Существуют задачи, от выполнения которых зависит становление полноценной личности
3 жизненные задачи:
- Работа- все деятельности, которые полезны обществу, а не просто приносят доход.
- Дружба - выражение причастности к социуму и необходимость приспосабливаться к другим людям, взаимодействовать с ними.
- Любовь - гетеросексуальное чувство и взаимодействие. Тесный союз ума и тела, величайшая кооперация между людьми разного пола. Узы брака - испытание нашей способности сотрудничать с другим человеком. Удачный брак создает наилучшие условия для воспитания способности к кооперации и общественному сотрудничестве у детей.
Условия среды формируют комплекс неполноценности, в то же время: "Любой человек имеет право жить и выражать при этом свою волю, испытывая при этом радость (а не чувство вины), если только он не ущемляет своими действиями интересов других"[1].
3. ЖИЗНЕННЫЙ СТИЛЬ И ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ЛИЧНОСТИ.
Жизненная цель
Жизненная цель каждого индивида складывается под влиянием его личного опыта, ценностей, отношений, особенностей самой личности. Жизненные цели, которые направляют и мотивируют нас, сформировались в раннем детстве и остаются в нашем бессознательном.
"...любое движение нашей души может совершиться лишь тогда, когда мы выбрали соответствующую цель"[2].
Формирование жизненных целейначинается в детстве как компенсация чувства неполноценности, неуверенности и беспомощности. Цели могут стать невротически преувеличенными, если чувство неполноценности слишком сильно.
Например, человек, который стремиться к превосходству в личной власти, разовьет определенные черты характера необходимые для достижения этой невротической цели - амбицию, зависть, недоверие и пр.
Цель превосходства может быть позитивной и негативной:
Если стремление к превосходству включает общественные заботы и заинтересованность в благополучии других - конструктивное направление.
Если стремление к превосходству носит личностный характер. Направлено на достижение личностного превосходства (господства) над другими - деструктивное направление.
Стремление к превосходству является фундаментальным законом человеческой — жизни. Борьба же за личное превосходство — невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса.
Жизненный стиль - уникальный способ, выбранный индивидом для следования своей жизненной цели.
«Наука индивидуальной психологии возникла из попыток понять эту таинственную творческую силу жизни, которая выражает себя в желании развиваться, стремиться, достигать... Эта сила выражает себя в стремлении к цели, и в этом стремлении каждое телесное и душевное движение должно участвовать. Поэтому абсурдно исследовать движения — тела или состояния абстрактно, безотносительно к индивидуальному целому.Кажущиеся изолированными привычки и черты поведения получают свое значение в полном контексте жизни и целей индивида, так что психологические и эмоциональные проблемы не могут рассматриваться изолированно».
Каждый симптом или черта - выражение единого стиля индивида.
Жизненный стиль личности.
Стиль жизни – это значение, которое человек придает миру и самому себе, его цели, направленность его устремлений и те подходы, которые он использует при решении жизненных проблем.
Стиль жизни:
- Принятая человеком концепция жизни.
- Принятый им паттерн поведения.
(Но концепция и паттерн как стиль жизни часто не осознаны самим человеком и тогда стиль его жизни проявляется в его отношениях).
Для жизненного стиля характерны:
- Раннее формирование.
- Ошибочность.
- Устойчивость.
Все люди в своей жизни связаны проблемами:
Профессиональной: Какое занятие позволит выжить и как его найти?
Сотрудничества и дружбы: Как найти и создать такое положение среди людей, чтобы сотрудничать и пользоваться преимуществами сотрудничества вместе со всеми.
Любви и супружества: Как приспособиться к тому факту, что мы существуем в двух полах, и что продолжение и развитие жизни человечества зависит от нашей интимной жизни.
Типы личности относительно стиля жизни в концепции Адлера:
Управляющий тип.
Самоуверенность, напористость при минимальном социальном интересе.
Берущий тип.
Паразитический. Живущий за счет других. Социальный интерес не выражен.
Избегающий тип.
Сниженный социальный интерес и активность. Неспособность решать проблемы. Опасения неудачи.
Социально-полезный.
Высокая степень социального интереса и активности. Сознающий необходимость решения трех жизненных задач (работа, дружба, любовь).
