Учебно-методический комплект.

Для реализации программного содержания используются следующиеучебные пособия:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. - И Баласс, 2013.

2. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. В 2-х вариантах. – М.: Баласс, 2013.

3. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса. – М.: Баласс, 2014.

Рабочая программа по русскому языку рассчитана на 170 часов в год при 5 часах в неделю.

Цели и задачи курса.

Целькурса русского языка в начальной школе - развитие личности ребенка на основе формирования учебной деятельности средствами предмета «Русский язык», а именно:

- формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной науч­ной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных поло­жений науки о языке (познавательная цель);

- формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Задачи курса:

- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоян­ном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

- формирование у детей чувства языка;

- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать ее правильной, точ­ной, богатой;

- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и пра­вописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать, писать и слушать на родном языке.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

- овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

- овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

- овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

1)приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

2)дальнейшее овладение родным языком;

3)овладение орфографией и пунктуацией;

4)раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

5)развитие чувства языка.

В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельно­сти детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естест­венно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе - разделы «Предложение»и «Текст».

В четвертом классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуа­ционных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтак­сический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предло­жения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помо­щью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей). Вво­дится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом пред­ложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов).

Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают по­нять смысл написанного предложения, текста. На материале текстов учебника продолжает­ся развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильной читательской дея­тельности.

Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы созда­ют необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуаци­онно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятным и понимать других людей.

Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

1)звукового состава и обозначения звуков буквами;

2)морфемного состава и словообразования;

3)грамматического значения;

4)лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В четвертом классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в предыдущих классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удво­енной буквой согласного на стыке корня и суффикса (например, сонный).

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

1) мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существи­тельных на -ие, -ия, -ий, -мя);

2) безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);

3) безударные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ьпосле шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поёшь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся- -тьсяв глаголах; не с гла­голами;

4) раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы - это его морфемный состав. В четвертом классе дети продолжают наблюдение за словоизменени­ем и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка фор­мируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографиче­ской зоркости, для развития орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова - лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемо­стью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова - морфологический. Морфология - самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность опре­делённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изуче­ние частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из об­ласти лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нуж­но также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В четвертом классе части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в ре­зультате наблюдений за функционированием слов в речи. В курсе русского языка дети по­лучают первоначальное представление о системе языка, Т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предло­жением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами.

Помимо разделов «Слово», «Предложение»и«Текст», в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии», Два послед­них не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

1) Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциально­го словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп одно­коренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т д., а также в ходе рабо­ты со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.

2) Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над свя­зью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, пред­ложений, продуцирование текстов.

3) Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыка­ми и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; на­выками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-­научного текста.

4) Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Обучениекаллиграфии ведется на каждом уроке с целью закрепления навыка начер­тания букв и соединений, гигиенических навыков письма, совершенствования навыков письма в одну линейку.

4. Учебно-тематический план.

