза «притирки» и конфликта. Участники распределяют между собой и обживают социальные ниши в группе. Фаза сопровождается повышенной враждебностью и напряженностью в группе. Конструктивная помощь участников друг другу еще отсутствует или слабо выражена.

3. Фаза сотрудничества и целенаправленной деятельности. Развитие группы достигло данной фазы, если у участников возникло чувство принадлежности к ней, выработались общие ценности,

появилось доверие, искренность в выражении чувств и осознание общего «МЫ». Именно на данном этапе группа приобретает терапевтическую способность и способность обеспечить развитие личности.

4. Фаза завершения (умирания) группы. После полного выполнения поставленной задачи, в случае решения в ходе занятия всех вопросов, интересующих группу, она заканчивает свое существование как социальная структура.

С. И. Макшанов 1 разделяет принципы тренинга на несколько групп:организационные; принципы; принципы создания среды тренинга; принципы поведения участников; этические. принципы.

Организационные принципы определяют особенности подготовки и проведения тренинга и включают:

· Принцип комплектования группы тренинга учитывает такие характеристики, как возраст, пол, профессиональную принадлежность, уровень должностной иерархии, а также неко?

· торые психические свойства личности.

· Принцип физической закрытости — тренинговая группа работает в одном и том же составе от начала и до конца тренинга. После начала работы группы новые участники в нее не включаются. Пропустившие несколько занятий включаются в дальнейшую работу только с согласия остальных членов группы, при этом им необходимо рассказать пропустившему участнику обо всем, что произошло в группе во время его отсутствия.

· Принцип пространственно-временной организации тренинга определяет временные и пространственные характеристики группы.

Принципы создания среды тренинга включают:

· Принцип системной детерминации — воплощение в среде тренинга основных факторов изменений психологических феноменов человека и группы.

· Принцип реалистичности — создание среды, позволяющей в значимых деталях прорабатывать различные социальные и профессиональные ситуации, а также проблемы участников.Чем более отличается лабораторная среда тренинга от реальной (в значимых переменных), тем меньше вероятность переноса полученных изменений в реальную жизнь.

· Принцип избыточности — создание возможностей выбора различных вариантов дальнейшего продолжения тренинга (предоставление участникам информации, проведение тренинговых процедур и др.) в соответствии с развитием группы и ее содержательным продвижением.

выделяются следующие принципы поведения участников:

· Принцип моделирования. В тренинге моделируются различные ситуации, в которых участники демонстрируют негативные и позитивные формы поведения.

· Принцип активности предполагает включение в активную работу всех участников тренинга. Результативность тренинга для каждого участника во многом определяется степенью его личной включенности во все происходящие события и процедуры.

· Принцип искренности. Подразумевается, что, с одной стороны, каждый участник вправе сам определять меру своей искренности и если он не готов говорить или действовать, то

имеет право сказать «нет». Но, с другой стороны, если уж он решил сообщать сведения, то они должны быть достоверные, и если он решил выразить свои мысли или чувства, то это

следует делать искренне.

· Принцип «здесь и теперь». Данный принцип предназначен для преодоления тенденции отвлечения участников от актуальной ситуации происходящего в группе. Тенденция к отвлечению в иные области, даже если они и очень интересны, часто бывает вызвана проявлением реакции «ухода» (избегания) от имеющихся проблем и затруднений.

· Принцип доверительности. Данный принцип ориентирует на уважительное отношение участников друг к другу. Общение и взаимодействие каждого участника в ходе тренинга должны строиться с учетом интересов, ценностей, чувств и переживаний других.

· Принцип исследовательской (творческой) позиции. В тренинговой группе создается креативная среда, стимулирующая участников к самоанализу, поиску вариантов решения проблем, исследованию особенностей и закономерностей межличностного взаимодействия и познанию других участников.

· Принцип объективации (осознания) поведения. Принцип объективации предполагает перевод поведения участников с неосознанно-импульсивного уровня на осознанный.

К этическим принципам относятся:

· Принцип конфиденциальности. Он подразумевает, что информация о происходящем в тренинговой группе, касающаяся любого из ее участников, не должна выноситься и обсуждаться с кем бы то ни было за пределами группы.

· Принцип ненанесения ущерба. Соблюдение данного принципа предотвращает возможный ущерб со стороны ведущего или участников тренинга.

· Принцип соответствия заявленных целей тренинга его содержанию. Данный принцип подразумевает последовательность ведущего в реализации целей, заявленных в начале тренинга.

Наши рекомендации