Тема 1. Этика как учение о морали и нравственности. Понятие, сущность, структура и функции морали
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Волгоградский филиал
Кафедра Философии и социологии
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По дисциплине Профессиональная этика
направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция»
Разработчик_______Нагой Ф.Н., кандидат философских наук, доцент_______________
(фамилия, имя, отчество автора, ученая степень, звание (должность))
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры |
Протокол №1 от «29» августа 2014 г. |
Зав. кафедрой _______________Кузеванова А.Л. |
(подпись заведующего кафедрой) |
Волгоград 2014
ОГЛАВЛЕНИЕ
НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА | № стр. | |
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины | ||
1.1. | Пояснительная записка | |
1.2. | Тематический план учебной дисциплины | |
1.3. | Содержание учебной дисциплины | |
1.4. | Организация самостоятельной работы | |
1.5. | Список литературы | |
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов | ||
2.1. | Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса | |
2.2. | Пожелания к изучению отдельных тем курса | |
2.3. | Рекомендации по работе с литературой | |
2.4. | Разъяснения по работе с тестовой системой курса | |
2.5. | Советы по подготовке к экзамену (зачету) | |
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса | ||
3.1 | Методическое обеспечение теоретического курса | |
3.2 | Методические указания к практическим занятиям | |
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам | ||
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля | ||
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий) |
РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Пояснительная записка
Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи) | Данная учебная дисциплина принадлежит к гуманитарному циклу дисциплин и призвана сформировать у студентов представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном обществе. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах, на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Подчеркнем такой аспект этического знания - исследование внутреннего мира человека, специфических особенностей бытия личности, ее жизненных перспектив; этическое знание более всего индивидуализировано и вписано в «живую» ткань культуры. Знакомство студентов с этической традицией должно способствовать развитию в них личностных и профессиональных качеств как результата сформированной мировоззренческой и гражданской позиции, так как этика не только учение о нравственности, но и моральное учение. В целом курс «Профессиональной этики» освящает проблемы гуманитарного знания на стыке ряда дисциплин - концепции современного естествознания, культурологии, истории, логики, психологии, права и философии. |
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС) | Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта |
Цель и задачи учебной дисциплины | Цель настоящей учебной дисциплины заключается в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости морального и социально-психологического климата, — важнейшего ресурса эффективного функционирования профессиональной организации, — а также выработать способы культивирования высоких профессионально-этических стандартов личности в трудовом коллективе. Приобретение и последующая реализация этих знаний в процессе профессиональной деятельности юриста должны способствовать повышению результатов профессиональной деятельности, раскрыть внутренние резервы личности, улучшить координацию усилий коллектива, укрепить морально-психологическую атмосферу в организации. В ходе ее достижения решаются задачи: - освоить основы этических знаний, раскрыть сущность профессиональной этики как основы культуры управления; - сформировать у студентов осознанную потребность в развитии профессионально-этических качеств как неотъемлемой части профессиональной культуры; - использовать этические подходы для решения экзистенциальных, практических и профессионально-управленческих проблем; - дать студентам основы этических знаний, представление об идеальных моральных ориентирах, отметив значение проблемы моральной свободы; - раскрыть содержание конкретно-исторических норм и ценностей и реальных нравов определенных исторических периодов; - отразить сложное взаимодействие «социальной» и индивидуальной морали через понимание того, что единственным субъектом нравственного решения и поступка является личность. |
Требования к результатам обучения | В результате изучения предмета студент должен знать: 1. основные этические подходы к проблемам человека, общества и природы; 2. основные категории и термины этики; 3. основные этические направления и школы; 4. высокие стандарты общечеловеческой, организационной и корпоративной морали; 5. основные признаки профессионально-этической деформации; 6. организационные, правовые, социокультурные условия и возможности оздоровления профессиональных сообществ в профессионально-этическом плане; 7. основные достижения в развитии профессиональной этики в истории и современности, в отечественной практике и за рубежом. Уметь: 1. выявлять этические и профессионально-этические проблемы, подвергать их квалифицированному анализу; 2. диагностировать симптомы и причины профессионально-этической деформации; 3. вырабатывать рекомендации по разрешению профессионально-этических проблем; 4. использовать методы этического анализа для решения конкретных, практических задач. Научиться владеть навыками: 1. процедур этической, профессионально-этической оценки, экспертизы, описания проблемной ситуации в профессиональном сообществе; 2. процедур оперирования этическими знаниями; 3. обоснования мировоззренческой позиции в соответствии с достижениями этики. По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7). А также выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19). |
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность. | Учебная дисциплина «Профессиональная этика» общим объемом 72 / 36 часов изучается в течение 1 семестра. Изучение дисциплины заканчивается зачетом в 1 семестре. |
1.2 Тематический план учебной дисциплины «Профессиональная этика» (72 часа)
на 2014 – 2015 уч. год.
