Тема: Основные тенденции развития грамматических норм. 1. Особенности согласования определений и приложений.

План

1. Особенности согласования определений и приложений.

2. Нормативность именного и глагольного управления.

3. Выбор правильного падежа и предлога.

Практические задания

Задание 1

Найдите и исправьте ошибки в словосочетаниях.

Семеро девочек, обоим ученицам, трое дней и ночей, с пятьсот пятьюдесятью рублями, к январю двухтысячно седьмого года, между одиннадцатью и двадцати четырёх часов, через двадцать три сутки, наградить полторастами тысячами рублей. Вы больна, среди их, скучает по нас, лучше него, вы пятые будете, кромееё. Положь на место, ляжьте на диван, уплочено, уполномачивать, пора узаконять и ознакомлять с этим население, каплет крыша.

Задание 2

Раскройте скобки, поставьте существительное в нужном падеже.

1)По (окончание) лекции все собрались уходить. 2) По (прибытие) на конференцию необходимо срочно оформить документы. 3) Согласно (распоряжение, указ, решение, постановление, приказ). 4) Благодаря (выступление, успех, знание). 5) Время доказало превосходство этого способа (другие). 6) Всё это делается на благо (дети, родина). 7) В городе (Орел, Минеральные Воды). 8) У реки (Волга). 9) На улице (Петровка).

Задание 3

Раскройте скобки, обращая внимание на именное и глагольное управление.

А. Аванс (расход, командировка);

Идентичный (прежний);

Исчисляться (10 миллионов рублей);

Ходатайствовать (подопечный);

Базироваться (результат);

Отзыв (книга); Рецензия (статья);

Отчитываться (проделанная работа);

Рекламация (товара); Аннотация (монография);

Альтернатива (это решение); Доказательство (правота);

Заведующий (магазин);

Равноправны (друг друга).

Б. Воплощение (жизнь) – претворение (практика);

Обидеться (эти слова) – обижен (подозрения);

Обрадоваться (новость) – обрадован (известие);

Основывать (наблюдения) – обосновывать (данные);

Превосходство (соперника) – преимущество (конкурент);

Рассердиться (шутка) – рассержен (новость);

Уплатить (услуги) – оплатить (проезд);

Удивляться (умение) – удивлен (трудолюбие).

Задание 4

Составьте словосочетания, поставив заключенные в скобки слова в нужном падеже.

Встретиться (девушка),

мечта (карьера),

преклонение (талант),

долг (родители),

выплатить (кредит),

восхищаться (красота).

Задание 5

Употребите следующие словосочетания в соответствующих контекстах.

1. Забыть спектакль — забыть о спектакле.

2. Знать историю — знать об истории.

3. Объявить перерыв — объявить о перерыве.

4. Заявить протест — заявить о протесте.

5. Объявить забастовку — объявить о забастовке.

Задание 6

Укажите ошибки, связанные с предложным управлением ивыбором предлога, исправьте предложения.

1. Приехав с Арсеньева, он расположился у родственников в центре города. 2. На этот вечер смогли приехать престарелые люди со всех районов го ода. 3. Обеспокоенность работников цеха за состояние оборудования. 4. Согласно полицейского протокола водитель был оштрафован. 5. Как складывалась ваша жизнь в первый год по приезду? 6. Торжественный вечер о Дне Победы уже начался.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 15

Тема: Синтаксические нормы русского языка.

План

1. Понятие о синтаксических нормах.

2. Нормы построения словосочетаний и предложений.

3. Порядок слов в предложении в русском языке и его функции. Предложения с инверсией.

Практические задания

Задание 1

Составьте словосочетания, используя однородные члены, данные слева, и

зависимые слова, помещённые справа.

Образец: подготовка и руководство + аспиранты = подготовка аспирантов и руководство ими.

помощь и сотрудничество +предприятие;

руководство и контроль + организация;

надеяться и верить + свои выпускники;

подбор и наблюдение + факты;

понять и смириться + трудности;

координировать и руководить + деятельность организаций.

Задание 2

Согласуйте определения с определяемыми словами. Обоснуйте ответ.

Два (первые, первых) ме́ста; (первые, первых) два ме́ста; (первые, первых) две части книги; четыре (последние, последних) окна́; три (новые, новых) села́; две (старшие, старших) сестры́; (каждые, каждых) три часа́; две (высокие, высоких) горы́, две (сильные, сильных) руки́; два (милые, милых) лица́.

Задание 3

Найдите и исправьте ошибки, связанные с нарушением порядка слов. Исправьте и другие речевые ошибки.

1. Теперь вновь вернемся к обозначению печали Лермонтовым в романе. 2. Студенческий совет по очереди заслушал отчеты всех старост. 3. Не только надо относиться друг к другу с добротой. Также надо относитьсяи к природе.4. В самом начале стихотворения мне понравилось, как Тютчев описывал раннее утро, прохладное и росистое. 5. Он поступил в больницу после вызова бригады скорой помощи втяжелейшем состоянии. 6. Времена прошли те давным уж давно, а мы хорошо помним их. 7. Парфюмерию и косметику качественную принимаем на реализацию. 8. Ищет модель для стрижки ученик парикмахера в Уссурийске.

Задание 4

Найдите в предложениях гамматико-стилистические ошибки и отредактируйте предложения.

1) Высказывается критика о том, что мы делаем. 2) Решимость парламента свелась лишь в предоставлении полномочий. 3) Глава администрации распределяет и управляет имуществом. 4) Участвовать на выборах. 5) По истечению некоторого времени можно будет снова вернуться к этому вопросу. 6) Объяснение этому явлению может быть найдено, взяв в качестве иллюстрации последние события. 7) Уверенность каждого за свой завтрашний день. 8) Разрушение произошло за счет плохой работы системы. 9) Благодаря тому, что график нарушен, строителям приходится работать в очень тяжёлых условиях. 10) С выходом книги читатели могут ознакомиться с пониманием наших проблем известного современного писателя. 11) При обыске были обнаружены воротники, шубы, изделия из меха. 12) Друг сказал, что приду завтра.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 16

Наши рекомендации