Этика деловых взаимоотношений

Актуальность темы

l Этичное поведение в коллективе , в общении с клиентами или с партнерами по бизнесу лежит в основе процветания дела , которую ведет производство или фирма . Важным моментом в формировании данной философской категории лежат знания и навыки профессиональности .

l И поэтому важным для провизора является знание основ и принципов этичного поведение в аптеке , а также профессиональной моральности как базированного элемента в будущей профессии.

1. Об уровне культуры человека судят по его поведению. А поведение состоит из отдельных поступков, которые можно оценить с позиций нравственности.

2. Нравственное поведение опирается на нравственное сознание и является результатом свободного выбора личности. Поведение человека зависит от нравственных норм, качеств и принципов, которые у него сформированы.

3. Поведение человека - это cовокупность поступков человека, имеющих нравственное значение, совершаемых им в относительно продолжительный период в постоянных или изменяющихся условиях.

4. Поведение человека — единственный объективный показатель его моральных качеств, нравственного облика.

5. Поведение человекаэто реализация его отношений к другим людям, к обществу и самому себе.

6 – 7. Мотив - Намерение - Постановка цели - Выбор средств - Принятие решения - Поступок - Последствия - Оценка -Внутренняя самооценка (совесть)- Внешняя оценка (общественное мнение).

8. Центральным звеном нравственного поведения является поступок, который характеризует способность человека к:

- сознательной постановке цели;

- выбору соответствующих средств;

- самостоятельному действию.

Цель может быть одна, а средства ее достижения разные.

9. Поступку предшествует мотивация, которая играет роль импульса, побудителя к действию. Мотив предшествует поступку и продолжает свое действие во время его совершения.

Один и тот же мотив может подтолкнуть людей к разным поступкам; одна и та же линия поведения может быть продиктована разными мотивами.

10. Все понятия морали имеют ценностный аспект. Высшие моральные ценности - смысл жизни, свобода, счастье - представляют идеи, организующие нравственный мир личности в целом и оказывающие регулятивное воздействие на ее поведение.

11. Этическийфатализм абсолютизируя необходимость, ставит человека в полную - фатальную зависимость от объективных обстоятельств, превращает его в запрограммированное устройство, действующее по строго определенной (Богом, судьбой, космическими силами и т.п.) схеме.

12. Как следствие - человек несвободен в своих поступках: вся его жизнь заранее предопределена, он не в силах ничего изменить в ней, но зато он и не несет никакой ответственности за свои действия. Следствием такой позиции выступает, как правило, нравственная пассивность, покорность обстоятельствам и зависимость от них.

13. Противоположная точка зрения – этический волюнтаризм - отрицает всякую необходимость и утверждает, что человек абсолютно свободен в своих моральных решениях и должен поступать лишь в соответствии с собственной волей.

14. Такое понимание свободы приводит, в конечном счете, к полному отказу от нравственных норм, а это, в свою очередь, позволяет человеку утверждать произвол собственных действий как образец поведения.

15. Таким образом, и фаталистская, и волюнтаристская концепции в конечном счете отрицают нравственную свободу (фаталист, абсолютизирующий необходимость, становится ее рабом; волюнтарист, отрицающий роль необходимости, становится жертвой собственного произвола).

Где же выход из этой ситуации?

16. В зависимости от того, с какой легкостью человек выбирает между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы.

Степени эти могут быть разными:

l 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение - отсутствие свободы;

l 2) моральные требования осознаются как долг - внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным;

17. 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности - свободный выбор.

Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.

18. Таким образом, нравственная свобода - это не просто выбор вариантов поведения, а превращение моральных требований во внутренние потребности, в убеждения человека. Это программа его саморазвития.

Итак, нравственная свобода проявляется в умении:

l 1) делать осознанный моральный выбор действий и поступков,

l 2) давать им нравственную оценку,

l 3) предвидеть их последствия,

l 4) осуществлять разумный контроль над своим поведением, чувствами, страстями, желаниями.

