Темы докладов и сообщений
1. Творчество В. Вундта и его значение для психологии.
2. Программа психологии как учения о совершении психических деятельностей на рефлекторной основе И.М. Сеченова.
3. Программа психологии как учения об интенциональных актах сознания Ф. Брентано.
4. Программа психологии как науки об эволюционных связях между сознанием и внешней средой Г. Спенсера.
Контрольные вопросы
1. Назовите авторов программ развития психологии как самостоятельной науки.
________________________________________
2. Что выступало предметом психологии в "физиологической психологии" В.Вундта?
________________________________________
3. Чем обосновывалась В.Вундтом самостоятельность психологии?
________________________________________
4. Как понимал свою задачу в области психологии И.М.Сеченов?
________________________________________
5. Почему, по мнению И.М.Сеченова, психологию должны разрабатывать физиологи?
________________________________________
6. Как И.М. Сеченов понимал сущность психического акта?
________________________________________
7. Какими методами предлагал изучать духовную стороны психики К.Д. Кавелин?
________________________________________
8. К какому из направлений функционализму или структурализму можно отнести взгляды Брентано?
________________________________________
Работа со словарями и конспектирование
1. В Словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: апперцепция, ассоцианизм, генетический подход, интроспекционизм, рефлекторная теория психического, структурализм, феноменология, физиологическая психология.
2. Изучите программу психологии как науки о внешних (культурных) проявлениях человеческого духа К.Д. Кавелина.
Тестовые задания по теме для самопроверки
1. Понимания психологии как науки о непосредственном опыте придерживался
а) Ф. Брентано; б) И. М. Сеченов; в) Г. Спенсер; г) В. Вундт.
2. Рассматривал сознание в эволюционном аспекте как форму приспособления к среде
а) Ф. Брентано; б) И.М. Сеченов; в) Г.Спенсер; г) В.Вундт
3. Открыл эффект "центрального торможения" и рассматривал его как основу произвольного поведения человека
а) К. Д. Кавелин; б) И. М. Сеченов; в) Г. Спенсер; г) В. Вундт.
4. …пытался выделить "простейшие элементы" сознания (ощущения и элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы душевной жизни.
а) К. Д. Кавелин; б) И.М. Сеченов; в) Г. Спенсер;
г) В. Вундт.
5. Психические феномены, по его мнению, обладают отличительным признаком – интенциональностью.
а) Ф. Брентано; б) И.М. Сеченов; в) Г. Спенсер;
г) В. Вундт.
6. Основоположником отечественной научной психологии считается:
а) И.П. Павлов; б) Н.И. Бердяев; в) И.М. Сеченов;
г) В.М. Бехтерев
ЗАНЯТИЕ № 8
Развитие естествознания и выделение психологии в самостоятельную науку (развитие экспериментальной психологии и ее прикладных областей)
План занятия
1. Развитие эксперимента в предкризисный период.
2. Приложение экспериментальной психологии к различным прикладным областям.
3. Развитие экспериментальной психологии в России.
Таблица для домашней подготовки по плану
№ п/п | Характеристика материалов, изученных по пункту плана (краткая аннотация) | Временные рамки |