Возможности и пределы духовно-психического потенциала личности
Возможности духовно-психического потенциала личности: интеллектуальные, эмоциональные и волевые. Во взглядах на возможности духовно-психического потенциала человека очевидны существенные различия между учеными.
Одни обращают внимание на его огромные, почти безграничные возможности [6]—[9], в то время как другие, наоборот, — на ограниченность тех или иных духовно-психических сил и резервов человека. Так, для многих исследователей бесспорны колоссальный потенциал роста продолжительности как физической, так и связанной с ней духовной жизни людей. Уже сейчас установлена как вполне естественная и достигнутая норма продолжительности жизни человека — 120 лет. Столько обычно уже сейчас живут в Тибете. Ученые говорят о принципиальной возможности 7- или 14-кратного увеличения жизни человека (от возраста зрелости в 20 лет) как это имеет место у животных. А по предсказаниям французского астролога Нострадамуса люди достигнут долгожительства и будут жить 300 лет уже в 2100 году[8].
Жизнестойкость и необычные возможности духовно-психического потенциала человека в целом многие исследователи связывают с уровнем его интеллекта и прежде всего с материальным субстратом последнего — мозгом. Интеллектуальный потенциал человека в целом весьма высок, и его возможности еще далеки от сколько-нибудь полной реализации. Как отмечал американский ученый С. Коэн, "еще никто не знает границ своего ума... Мы никогда даже близко не подходим к границам наших возможностей, а мозг обычно работает на ничтожную долю своей мощности. Задача будущего — узнать, как, с какой пользой увеличить эту долю". "В коре головного мозга — по мнению Г. Селье, — заключено столько мыслительной энергии, сколько физической силы содержится в атомном ядре, и... центральная задача науки заключается в том, чтобы найти способ высвобождения и использования этой энергии" [10].
Известно также, что из огромного числа — 15 млрд нервных клеток — нейронов, заключенных в мозгу, используется пока сравнительно небольшая часть. По некоторым данным, человек в среднем реализует 4% от общего количества нервных клеток, так что 96% их остается в резерве [11, с. 7].
Представление о границах духовно-психического потенциала. Наряду с высокими оценками, даваемыми уровню развития духовно-нравственного потенциала человека, существуют и такие достаточно традиционные представления, согласно которым если не сам потенциал, то по крайней мере возможности его реализации весьма ограничены. В определенной мере о последнем свидетельствует то обстоятельство, что человек реализует в конце жизни только незначительную часть своего интеллектуального потенциала.
Н. М. Амосов о пределах интеллектуальных возможностей человека. Но если это свидетельствует лишь о трудностях прижизненной реализации интеллектуальных возможностей человека, то, по мнению Н. М. Амосова, есть основание говорить заодно и об ограниченности самого интеллекта. Именно с этим он связывает необходимость работ по созданию искусственного (машинного) интеллекта, что вызвано якобы особенностями мышления человека, для которого характерны ограниченный объем памяти, малая скорость переработки информации, медленность обучения, трудность вспоминания и выборки, неизбежность искажений [12, с. 146—147], [13].
Близка к этой позиции и точка зрения тех исследователей, которые рассматривают деятельность мозга, лишь исходя из теории информации, а не физиологии, и говорят о пределах его возможностей, о его перегрузке и перенасыщенности информацией в условиях научно-технической революции.
Информационный взрыв как фактор перенасыщенности информацией. Действительно, научно-технический прогресс сопровождается интенсификацией всей психической, в том числе и интеллектуальной, деятельности человека, что в ряде случаев может порождать эффект "информационного перенасыщения", психической перегрузки и стрессового состояния.
Одной из форм психологической защиты личности от стресса в этих условиях может оказаться известное торможение интеллектуальной и эмоционально-волевой активности индивида. Последняя обнаруживает себя внешне, например, в так называемом феномене "пресыщенности знанием", наблюдающемся у части учащихся средних школ и студентов вузов.
Известно, что на заре духовной истории человечества, во времена античности, да и в более поздние эпохи люди еще не были избалованы избытком информации. В эпоху Возрождения учащиеся школ могли слушать лекции в течении 4 часов подряд без перерыва. Современный школьник или студент далеко не всегда способен на столь длительное сосредоточение внимания.