Наименование тем | Количество часов | ||||
Лек | Лаб | Пр | СРС | Всего | |
Очная форма обучения | |||||
Тема 1.Этика как учение о морали и нравственности. Понятие, сущность, структура и функции морали | - | ||||
Тема 2.История этики. Категории этики, золотое правило нравственности: оформление и исторические смыслы. | - | ||||
Тема 3.Структура этического знания. Понятия профессиональной этики, деонтологии, профессиональной субкультуры | - | ||||
Тема 4.Профессионализм как этическая категория, кодексы и характер их обоснования. Профессиональная деформация: составляющие и направления профилактики | - | ||||
Тема 5.Основные идеи и принципы в области права и нравственности. | - | ||||
Тема 6.Феномен организационной (корпоративной) культуры | - | ||||
Тема 7.Этика государственной службы (имидж, диагностика профессионально-этических проблем, методы оздоровления) | - | ||||
Тема 8.Этика делового общения (имидж, диагностика профессионально-этических проблем, методы оздоровления) | |||||
Тема 9. Проблемы теории этики, соотношение практического и этического | |||||
Зачет | |||||
Итого по курсу: | - | (2 ЗЕ) |
Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Этика как учение о морали и нравственности. Понятие, сущность, структура и функции морали.
Природа и сущность человека, содержание моральной регуляции. Культура как мера духовности человека. Предмет этики, проблема природы и происхождения морали (идеалистические, натуралистические, социально-исторические концепции; ригористическое и эвдемонистическое понимание; рационалистическая, религиозная и холистическая этика). Общая структура и специфика морали (нормативный, философский, личностный, психологический, социальный и биологический подходы), структура этического знания, круг проблем этики. Мораль как форма общественного сознания в ее отношении к другим формам сознания, функции и свойства морали.
Тема 2. История этики. Категории этики, золотое правило нравственности: оформление и исторические смыслы.
Возникновение и развитие нравственности. Сущность моральной регуляции. Проблемы генезиса морали в современном знании. Система моральной регуляции. Специфика морали как регулятора отношений в обществе. Понятийно-символические формы морали: нормы, ценности, идеалы, смысл жизни, принципы. Функции морали. Основные категории и учения этики: добро и зло, долг, патриотизм, свобода, справедливость, “золотое правило нравственности”, категорический императив Канта, утилитаризм и прагматизм, гедонизм и эвдемонизм, концепции справедливости (коммунитарные, индивидуалистические трактовки).
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Специфические черты этической мысли Древнего Востока (сравнение с европейской традицией). Этические традиции Древнего Китая: конфуцианство и даосизм (сравнительный анализ). Этические аспекты философских учений Древней Индии: йога, джайнизм, буддизм.
АНТИЧНАЯ ЭТИКА. Общая характеристика античной этики и моральная регуляция общественной жизни. Этические учения античности, подчеркивающие индивидуализм в моральной жизни: релятивизм софистов; этический рационализм Сократа; сократические школы. Идеалистические этические учения античности: идеализм и ригоризм Платона, эвдемонистическая этика Аристотеля и принцип “золотой середины”. Этический субъективизм в античности: эвдемонизм Демокрита, эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Основные понятия: релятивизм, ригоризм, эвдемонизм, гедонизм, фатализм, рационализм.
ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Этические положения неоплатонизма и их влияние на раннехристианскую философию. Основания корпоративной морали и содержание христианская этика: универсальный принцип жертвенной, альтруистической любви, формирование общезначимых ценностей. Учение Августина Блаженного о личности, истолкование проблемы добра и зла. Вера, разум, нравственность в этике Фомы Аквинского. Свободомыслие или субъективистские этические учения Средневековья. Антропоцентризм и гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения; приоритет эстетического понимания мира над моральным и научным представлением о мире.
ЭТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ФИЛОСОФОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Натуралистические основы морали, выраженные в индивидуалистической морали буржуазного общества. Этика в контексте развития эмпиризма и рационализма Нового времени. Философия и этика Просвещения; человек как природное существо – тема эволюции; человек как социальное существо – проблема воспитания; человек как духовное существо – задача самосовершенствования.
ЭТИКА XVIII-XIX вв. Моральная философия и категорический императив И. Канта. Мораль и исторический прогресс в абсолютном идеализме Гегеля. Самоощущение человека и эвдемонистическая этика Л. Фейербаха. Проблема свободы в немецкой классической философии. Философские основания метафизической этики.
ЭТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ Х1Х--ХХ вв. ЭТИКА В ХХ в. Характеристики духовного пространства времени. Иррационализм и имморализм в учении Ф. Ницше о “свехчеловеке”. Воля и сострадание в этике А. Шопенгауэра. Религиозно-персоналистическая этика Ф.М. Достоевского. Принцип “непротивления злу насилием” в этических воззрениях Л.Н. Толстого. Мораль как сфера несвободы и свободы человека. Экзистенциалистская этика Ж.-П. Сартра. Психоаналитическая трактовка форм духовной жизни в концепциях З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма. Классические образцы христианской этики ХХ в. в учениях С.Л. Франка и К.С. Льюиса. Принцип “благоговения перед жизнью” в этике А. Швейцера. “Этический диалог” в концепциях М. Бубера и М.М. Бахтина.