В связи с этим Адлер предлагает оси координат, на которых показывает действие полярных сил компенсации личности.
Стремление к превосходству
ПСЕВДОКОМПЕНСАЦИЯ РЕАЛЬНАЯ КОМПЕНСАЦИЯ
Самореклама Нормальные люди, если они есть
Комплекс превосходства
Сила воды
Уход в болезнь
Тиран
Ленивец
Лжец
Социальный интерес
НЕНУЖНЫЕ, НИКЧЕМНЫЕ ПУСТЫЕ ДЕЛАТЕЛИ ДОБРЫХ ДЕЛ
Умрите и исчезните Невежественные путаники
4. КОМПЛЕКСЫ ПСИХИЧЕСКОЙ НЕПОЛНОЦЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ.
Существуют такие ситуации детства, из которых ребенком часто выводится весьма ошибочное представление о жизни.Адлер выделяет три такие ситуации.
1) Несовершенство органов. У детей с объективными органическими недостатками генерализированное ощущение несостоятельности, по-видимому, будет все-таки более выраженным, чем у детей, не страдающих такими ограничениями.
К органическим недостаткам относятся:
- Слабость, болезненность.
- Неуклюжесть, косолапость (нарушения моторно-двигательного развития).
- Инфантильные дефекты (косоглазие, тики и пр.).
- Уродства и признаки внешней дегенерации.
- Леворукость.
- Недостатки конституции (малый или большой рост, кривые ноги).
- Недостатки органов чувств.
- Речевые дефекты.
- Рвота, энурез, ненормальность стула и пр.
К этой области могут быть отнесены любые признаки, за которые ребенка подвергали оскорблениям, унижениям, насмешкам, наказаниям.
Такие обстоятельства, в которых они могут повернуться в себя, потерять надежду внести какую-то полезную долю в общую жизнь и начать считать себя лично оскорбленными этим миром. В то же время никакое несовершенство органов не влечет за собой ошибочного стиля жизни. Мы не можем судить по телу: будет ли развитие души хорошим или плохим.
2) Избалованные дети. Избалованный ребенок приучен ждать, что его желания будут считаться законом. Ему предоставляли особое положение, когда он еще ничего не делал, чтобы заслужить его, и обычно такой ребенок считает свое привилегированное положение врожденным правом. Когда он попадает в обстоятельства, где ему не уделяется привычно-должного внимания, он теряется и чувствует, что мир пренебрег им. Его приучили ждать и получать от других, но не давать. Он привык интересоваться собой, но не другими. Когда возникают трудности, у него есть только один способ встретить их - требовать чего-нибудь от других.
Избалованные дети – самый опасный класс общества. Некоторые из них торжественно заявляют о своей «доброй воле»: они даже могут стать очень «любящими», чтобы сохранить возможность для тиранства. Обычно общество проявляет враждебность к их образу жизни, и тогда они неизбежно реагируют на это, вырабатывая позицию «все против меня». Их цель неизменна. Жить для них – означает быть признанным, первым, получать все, чего хотят. Любой их метод, вследствие выработанной цели жизни, будет ошибочен.
3) Пренебрегаемые дети. Такой ребенок никогда не знал, чем могут быть любовь и сотрудничество. В его понимании жизни отсутствуют дружба и любовь. Когда такой ребенок сталкивается с трудностями, он недооценивает возможную помощь других, подозревает их в холодности и черствости. Он не будет понимать, что возможно завоевать уважение других собственной добротой и любовью.
Первая задача любой матери – дать ребенку ощущение, что можно довериться другому человеку. Пренебрегаемый ребенок глух к проявлениям сотрудничества, он изолирован. Пренебрегаемый ребенок никогда не встречал в жизни человека, которому он мог бы довериться. Многие, не справившие с жизнью люди, были сиротами или незаконнорожденными.
Термин «неполноценность» не соответствует ни духу концепции Адлера, ни первоначальному значению немецкого словосочетания. Речь идет о чувстве, что ты ниже, меньше, хуже, т.е. о чувстве отставания и недостаточности. И тогда восстанавливается логика: чувству отставания противостоит чувство превосходства, ощущению недостаточности – совершенствование, слабости – могущество.
