Малоформализированные методики

ü методики наблюдения (наличие плана и критериев);

ü опрос (интервью);

ü анализ продуктов деятельности.

Приведем классификацию психодиагностических методик в форме таблицы.

Критерий Наименование методики Краткая характеристика
По типу применяемых тестовых задач Опросные Используются вопросы, адресуемые испытуемым
Утверждающие Используются суждения или утверждения, с которыми испытуемый должен согласиться или не согласиться
Продуктивные Применяют собственную творческую продукцию испытуемых – вербальную, образную, материальную
Действенные Задание выполнить некоторый комплекс практических действий
Физиологические диагностика на основе анализа непроизвольных физических или физиологических функций организма
По адресату используемого тестового материала сознательные Апеллирующие к сознанию испытуемого
бессознательные Направленные на неосознаваемые реакции человека
По форме представления тестового материала испытуемым бланковые Тестовый материал в письменной или иной знаковой форме (рисунок, схема и т. п.)
технические Тестовый материал в аудио-, видео-,-киноформе, или через иные технические устройства
сенсорные Тестовый материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств
По характеру данных, используемых для выводов о результатах п/диагностики объективные Используются показатели, не зависящие от сознания и желания испытуемого или экспериментатора
субъективные Используются показатели, зависящие от желания и сознания экспериментатора или испытуемого (пример - интроспекция
По наличию в методике тестовых норм Имеющие тестовые нормы  
Не имеющие тестовых норм  
По внутренней структуре методики мономерные В них диагностируется и оценивается единственное качество
Многомерные Предназначены для п/диагностики или оценки сразу нескольких одно- или разнотипных психологических качеств человека
По типу анализа экспериментальных данных качественный Диагностируемое свойство описывается через известные научные понятия
количественный Диагностируемое свойство описывается через относительную степень развития его у данного человека по сравнению с другими людьми.

Классификация тестов

Признак группы Название вида теста Краткая характеристика вида теста
По предмету тестирования (какое качество оценивается) интеллектуальные Предназначены для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и отдельных когнитивных процессов – восприятие, внимание, воображение, память, речь.
личностные Связаны с психодиагностикой устойчивых индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки – темперамент, характер, мотивации, эмоции, способности.
Межличностные Оценивают человеческие отношения в различных социальных группах
По особенностям используемых задач Практические тестовые задания Задачи и упражнения, кот. испытуемый должен выполнить, практически манипулируя реальными предметами или их заменителями.
Образные задания Упражнения с образами, картинками, рисунками, схемами, представлениями. Предполагают активное использование воображения.
Вербальные тесты Задания на оперирование словами. Определение понятий, умозаключений, сравнение объема и содержания различных слов, и т. п.
По характеру тестового материала, предъявляемого испытуемым Бланковые Используется тестовый материал в виде бланков: рисунков, схем, таблиц, опросников и т. п.
Аппаратурные С применением различной аппаратуры для предъявления и обработки результатов тестирования – аудио- и ТV техника, ЭВМ.
По объекту оценки Процессуальные Исследуют какой-либо психологический или поведенческий процесс, напр. процесс запоминания, процесс межличностного взаимодействия в группе.
Тесты достижений Оцениваются успехи человека в различных видах деятельности, или сферах познания – продуктивность памяти, логичность мышления, устойчивость внимания и др.
Тесты состояний и свойств Диагностика более-менее стабильных психологических качеств человека – черты личности, свойства темперамента, способности и др.
Особая группа Проективные тесты Основаны на косвенной оценке психологических качеств человека. Оценка – результат анализа восприятия и интерпретации человеком некоторых многозначных объектов, напр. бесформенных пятен, незавершенных предложений и т. д.

Вопросы для группы.

1. Как вы поняли, чем отличаются методы, методики и тесты?

2. Перечислите особенности методик высокого уровня формализации?

3. Какие методики по типу применяемых тестовых задач вы можете назвать?

4. На что направлены интеллектуальные тесты?

5. Можете ли вы привести еще какую-нибудь классификацию методов (например, по Ананьеву).

Используемая литература.

1. Головин С.Ю. Словарь практического психолога.

2. Мургулец Л.В. Методы социально-психологической диагностики личности: Учебное пособие. Л., 1990.

3. Общая психодиагностика. – (Методические указания). /Автор-составитель О. В. Белова. – Новосибирск: Научно-учебный центр психологии НГУ, 1996.

Наши рекомендации