Учебно-методический комплект

ОП 02 «Психология»

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

курсов 1 (11-летка) и 2 (9 - летка)

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 050146 «Преподавание в начальных классах»

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

2014-2015 уч.год

РАССМОТРЕНО   на заседании ПЦК психологии ПРОТОКОЛ № от   Председатель:   УТВЕРЖДЕНО   Зам.директора по НМР ____________________/ «___»_______________2014 г.    

Составители:

Лобашева Е. В., преподаватель психологии

Потапова М. А., преподаватель психологии

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ПРЕДИСЛОВИЕ……………………………………………………………………..  
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ……………  
АТТЕСТАЦИЯ……………………………………………………………………….    
· ТЕКУЩАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ – ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА  
· ПРОМЕЖУТОЧНАЯ АТТЕСТАЦИЯ ЗНАНИЙ…………………………  
ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА  
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ……………………  
ПРИЛОЖЕНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

Уважаемые студенты!

Вам предлагается программа изучение курса «Психология», которая представляет собой четко прописанную перспективу нашего с Вами взаимодействия в ходе учебного процесса. В процессе совместной работы Вы будете выступать информированным, полноправным, активным участником. Уже, делая первые шаги в освоении дисциплины, Вы сможете оценить уровень своих притязаний (какую отметку вы хотите получить? насколько качественно Вы хотите и можете себе позволить усвоить материал?) и сможете привести свои ожидания в соответствие с Вашими возможностями и желаниями. Согласитесь, это очень комфортное состояние!

Вы начинаете изучение общепрофессиональной дисциплины «Психология». «Психология» изучается на первом курсе, 2 семестра, по 2 часа в неделю.

Максимальное количество часов на дисциплину: 114 часов.

Количество аудиторных часов занятий: 76 часов (36 часов - 1 семестр, 40 часов - 2 семестр)

Количество часов для самостоятельной работы студента: 38 часов (18 часов – 1 семестр, 20 часов – 2 семестр).

Организация работы.

В течение года Вы посещаете учебные, аудиторные занятия 2 часа в неделю в соответствии с учебным планом и расписанием группы, а также работаете самостоятельно в соответствии с количеством отведенных на это часов.

Далее Вы познакомитесь с технологической картой по дисциплине, где представлены обязательные задания для выполнения и задания на выбор студента. Каждое задание оценивается определенным количеством баллов, набирая которые Вы получаете аттестацию по предмету.

Целью курса является: развитие психологической компетентности студентов посредством освоения ими знаний, умений, навыков, необходимых для грамотного с психологической точки зрения решения практических задач, связанных с воспитательной и образовательной функцией образования школьников, исследовательских задач в области познания особенностей индивидуальной и групповой психологии и практическом применении этих знаний в педагогической деятельности.

Задачи, которые мы сможем реализовать при изучении «Психологии»:

Знать:

- основные понятия и содержание данного раздела, регламентируемые государственным стандартом

- основное содержание раздела дисциплины, регламентируемое государственным стандартом

Понимать:

- практическую возможность использования полученных знаний, умений, навыков в профессиональной деятельности

Применять:

- теоретические знания в образовательной и профессиональной деятельности (различные виды практики) и повседневной жизни

- активно использовать изученную терминологию в образовательной и профессиональной деятельности

Анализировать:

- психические явления

- самоанализ своего поведения и деятельности

- психологический анализ психолого-педагогических ситуаций

Синтезировать:

- уметь работать с психологической информацией

- уметь составлять психолого–педагогическую характеристику личности

- уметь делать первичную оценку психических явлений

- уметь целесообразно осуществлять выбор психологических методов взаимодействия с людьми

- уметь интегрировать материал психологического содержания с общеобразовательными дисциплинами

Оценивать:

- адекватно оценивать профессиональную и личностную значимость изучаемого материала