Все названные выше неблагополучные ситуации детства могут привести к формированию ошибочного стиля жизни. Данные ситуации формируют чувство недостаточности. Чувства недостаточности могут выражать себя тысячей способов.
ПРИМЕР: Дети в зоопарке у клетки со львом:
Первый – «хочу домой»
Второй – побледнев «а я ни капельки не боюсь»
Третий – «может мне плюнуть в него»
Все ощущали слабость, но выражали по-разному, в соответствии с собственным жизненным стилем.
(Жизненный стиль предполагает отношение)
Комплекс недостаточности личности проясняется при субъективном сопоставлении себя с другими (отношение).
Х. Мозак предположил исследовать чувство недостаточности с помощью трех типов сопоставлений:
1. Сравнение представления о себе с идеальным образом «Я», включающим в себя и физические характеристики.
2. Сравнение представления о себе с представлениями об окружающих.
3. Оценка расхождения между представлением о себе и индивидуальным моральным кодексом – «вина».
Субъективное сравнение должно идти по трем типам переменных:
- Физические характеристики.
- Социальные характеристики.
- Личностные цели и нормы.
Для формирования комплекса личности нужны три условия:
1. Перед человеком встает проблема.
2. Он не подготовлен и не имеет ресурсов для решения этой проблемы.
3. Он убежден в том, что не сможет решить проблему.
5. ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ А. АДЛЕРА
Задачи психотерапевта.
Основные задачи терапевта состоят в помощи осознания пациентом жизненного стиля и фундаментального подхода к жизни. На втором этапе - формирование социального интереса.
Лишь после того как самопонимание достигнуто, человек способен исправить свой стиль неадаптивного поведения.
Помощь в понимании себя:
- Привести клиента в состояние, когда ему нравится слушать и когда он хочет понять.
- Ясность и детальность объяснений с обращением к непосредственному опыту клиента.
- Научить клиента понимать последствия поведения важнее, чем позволить ему узнать больше о себе.
Успех воздействия всегда зависит от клиента. «Действительное изменение природы клиента может быть только его собственным делом... На коррекцию и его успех нужно всегда смотреть не как на успех консультанта, а как на успех клиента».
"Невроз — это естественное, логическое развитие индивидуума, сравнительно неактивного, эгоцентрически стремящегося к превосходству и поэтому имеющего задержку в развитии социального интереса, что мы наблюдаем постоянно при наиболее пассивных, изнеженных стилях жизни[3]"
Многие привлекательные мужчины и женщины не могут избавиться от детских чувств неуклюжести и непринятости и ведут себя как непривлекательные подростки
"Я обнаружил, что единственно верный путь — прослеживать невротическую линию поведения пациента во всех его чувствах и мыслях, раскрывать ее и одновременно ненавязчиво учить пациента делать то же самое[4]".
Адлер предполагает, что жизненный план пациента развился из негативных условий, так что терапевт должен обратить внимание, не имела ли место органическая неполноценность, избалованность или отверженность в детстве.
5.2. Технологии клиентцентрированного подхода:
a. «Я считаю весьма ценным некоторое время воспринимать пациента как бы в пантомиме, то есть не обращать внимания на его слова, а прочитывать его более глубокие намерения из того, как он держит себя, как двигается в ситуации».
b. ЭМПАТИЯ: построение особого отношения к партнеру (клиенту), в котором он воспринимается позитивно и принимается независимо от его модели.
c. ЗАБОТА: принятие клиента таким, какой он есть с выраженной готовностью откликнуться на его состояние и видением его потенциала.
d. КОНГРУЭНТНОСТЬ: соответствие чувств и высказываний коммуникатора чувствам и высказываниям клиента;
e. НЕПОСРЕДСТВЕННОСТЬ поведения;
f. ВКЛЮЧЕННОСТЬ В КОНТАКТ;
g. ИЗБЕГАНИЕ проявления собственных механизмов защиты;
h. ИСКРЕННОСТЬ и пребывание в поле клиента.
[1] Алберти Р.,Эммонс М. Самоутверждающее поведение.- С. 13.
[2] Адлер А. Понять природу человека, - С.22.
[3] Хьелл Л., ЗиглерД. Теории личности. - С.192.
[4] Хьелл Л. Теории личности. С,-196.