Тема 1. Этика как учение о морали и нравственности. Понятие, сущность, структура и функции морали

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Волгоградский филиал

Кафедра Философии и социологии

 
  Тема 1. Этика как учение о морали и нравственности. Понятие, сущность, структура и функции морали - student2.ru

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

По дисциплине Профессиональная этика

 
  Тема 1. Этика как учение о морали и нравственности. Понятие, сущность, структура и функции морали - student2.ru

направления подготовки 030900.62 «Юриспруденция»

Разработчик_______Нагой Ф.Н., кандидат философских наук, доцент_______________

(фамилия, имя, отчество автора, ученая степень, звание (должность))

Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры
Протокол №1 от «29» августа 2014 г.
 
Зав. кафедрой _______________Кузеванова А.Л.
(подпись заведующего кафедрой)

Волгоград 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

НАИМЕНОВАНИЕ РАЗДЕЛА № стр.
Раздел 1. Рабочая программа учебной дисциплины
1.1. Пояснительная записка
1.2. Тематический план учебной дисциплины
1.3. Содержание учебной дисциплины
1.4. Организация самостоятельной работы
1.5. Список литературы
Раздел 2. Методические рекомендации по изучению дисциплины для студентов
2.1. Рекомендации по использованию материалов учебно-методического комплекса
2.2. Пожелания к изучению отдельных тем курса
2.3. Рекомендации по работе с литературой
2.4. Разъяснения по работе с тестовой системой курса
2.5. Советы по подготовке к экзамену (зачету)
Раздел 3. Учебно-методические материалы лекционного курса
3.1 Методическое обеспечение теоретического курса
3.2 Методические указания к практическим занятиям
Раздел 4. Материалы практических заданий по темам
Раздел 5. Материалы текущего, промежуточного и итогового контроля
Раздел 6. Словарь терминов (глоссарий)

РАЗДЕЛ 1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Пояснительная записка

Роль и место учебной дисциплины в структуре учебного плана (междисциплинарные связи) Данная учебная дисциплина принадлежит к гуманитарному циклу дисциплин и призвана сформировать у студентов представления о феномене морали, принципах профессиональной этики и правилах этикета в современном обществе. Рассмотрение проблем, связанных с состоянием нравов в обществе, в профессиональных макро- и микросообществах, на государственной службе и в деловой сфере затрагивает различные направления гуманитарного знания в области этики, культурологии, социологии, права и менеджмента. Подчеркнем такой аспект этического знания - исследование внутреннего мира человека, специфических особенностей бытия личности, ее жизненных перспектив; этическое знание более всего индивидуализировано и вписано в «живую» ткань культуры. Знакомство студентов с этической традицией должно способствовать развитию в них личностных и профессиональных качеств как результата сформированной мировоззренческой и гражданской позиции, так как этика не только учение о нравственности, но и моральное учение. В целом курс «Профессиональной этики» освящает проблемы гуманитарного знания на стыке ряда дисциплин - концепции современного естествознания, культурологии, истории, логики, психологии, права и философии.
Соответствие учебной программы требованиям ГОС (ФГОС) Данная программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
Цель и задачи учебной дисциплины Цель настоящей учебной дисциплины заключается в том, чтобы способствовать углубленному пониманию значимости морального и социально-психологического климата, — важнейшего ресурса эффективного функционирования профессиональной организации, — а также выработать способы культивирования высоких профессионально-этических стандартов личности в трудовом коллективе. Приобретение и последующая реализация этих знаний в процессе профессиональной деятельности юриста должны способствовать повышению результатов профессиональной деятельности, раскрыть внутренние резервы личности, улучшить координацию усилий коллектива, укрепить морально-психологическую атмосферу в организации. В ходе ее достижения решаются задачи: - освоить основы этических знаний, раскрыть сущность профессиональной этики как основы культуры управления; - сформировать у студентов осознанную потребность в развитии профессионально-этических качеств как неотъемлемой части профессиональной культуры; - использовать этические подходы для решения экзистенциальных, практических и профессионально-управленческих проблем; - дать студентам основы этических знаний, представление об идеальных моральных ориентирах, отметив значение проблемы моральной свободы; - раскрыть содержание конкретно-исторических норм и ценностей и реальных нравов определенных исторических периодов; - отразить сложное взаимодействие «социальной» и индивидуальной морали через понимание того, что единственным субъектом нравственного решения и поступка является личность.
Требования к результатам обучения В результате изучения предмета студент должен знать: 1. основные этические подходы к проблемам человека, общества и природы; 2. основные категории и термины этики; 3. основные этические направления и школы; 4. высокие стандарты общечеловеческой, организационной и корпоративной морали; 5. основные признаки профессионально-этической деформации; 6. организационные, правовые, социокультурные условия и возможности оздоровления профессиональных сообществ в профессионально-этическом плане; 7. основные достижения в развитии профессиональной этики в истории и современности, в отечественной практике и за рубежом. Уметь: 1. выявлять этические и профессионально-этические проблемы, подвергать их квалифицированному анализу; 2. диагностировать симптомы и причины профессионально-этической деформации; 3. вырабатывать рекомендации по разрешению профессионально-этических проблем; 4. использовать методы этического анализа для решения конкретных, практических задач. Научиться владеть навыками: 1. процедур этической, профессионально-этической оценки, экспертизы, описания проблемной ситуации в профессиональном сообществе; 2. процедур оперирования этическими знаниями; 3. обоснования мировоззренческой позиции в соответствии с достижениями этики. По окончанию изучения дисциплины студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями: - осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1); - способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2); - владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3); - обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5); - стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7). А также выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК): способен эффективно осуществлять правовое воспитание (ПК-19).
Объем и сроки изучения учебной дисциплины, отчетность. Учебная дисциплина «Профессиональная этика» общим объемом 72 / 36 часов изучается в течение 1 семестра. Изучение дисциплины заканчивается зачетом в 1 семестре.  

