ПРОТОКОЛ. Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________
Фамилия, имя, отчество______________________ Дата________________
Возраст______________________Образование________________________
Исследование мышления по методике «Исключение слов»
Номер строки | Исключаемое слово | Объяснения испытуемого | Вопросы и примечания экспериментатора |
… | |||
Инструкция: «На бланке написаны группы слов, каждая группа состоит из пяти слов. Четыре слова из пяти являются в чем-то сходными и могут быть объединены по общему признаку, а одно из слов не соответствует этому признаку и его нужно исключить». Если испытуемый сразу не усвоил инструкцию, то один-два примера экспериментатор решает совместно с ним. Регистрируется общее время выполнения с 1-го по 15-е задание. После того как испытуемый закончил работу, его просят объяснить свои ответы. Экспериментатор регистрирует в протоколе номер строки, исключаемое слово, объяснения испытуемого, а также свои вопросы и примечания.
Обработка и анализ полученных данных.Методика «Исключение слов» предполагает прежде всего качественный анализ характера ошибок и объяснений испытуемого. Возможна также и количественная оценка, состоящая в следующем:
1) в соответствии с ключом подсчитывается количество правильно решенных заданий, за каждое правильное решение дается 2 балла;
2) подсчитывается общая оценка (А) с учетом поправки на время выполнения задания по формуле:
А = В + Т,
где В — количество баллов за правильно выполненные задания, Т — поправка на время.
Поправки на время выполнения задания «Исключение слов»
Время, с | Т (В > 26) | Время, с | Т (В < 26) |
< 91 | +3 | <250 | |
91 - 250 | 250 - 330 | - 3 | |
> 250 | -3 | > 330 | - 6 |
Качественная оценка предполагает анализ характера ошибок. Наиболее типичными являются ошибки следующих двух типов:
1) исключается одно слово, остальные четыре объединяются не по общим, а по конкретным ситуационным признакам; например, испытуемый из набора слов «лист», «почка», «кора», «дерево», «сук» исключает «лист», объясняя, что «сейчас ранняя весна, и листья еще не появились»;
2) слова объединяются по общим, но не существенным, случайным, нередко парадоксальным признакам; например, испытуемый из набора слов «гнездо», «нора», «муравейник», «курятник», «берлога» исключает «гнездо», объясняя, что «гнездо, как правило, находится на дереве, все остальное — на земле».
Ошибки первого типа свидетельствуют о снижении уровня обобщения, а ошибки второго типа—об искажении процесса обобщения.
Ответы испытуемых можно классифицировать таким образом:
а) категориальные — отнесение к классу на основе главных, существенных признаков;
б) функциональные — отнесение к классу на основе функциональных признаков;
в) конкретные — отнесение к классу на основе конкретных признаков;
г) нулевые — перечисление предметов либо их функций без попытки обобщения.
«ОПРОСНИК ВОЛЕВОГО САМОКОНТРОЛЯ»
Описание методики: методика состоит из 30 утверждений, предусматривающих два варианта ответов: «да» и «нет».
Методика проведения: студент предлагает ученику текст опросника, и следующую инструкцию: « Вам необходимо прочитать предложенные утверждения и на каждое из них дать ответ «да» или «нет».
Текст опросника.
- Если что-то не клеится, у меня нередко появляется желание бросить это дело.
- Я не отказываюсь от своих планов и дел, даже ели приходится выбирать между ними и приятной компанией.
- При необходимости мне трудно сдержать вспышку гнева.
- Обычно я сохраняю спокойствие в ожидании опаздывающего к назначенному времени приятеля.
- Меня трудно отвлечь от начатой работы.
- Меня сильно выбивает из колеи физическая боль.
- Я всегда стараюсь выслушать собеседника не перебивая, даже если не терпится ему возразить.
- Я всегда «гну» свою линию.
- Если надо я могу не спать всю ночь (например, незавершённая работа) и весь следующий день быть в «хорошей форме».
- Мои планы слишком часто перечёркиваются внешними обстоятельствами.
- Считаю себя терпеливым человеком.
- Не так просто мне заставить себя хладнокровно наблюдать волнующее зрелище.
- Мне редко удаётся заставить себя продолжать работу после серии обидных неудач.
- Если я отношусь к кому-то плохо, мне трудно скрывать свою неприязнь к нему.
- При необходимости я могу заниматься своим делом и в неудобной, неподходящей обстановке.
- Мне сильно усложняет работу осознание того, что её необходимо во что бы то ни стало сделать к определённому сроку.
- Считаю себя решительным человеком.
- С физической усталостью я справляюсь лучше чем другие.
- Лучше подождать только что ушедший лифт, чем подниматься по лестнице.
- Испортить мне настроение не так-то просто.
- Иногда какой-то пустяк овладевает моими мыслями, не даёт покоя, и я никак не могу от него отделаться.
- Мне труднее сосредоточиться на задании или работе, чем другим.
- Меня трудно переспорить.
- Я всегда стремлюсь довести начатое дело до конца.
- Меня легко отвлечь от дел.
- Иногда я замечаю, что пытаюсь добиться своего наперекор объективным обстоятельствам.
- Люди порой завидуют моему терпению и дотошности.
- Мне трудно сохранить спокойствие в стрессовой ситуации.