Название разделов Общее коли-чество часов Основные виды учебной деятельности учащихся
Повторение Знакомиться с новым учебником. Толковать значение слова. Проводить звуко-буквенный разбор слова. Характеризовать слово с четырёх позиций (лексическое значение; состав слова и однокоренные слова; звуковой и буквенный состав; на какой вопрос отвечает).
Предложение.Текст Различать простые и сложные предложения на слух и в письменном тексте. Характеризовать (на основе коллективного анализа) основные признаки текста: целостность, связность абзацев и предложений по смыслу и грамматически, законченность. Использовать эти параметры при создании собственных текстов. Использовать при подготовке к изложению приёмы продуктивного чтения, освоенные на уроках литературного чтения. Оформлять пунктуационно предложения с однородными членами и союзами и, а, но. Конструировать предложения с однородными членами без союзов и с союзами и, а, но. Продуцировать текст с использованием однородных членов предложения, соединённых союзной и бессоюзной связью. Проверять и редактировать текст сочинения. Находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки, работать по алгоритму. Приобретать опыт разграничения сложных предложений и предложений с однородными членами (с союзами и, а, но и без союзов). Создавать устное высказывание на грамматиче- скую тему по предварительно составленному плану. Продуцировать текст с использованием сложных предложений с союзами и, а, но и без союзов. Выделять на слух и в тексте предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь). Приобретать опыт конструирования предложений с прямой речью и их пунктуационного оформления. Продуцировать текст с использованием предложения с прямой речью. Письменно пересказывать текст (писать подробное изложение), включающий предложение с прямой речью. Выделять при обсуждении текста его значимые части, формулировать заголовки, составлять план (в группах, парах). Выбирать в коллективном обсуждении критерии оценки текста изложения (сочинения), применять их при самоанализе и взаимоанализе текстов работ с последующим их редактированием.  
В том числе: Простое предложение. Предложение с однородными членами  
Сложные предложение с союзами и, а, но.
Предложения с прямой речью
Имя существитель-ное Составлять совместно с учителем алгоритм определения склонения имени существительного, работать по алгоритму, осуществлять самоконтроль. Участвовать в совместной работе (в парах, группах, фронтально) по открытию нового знания, включать в учебный диалог. Сравнивать формы имени существительного и имени прилагательного, выявлять зависимость. Накапливать опыт употребления имён существительных в речи. Определять грамматические признаки имён существительных (морфологический разбор). Находить в тексте несклоняемые имена существительные, приобретать опыт их согласования с именами прилагательными в речи. Находить в словах изучаемые орфограммы, графически объяснять и контролировать написание. Решать орфографические задачи с опорой на алгоритм. Составлять в группе задания на обработку определённой орфограммы. Самостоятельно формулировать общее правило обозначения на письме безударных гласных звуков.
В том числе: Что мы знаем об имени существи-тельном  
Изменение имён существительных по падежам
Три склонения имён существительных
Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных
Правописание безударных падеж-ных окончаний имён существительных
Имя прилагатнльное Различать и характеризовать тексты двух типов речи - повествования и описания. Наблюдать роль прилагательных (в том числе прилагательных-антонимов) в речи. Называть грамматические признаки имён прилагательных (морфологический разбор), определять начальную форму. Обнаруживать орфограмму-букву в безударных окончаниях прилагательных, графически объяснять написание, осуществлять самоконтроль. Подбирать и группировать примеры слов с изученными орфограммами. Накапливать опыт употребления в речи имён прилагательных. Выделять в тексте и конструировать словосочетания «прилагательное + существительное».
В том числе: Что мы знаем об имени прилагатель-ном
Словоизменение прилагательных
Правописание безударных падеж-ных окончаний имён прилагательных
Глагол Выделять неопределённую форму глагола и преобразовывать глагол в другой форме в начальную. Определять грамматические признаки глагола. Участвовать в проблемном диалоге, открывать новые знания в совместной исследовательской деятельности в группах. Сотрудничать в группе, распределять роли, слу-шать и слышать других. Составлять задания в группе по изученному материалу. Проводить само- и взаимоанализ выполнения заданий. Совместно составлять алгоритм определения спряжения глагола и выбора буквы безударного гласного в личных окончаниях глаголов. Анализировать особенности текстов с преимущественным употреблением глаголов. Накапливать опыт использования глаголов в речи, в том числе с безударными личными окончаниями (обучающие изложения и сочинения по теме). Называть и систематизировать грамматические признаки глагола (морфологический разбор).
В том числе: Что мы знаем о глаголе
Словоизменение глагола
Правописание безударных личных окончаний глаголов
Разбор глагола по составу
Наречие 4+2
Повторение 9 +1 Систематизировать и обобщать изученный материал в виде таблиц, схем, текста. Продуцировать устные связные высказывания на лингвистические темы по изученному материалу. Проводить в группах исследовательскую (проектную) работу «Что слово может рассказать о себе» (анализировать звуко-буквенный состав, морфемный состав, лексическое и грамматическое значение слова, этимологию, особенности сочетаемости с другими словами). Представлять результат исследования в виде связного высказывания с мультимедийным сопровождением.
Итого  

5. Содержание программы(170 часов).

Повторение (17 часов)

Предложение. Текст (35 часов)

Простое и сложное предложение. Союз u в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложе­ния (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкции «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и на­оборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и озна­комительного чтения.

Имя существительное (45 часов)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов пред­ложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и З-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода З-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное (20 часов)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Измене­ние имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма - безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол (36 часов)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов.

Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение).

Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся- - ­тьсяв глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после ши­пящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о - -а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

Наречие (4 часа)

Наречие - неизменяемая часть речи. Употребление наречий в речи. Правописание суффиксов наречий.

Повторение (9 часов)

Продолжение обогащения словарного запаса учащихся в ходе лексической работы и анализа состава слова, работы с текстом. Обогащение грамматического строя речи конст­рукциями с однородными членами, сложными предложениями. Развитие связной устной ре­чи в ходе работы с языковым материалом, чтения текстов и т.д. Обучение написанию сочи­нения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускоре­нием темпа письма.

Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характе­ра, по совершенствованию почерка.

Резерв (4 часа)

Наши рекомендации