- адекватно оценивать свой личностный и профессиональный потенциал

- адекватно оценивать результат своей деятельности

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА 1 семестр

Недели Наименование раздела, темы, тема занятия Кол-во часов Самостоятельная работа
Вид работы К-во часов
Тема 1. Особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой.    
Понятие о психике. Поведение и деятельность.    
Сознание и бессознательное в проявлениях психики. Классификация психических явлений. Подготовка к семинару.
Методы психологического познания человека. Составление портрета личности по результатам наблюдения.
Семинар по методам психологического познании.    
Анализ поведенческого портрета по данным наблюдения.    
Тема 2. Основы психологии личности. Понятия индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Я - концепция. Мотивационный компонент личности. Организация написания психолого-педагогической характеристики личности.    
Эмоциональная сфера человека. Самообследование, фиксация и анализ результатов самонаблюдения.
Волевая сфера личности. Самообследование, фиксация и анализ результатов самонаблюдения.
Познавательные психические процессы. Сенсорно - перцептивная сфера человека. Ощущение. Восприятие. Самообследование, фиксация и анализ результатов самонаблюдения.
Внимание. Память. Воображение. Самообследование, фиксация и анализ результатов самонаблюдения.
Мышление. Речь. Интеллект. Самообследование, фиксация и анализ результатов самонаблюдения. Подготовка к контрольной работе №1.  
Практическая работа по решению задач. Контрольная работа №1.    
Индивидуально-типологические особенности личности. Темперамент. Самообследование, фиксация и анализ результатов самонаблюдения.
Психология характера. Самообследование, фиксация и анализ результатов самонаблюдения.
Задатки и способности. Основы психологии творчества. Учет индивидуально-типологических особенностей личности в образовательном процессе. Анализ результатов, написание рекомендаций и подготовка к представлению психолого-педагогической характеристики личности. Подготовка к контрольной работе №2.    
Представление и анализ психолого-педагогической характеристики личности. Контрольная работа №2.    
Контрольно-оценочное занятие.    

Тематическое планирование курса 2 семестр.

    Недели     Наименование раздела, темы, тема занятия Кол-во часов Самостоятельная работа
Вид работы Количество часов
Тема № 1. Повторение. Познавательная сфера личности. Сенсорно - перцептивная сфера человека. Ощущение. Восприятие. Составление схемы-плана-конспекта по теме. Подготовка к тестированию по самостоятельно изученному материалу.
Внимание. Память. Воображение. Составление схемы-плана-конспекта по теме. Подготовка к тестированию по самостоятельно изученному материалу.
Мышление. Речь. Интеллект.    
Практическая работа по решению задач.    
Тема 2. Возрастные закономерности психического развития человека.Возрастная периодизация. Основные методы познания. Составление схемы-плана-конспекта по теме. Подготовка к тестированию по самостоятельно изученному материалу.
Психологические особенности новорожденности, младенчества, раннего детства. Подготовка ребенка к детскому саду. Составление схемы-плана-конспекта по теме. Подготовка к тестированию по самостоятельно изученному материалу.
Психологические особенности дошкольного возраста. Составление схемы-плана-конспекта по теме. Подготовка к тестированию по самостоятельно изученному материалу.
Практическая работа по разработке плана оценки готовности ребенка к школе. Подготовка к защите проекта.
Защита плана оценки готовности ребенка к школе. Контрольная работа по теме №1.    
Психологические особенности младшего школьного возраста. Учет возрастных и половых особенностей учащихся в обучении и воспитании. Особенности общения и группового поведения в дошкольном и младшем школьном возрасте. Групповая динамика. Подготовка к контрольной работе №1.  
Психология обучаемости. Структура обучаемости. Общие причины низкого уровня обучаемости. Рекомендации по повышению уровня обучаемости.    
Тема 3. Социальная адаптация личности. Индивидуальные проявления социальной дезадаптированности. Самодиагностика дезадаптации личности. Организация и проведение наблюдения за учеником начальной школы. Диагностика, фиксация и анализ индивидуальных проявлений соц. и школьной дезадаптированности.    
Понятие «школьная дезадаптация».    
Уровни и проявления школьной дезадаптации и их оценка.    
Психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации. Разработка проекта психолого-педагогических мер по предупреждению социальной и школьной дезадаптации для ученика начальной школы. Подготовка к защите.
Защита проектов.    
Тема 4. Понятие девиантного поведения, его предупреждение и коррекция. Понятие «нормальное поведение» и «отклоняющееся поведение». Признаки отклоняющегося поведения. Классификация видов отклоняющегося поведения. Организация и проведение наблюдения за учеником начальной школы. Фиксация и анализ признаков и проявлений отклоняющегося поведения.
Профилактика отклоняющегося поведения. Разработка проекта психолого-педагогических мер по профилактике отклоняющегося поведения для ученика начальной школы. Подготовка к защите.
Защита проектов. Подготовка к контрольной работе №2.
Контрольная работа №2 по темам № 3, 4. Контрольно-оценочное занятие.    

Наши рекомендации