Профессиональная этика

l Профессиональная этика— это учение о профессиональной морали, представляющей собой исторически сложившуюся систему нравственных принципов, предписаний и норм применитель-но к особенностям определенных профессий.

l Профессиональная этика складывается в таких видах деятельности, объектом которых является человек, а также работа с людьми, отличающаяся неповторимос-тью ситуаций, противоречиями и трудностями, которые обязательно надо своевременно преодолевать и решать.

l Например, нельзя не учитывать специфики и своеобразия деятельности и характера отношений между людьми таких профессий, как врач — больной, учитель — ученик, судья — подсудимый, артист — зритель, где функции профессиональной деятельности объективно порождают особые нравственные требования, нормы, оценки, регулирующие возникающие взаимоотношения.

l Именно по этой причине в этике существует понятие «нравственность труда», подразумевающее как отношение к труду, так и нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности.

l В данном случае исходят из того, что труд — главное условие существования человека, главный показатель моральной ценности и источник нравственных отношений.

l Понятие нравственности труда включает две основные стороны:

- отношение к труду;

- нормы взаимоотношений между участниками совместной деятельности.

l Нравственную сторону труда определяет прежде всего то, что он есть основное условие человеческого существования.

l Общественная полезность труда - главный показатель его моральной ценности и источник нравственных отношений, складывающихся в процессе труда.

Этика деловых взаимоотношений

Этические нормы деловых отношений основываются на общечеловеческих нормах и правилах поведения, но имеют специфические особенности.

Соблюдение этики деловых взаимоотношений является одним из главных критериев оценки профессионализма как отдельного сотрудника, так и организации в целом.

Основополагающие нормы этики бизнеса:

- уважение чувства собственного достоинства и личного статуса другого человека;

- понимание интересов и мотивов поведения окружающих;

- социальная ответственность за психологическую защищенность сотрудников и т.п. – это нормы, на которых базируется современная этика деловых отношений.

- Принципы этики деловых отношений – обобщенное выражение нравственных требований, выработанных в моральном сознании общества, которые указывают на необходимое поведение участников деловых отношений.

Современная деловая этика, по мнению многих ученых, должна основываться на трех важнейшихположениях:

- создание материальных ценностей во всем многообразии форм рассматривается как изначально важный процесс;

- прибыль и другие доходы рассматриваются как результат достижения общественно значимых целей;

- приоритет в разрешении проблем, возникающих в деловом мире, должен отдаваться интересам межличностных отношений, а не производству продукции.

· 1994 год – принята Декларация Ко («Принципы бизнеса») – в швейцарском городе Ко (Саux), которая является фундаментом для формулирования принципов этики деловых отношений.

Главные принципы международного бизнеса:

  • - ответственность бизнеса: от блага акционеров к благу его ключевых партнеров;
  • - экономическое и социальное влияние бизнеса: к прогрессу, справедливости и мировому сообществу;
  • - этика бизнеса: от буквы закона к духу доверия;
  • - уважение правовых норм;
  • - поддержка многосторонних торговых отношений;
  • - забота об окружающей среде;
  • - отказ от противозаконных действий.

В Декларации Ко предложены также ключевые принципы взаимоотношений на микроуровне, т. е. организации с покупателями, владельцами (инвесторами), персоналом, поставщиками, конкурентами.

  • Так, во взаимоотношениях организации с покупателями ключевыми должны стать следующие принципы:

- обеспечивать своих клиентов товарами и услугами высшего качества в соответствии с их требованиями;

- обходиться с ними честно во всех аспектах своей коммерческой деятельности, обеспечивая высокий уровень обслуживания для удовлетворения их потребностей;

- принимать необходимые усилия для гарантии того, что товары и услуги будут поддерживать или улучшать здоровье и безопасность клиентов, а также состояние окружающей среды;

- гарантировать уважение человеческого достоинства в предлагаемых товарах, маркетинге и рекламе;

- уважать целостность культуры клиентов.

Отношения организации с владельцами (инвесторами) должны строиться на следующих принципах:

l обеспечивать профессиональный и тщательный менеджмент для гарантирования справедливой и конкурентоспособной прибыли на капитал владельцев и инвесторов;

l обеспечивать владельцам и инвесторам открытый доступ к информации, ограниченный только рамками закона и условиями конкуренции;

l сохранять, защищать и преумножать активы владельцев и инвесторов; с вниманием относиться к их требованиям, предложениям, резолюциям.

ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭТИКИ ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ: ПЯТЬ КАТЕГОРИЙ

l взяточничество;

l принуждение;

l обман (введение в заблуждение);

l воровство;

l несправедливая дискриминация.

l Взятку используют для манипулирования людьми посредством приобретения влияния. Взяточничество определяют как предложение, выдачу, получение или вымогательство чего-то ценного с оказания влияния на действия лиц, выполняющих должностные государственные или юридические обязанности. Вышеупомянутой ценностью может быть прямая выплата в денежном или натуральном выражении.

l Принуждение – это управление людьми и компаниями посредством силы или угрозы.

Принуждение может быть :

l физическим, или реальным, – в тех случаях физическую силу применяют, чтобы вынудить человека совершить какие-то действия против его воли;

l имплицитным, или легальным, – например, когда одну сторону средством ее подчинения другой стороне, заставляют сделать то, что она по своей доброй воле отказалась бы делать».