Возможно, что эти различия в степени усидчивости учащихся могут быть объяснены большей динамичностью, разнообразием информации, с которой имеет дело современный молодой человек в отличие от его предшественников, не испытавших того многообразия быстро меняющихся впечатлений, которое несет ныне система средств массовой коммуникации.
Сугубо информативный подход видит причину такой эволюции познавательной активности учащихся в постепенном перенасыщении мозга, который, подобно сосуду, прошел долгий путь от "вакуума" до "переполненности" (см. рис. 4).
Рис.4
Уже из сказанного выше вытекает ответ на вопрос относительно природы границ духовно-нравственного потенциала человека.
Одним из факторов, затрудняющих самореализацию духовно-психического потенциала личности, является ограниченность интеллектуальных, мыслительных способностей человека, связанных со скоростью переработки им информации и возможностями ее хранения в памяти. Другой — с трудностями использования в полной мере и этих интеллектуальных возможностей.
В числе различных попыток объяснить последнее обстоятельство заслуживает внимания взгляд на рассматриваемую проблему со стороны исследования роли эмоций в жизни людей.
Эмоции как способ компенсации недостатка информации. Согласно концепции, предложенной академиком П. В. Симоновым, эмоции играют компенсаторную роль по отношению к уровню рациональной информированности человека. Эмоции тем ярче, чем ниже уровень информации, необходимой и имеющейся у человека по поводу удовлетворения актуальной для него в данный момент потребности. И наоборот, эмоции отсутствуют там, где есть вся необходимая и достаточная для эффективного действия информация [14, с. 30—31].
Эмоции как регулятор интеллектуальной активности. Из сказанного не трудно сделать выводы относительно роли эмоционального фактора, рассмотренного с данной точки зрения, в реализации духовного потенциала личности.
Являясь мощным инструментом эмоциональной самореализации личности, этот фактор вместе с тем может тормозить саму потребность в получении новой информации на основе интеллектуальной деятельности, поскольку способен компенсировать ее отсутствие.
Снижением уровня интеллектуальной активности способна сопровождаться и эмоционально яркая, окрашенная силой и потенциалом воображения, жизнедеятельность людей. Образность мировосприятия, связанная с тем же воображением человека, снижает уровень его потребности в чисто рациональной,, интеллектуальной деятельности.
Далеко не случайно поэтому многие исследователи в прошлом склонялись к отрицательной оценке роли эмоций в развитии и реализации интеллектуального потенциала личности.: Чарльз Дарвин, например, квалифицировал эмоции человека BI качестве рудиментов психики животных. А немецкий философ Иммануил Кант полагал, что будущий и более интеллектуально развитый человек вполне сможет обходиться и без эмоций.
Однако такой взгляд нельзя признать абсолютно бесспорным.
Достаточно сказать, что те же эмоции ученого, его страсть, увлеченность решением какой-либо проблемы играют роль могучего фактора мобилизации всех его творческих сил.
Иными словами, эмоции нельзя рассматривать по отношению к интеллектуальному потенциалу человека в качестве некоего антипода. Эмоции способны играть как отрицательную, так и в высшей степени положительную роль в творческой, интеллектуальной деятельности человека. Они способны выступать в качестве психического регулятора уровня его интеллектуальной активности.
Фактор саморегуляции в реализации духовно-психического потенциала. Не менее существенен для понимания природы границ духовного потенциала и механизм психической саморегуляции личности. От уровня способности к сосредоточению внимания в любых видах деятельности решающим образом зависит и степень реализованности духовно-психического потенциала личности в целом.
Исследования в области инженерной психологии, в частности, показали, что эффективность деятельности человека, например оператора у пульта управления, целиком зависит от адекватности или неадекватности его восприятия и реагирования на поступающую извне информацию, от его способности своевременной переработки последней, при этом как избыток, так и недостаток поступающей информации ведет к снижению уровня включенности сознания и внимание оператора в данной ситуации его деятельности (Б. Ф. Ломов).