1.2 Тематический план учебной дисциплины «Профессиональная этика» (72 часа)

на 2014 – 2015 уч. год.

Наименование тем Количество часов
Лек Лаб Пр СРС Всего
Очная форма обучения
Тема 1.Этика как учение о морали и нравственности. Понятие, сущность, структура и функции морали -
Тема 2.История этики. Категории этики, золотое правило нравственности: оформление и исторические смыслы. -
Тема 3.Структура этического знания. Понятия профессиональной этики, деонтологии, профессиональной субкультуры -
Тема 4.Профессионализм как этическая категория, кодексы и характер их обоснования. Профессиональная деформация: составляющие и направления профилактики -
Тема 5.Основные идеи и принципы в области права и нравственности. -
Тема 6.Феномен организационной (корпоративной) культуры -
Тема 7.Этика государственной службы (имидж, диагностика профессионально-этических проблем, методы оздоровления) -
Тема 8.Этика делового общения (имидж, диагностика профессионально-этических проблем, методы оздоровления)  
Тема 9. Проблемы теории этики, соотношение практического и этического  
Зачет          
Итого по курсу: - (2 ЗЕ)

Содержание учебной дисциплины

Тема 1. Этика как учение о морали и нравственности. Понятие, сущность, структура и функции морали.

Природа и сущность человека, содержание моральной регуляции. Культура как мера духовности человека. Предмет этики, проблема природы и происхождения морали (идеалистические, натуралистические, социально-исторические концепции; ригористическое и эвдемонистическое понимание; рационалистическая, религиозная и холистическая этика). Общая структура и специфика морали (нормативный, философский, личностный, психологический, социальный и биологический подходы), структура этического знания, круг проблем этики. Мораль как форма общественного сознания в ее отношении к другим формам сознания, функции и свойства морали.

Тема 2. История этики. Категории этики, золотое правило нравственности: оформление и исторические смыслы.

Возникновение и развитие нравственности. Сущность моральной регуляции. Проблемы генезиса морали в современном знании. Система моральной регуляции. Специфика морали как регулятора отношений в обществе. Понятийно-символические формы морали: нормы, ценности, идеалы, смысл жизни, принципы. Функции морали. Основные категории и учения этики: добро и зло, долг, патриотизм, свобода, справедливость, “золотое правило нравственности”, категорический императив Канта, утилитаризм и прагматизм, гедонизм и эвдемонизм, концепции справедливости (коммунитарные, индивидуалистические трактовки).

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА. Специфические черты этической мысли Древнего Востока (сравнение с европейской традицией). Этические традиции Древнего Китая: конфуцианство и даосизм (сравнительный анализ). Этические аспекты философских учений Древней Индии: йога, джайнизм, буддизм.

АНТИЧНАЯ ЭТИКА. Общая характеристика античной этики и моральная регуляция общественной жизни. Этические учения античности, подчеркивающие индивидуализм в моральной жизни: релятивизм софистов; этический рационализм Сократа; сократические школы. Идеалистические этические учения античности: идеализм и ригоризм Платона, эвдемонистическая этика Аристотеля и принцип “золотой середины”. Этический субъективизм в античности: эвдемонизм Демокрита, эпикурейство, стоицизм, скептицизм. Основные понятия: релятивизм, ригоризм, эвдемонизм, гедонизм, фатализм, рационализм.

ЭТИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВЬЯ И ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ. Этические положения неоплатонизма и их влияние на раннехристианскую философию. Основания корпоративной морали и содержание христианская этика: универсальный принцип жертвенной, альтруистической любви, формирование общезначимых ценностей. Учение Августина Блаженного о личности, истолкование проблемы добра и зла. Вера, разум, нравственность в этике Фомы Аквинского. Свободомыслие или субъективистские этические учения Средневековья. Антропоцентризм и гуманистическое мировоззрение эпохи Возрождения; приоритет эстетического понимания мира над моральным и научным представлением о мире.

ЭТИЧЕСКИЕ РАЗМЫШЛЕНИЯ ФИЛОСОФОВ НОВОГО ВРЕМЕНИ. Натуралистические основы морали, выраженные в индивидуалистической морали буржуазного общества. Этика в контексте развития эмпиризма и рационализма Нового времени. Философия и этика Просвещения; человек как природное существо – тема эволюции; человек как социальное существо – проблема воспитания; человек как духовное существо – задача самосовершенствования.

ЭТИКА XVIII-XIX вв. Моральная философия и категорический императив И. Канта. Мораль и исторический прогресс в абсолютном идеализме Гегеля. Самоощущение человека и эвдемонистическая этика Л. Фейербаха. Проблема свободы в немецкой классической философии. Философские основания метафизической этики.

ЭТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ Х1Х--ХХ вв. ЭТИКА В ХХ в. Характеристики духовного пространства времени. Иррационализм и имморализм в учении Ф. Ницше о “свехчеловеке”. Воля и сострадание в этике А. Шопенгауэра. Религиозно-персоналистическая этика Ф.М. Достоевского. Принцип “непротивления злу насилием” в этических воззрениях Л.Н. Толстого. Мораль как сфера несвободы и свободы человека. Экзистенциалистская этика Ж.-П. Сартра. Психоаналитическая трактовка форм духовной жизни в концепциях З. Фрейда, К.Г. Юнга, Э. Фромма. Классические образцы христианской этики ХХ в. в учениях С.Л. Франка и К.С. Льюиса. Принцип “благоговения перед жизнью” в этике А. Швейцера. “Этический диалог” в концепциях М. Бубера и М.М. Бахтина.

Наши рекомендации