Силой зачастую является угроза применения административных мер в отношении более слабой стороны, например угроза отказа в продвижении по службе, увольнения или очернения лица, работающего в определенной сфере. Человека могут принуждать совершать действия, которые противоречат его личным убеждениям. Принуждение может быть применено и по отношению к компаниям, например, фирму, занимающуюся розничной торговлей, могут заставить продавать определенные продукты, для того, чтобы получать другие, более нужные ей продукты.

l В литературе описан случай с отравлением больных лекарственным средством тайленол. Этот случай представляет собой, по-видимому, пример принуждения. Тайленол отравили, чтобы нанести ущерб компании путем подрыва ее репутации и принуждения ее к дополнительным огромным расходам, с которыми было сопряжено решение этой проблемы. Конкретный виновник случившегося и его подлинные мотивы остаются неизвестными.

l Обман – это манипулирование людьми и фирмами посредством предоставления им ложной информации. Обман – это «акт введения в заблуждение, умышленное введение в заблуждение лживыми словами или обманными действиями…Сознательно сделанное заведомо ложное заявление либо демонстрация, прямо или косвенно относящиеся к имеющимся или к прошлым фактам».

l Введение в заблуждение включает в себя искажение либо фальсификацию данных исследований или отчетности, недобросовестную рекламу или заведомо ложное представление продуктов. Обманом также является предоставление искаженных данных об издержках, не соответствующие реальности оценки эксплуатационных качеств продукта и ложные сведения о финансовом состоянии компаний.

l Воровство – это присвоение человеком того, что ему не принадлежит на правах собственности. Д. Нолан и Ж. Нолан-Хейли определяют воровство как «акт кражи; присвоение собственности без согласия ее владельца». Определение не относится к собственности, потерянной вследствие конкуренции, когда игру ведут с укорененными в культуре экономическими правилами.

Однако, если собственность утрачена в результате изменения правил, ее потерю считают воровством при соблюдении одного из следующих условий:

l - не было возможности предпринять действия, которые соответствовали бы новым правилам;

l - было невозможно своевременно предвидеть возникновение новых правил, с тем, чтобы подчиниться им до утраты собственности.

l Понятие «воровство» также охватывает широкий круг нарушений этики. Собственность может быть материальной или интеллектуальной. К воровству относятся и такие сделки, при которых какое-либо лицо использует информацию, полученную благодаря своему привилегированному положению, как собственность.

l Воровством следует считать и подделку продуктов, и манипулирование ценами, и использование информации, являющейся собственностью какой-либо компании, в интересах другой фирмы. Такую информацию можно получить через несанкционированный доступ к компьютерам и программам компании, владеющей информацией на правах собственности.

l Сговор нескольких сторон в отношении цен приводит к воровству, потому что поддерживает сильно завышенные цены и таким образом лишает покупателей денег, которые они не должны были платить для совершения конкретных покупок. Нечестность при заключении и соблюдении контрактов также приводит к воровству. Обманутая сторона теряет нечто ценное, причем этой ценности ее лишают без ее согласия.

l Несправедливую дискриминацию определяют как «необъективное отношение к людям из-за их расовой принадлежности, возраста, пола, национальности или вероисповедания либо отказ людям в предоставляемых другим привилегиях по указанным причинам... Это неспособность относиться ко всем людям одинаково в случаях, когда между теми, кому благоприятствуют, и теми, кому отказывают в благожелательном отношении, нельзя найти обоснованного различия».

l Мы называем такое явление несправедливой дискриминацией, которая отличается от дискриминации, обоснованной рациональными критериями, совершенно приемлемыми для большинства. Людей принимают на работу на основании их квалификации и платят им заработную плату в соответствии с тем вкладом, который они вносят в деятельность организации. Несправедливая дискриминация имеет место, когда одному человеку или категории лиц отдают предпочтение перед другими на основании критериев, не имеющих отношения к деятельности. Применяемые критерии являются ключевым фактором при определении несправедливой дискриминации.

l Несправедливая дискриминация имеет место в тех случаях, когда человеку отказывают в работе, продвижении по службе или в иных благах из-за его расовой принадлежности, пола или вероисповедания. Эти критерии не имеют отношения к принятию решений, касающихся найма, продвижения по службе или распределения благ.

l Таким образом, этика деловых отношений изучает соответствие моральных норм человека деятельности и целям деловой организации. Она не является простым набором определенных моральных стандартов, а представляет собой инструмент анализа и решения проблем, которые встают в деловой жизни.

Наши рекомендации