- Я замечаю, что во время монотонной работы невольно начинаю изменять способ действия, даже если это порой приводит к ухудшению результатов.
- Меня обычно сильно раздражает, «когда перед носом» захлопываются двери уходящего транспорта или лифта.
Обработка результатов. Подсчитывается количество совпадений вариантов ответов с ключом.
Ключ
Шкала «самообладание»: ответы «да» на утверждения № 3, 4, 7, 24., ответы «нет « на утверждения № 5, 13, 14, 16, 21, 26, 28, 29, 30.
Шкала «настойчивость»: ответы «да» на утверждения № 2,5, 11, 17, 18, 20, 24, 26., ответы «нет « на утверждения № 1.6, 9, 10, 13, 16, 22, 25.
Общий индекс ВСК (волевого самоконтроля): ответы «да» на утверждения № 2, 3, 4, 5, 7. 9, 11, 17, 18. 20, 24, 25, 27, ответы «нет « на утверждения № 1,6,10, 13, 14, 16, 21,22, 28, 29, 30.
Интерпретация полученных результатов. На основе количественной обработки полученных результатов опроса ученика студент делает вывод об уровне его самообладания и настойчивости и подсчитывает общий индекс волевой самоконтроля школьника.
По шкале «самообладание»: низкий уровень от 0 до 4 баллов, средний уровень – 5-9 баллов, высокий уровень – 10-13 баллов.
По шкале «настойчивость»: низкий уровень от 0 до 5 баллов, средний уровень – 6-11 баллов, высокий уровень – 12-16 баллов.
Общий индекс ВСК (волевого самоконтроля): низкий уровень от 0 до 8 баллов, средний уровень – 9-16 баллов, высокий уровень – 17-24 баллов.
МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»
(ДЕМБО-РУБИНШТЕЙН МОДИФИКАЦИЯ А.М. ПРИХОЖАН)
Для диагностики самооценки используется шкала самооценки личности, разработанная А.М.Прихожан, на основе известной методики Дембо – Рубинштейн.
Испытуемому предлагается бланк методики, содержащий инструкцию. На бланке изображено семь линий, высота каждой-100 мм, с указанием верхней, нижней точек и середины шкалы. При этом верхняя и нижняя точка отмечаются заметными черточками, середина - едва заметной чертой.
Инструкция: «Любой человек оценивает свои способности, возможности, характер и т. п. Уровень развития каждого качества, стороны человеческой личности можно условно изобразить вертикальной линией, нижняя точка которой будет символизировать самое низкое развитие, а верхняя - наивысшее. Ниже представлено семь таких линий. Они обозначают: 1)здоровье, 2)умственные способности, 3)характер, 4)авторитет у сверстников, 5) умение многое делать своими руками, умелые руки, 6) внешность, 7) уверенность в себе.
На каждой линии черточкой (-) испытуемые отмечают, как они оценивают развитие у себя этого качества, стороны личности в настоящий момент. После этого крестиком (х) отмечают, при каком уровне развития этих качеств, сторон были бы удовлетворены собой и почувствовали гордость за себя.
1 этап. По каждой из шести шкал, а шкала «здоровье» является тренировочной, («ум», «способности», «характер», «авторитет у сверстников», «умелые руки», «внешность», «уверенность в себе») определяются:
1. уровень притязаний в отношении данного качества - по расстоянию в миллиметрах от нижней шкалы (0) до знака «х»;
2. высота самооценки - от «0» до знака «-»;
3. величина расхождения между уровнем притязаний и самооценкой – разность между величинами, характеризующими уровень притязаний и самооценку, или расстояние от знака «х» до « - »; в тех случаях, когда уровень притязаний ниже самооценки, результат выражается отрицательным числом.
2 этап. Рассчитывается средняя величина каждого показателя уровня притязаний и самооценки по всем шести шкалам.
Уровень притязаний.Норму, реалистический уровень притязаний, характеризует результат от 60 до 89 баллов. Оптимальный – сравнительно высокий уровень - от 75 до 89 баллов, подтверждающий оптимальное представление о своих возможностях, что является важным фактором личностного развития. Результат от 90 до 100 баллов обычно удостоверяет нереалистическое, некритическое отношение людей к собственным возможностям. Результат менее 60 баллов свидетельствует о заниженном уровне притязаний, он – индикатор неблагоприятного развития личности.
Высота самооценки.Количество баллов от 45 до 74 ( «средняя» и «высокая» самооценка) удостоверяют реалистическую (адекватную) самооценку личности. Количество баллов от 75 до 100 и выше свидетельствует о завышенной самооценке и указывает на определенные отклонения в формировании личности. Завышенная самооценка может подтверждать личностную незрелость, неумение правильно оценить результаты своей деятельности, сравнивать себя с другими; такая самооценка может указывать на существенные искажения в формировании личности – «закрытости для опыта», нечувствительности к своим ошибкам, неудачам, замечаниям и оценкам окружающих. Количество баллов ниже 45 указывает на заниженную самооценку (недооценку себя) и свидетельствует о крайнем неблагополучии в развитии личности. Эти ученики составляют «группу риска» , их, как правило, мало. За низкой самооценкой могут скрываться два совершенно разных психологических явления: подлинная неуверенность в себе и «защитная» , когда декларирование (самому себе) собственного неумения, отсутствия способности и тому подобного позволяет не прилагать никаких усилий.