Психология и этика деловых отношений

ПСИХОЛОГИЯ И ЭТИКА ДЕЛОВЫХ ОТНОШЕНИЙ

Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины,

задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению

для учащихся заочной формы обучения

по специальности

2-91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания», 2-25 01 01 «Коммерческая деятельность» (по направлениям),

2-27 01 01 «Экономика и организация производства», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет анализ и контроль»

Минск 2017

Автор(ы) Доценко Т.А., преподаватель высшей квалификационной категории филиала БГЭУ «Минский торговый колледж»
  (Ф.И.О., должность, наименование учреждения образования)
   
   

Рассмотрено и одобрено на заседании

Цикловой комиссии права и социально-гуманитарных наук

Протокол №___ от _________20____г.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка
Примерный тематический план
Тема 1. Основы психологии и профессиональной этики деловых отношений
Тема 2. Деловое общение
Тема 3. Проявление закономерностей психики человека в деловых отношениях
Тема 4. Психологические особенности взаимодействия в трудовом коллективе
Тема 5. Этика делового общения
Тема 6. Этикет и культура поведения делового человека
Тема 7. Основы трудового права
Тема 8. Конфликты и пути их разрешения
Перечень вопросов к обязательной контрольной работе  
Методические указания к выполнению домашней контрольной работе
Тематика контрольных работ для заочного отделения
Критерии оценки результатов учебной деятельности учащихся
Литература
   
 
 
 
 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Подготовка будущих специалистов требует особого внимания к вопросам психологического обучения и просвещения. Выпускники учреждений образования, реализующих программы среднего специального образования, должны знать о разных типах нервной системы, особенностях потребителей, основных закономерностях психики.

Современному специалисту необходимо владеть знаниями и навыками соблюдения этических норм, об основах национальной правовой системы, разбираться в видах и структуре конфликтов, уметь на практике разрешать их. Указанное достигается посредством изучения основ психологии и этики деловых отношений.

В результате изучения учебного предмета «Психология и этика деловых отношений» обучающийся должен:

· представлять структуру личности, характера, профессиональных способностей; этапы ведения деловой беседы;

· понимать требования к профессионально значимым свойствам и качествам личности; основные этические принципы профессиональных отношений, делового общения и правила проведения деловой беседы; правила анализа конфликтных ситуаций и способы нейтрализации конфликтов;

· применять полученную информацию в целях обеспечения собственной социальной адаптации и конкурентоспособности на рынке труда;

· соблюдать нормы профессионального этикета, общие нормы и правила поведения;

· выстраивать конструктивные профессиональные отношения, руководствуясь принципами делового общения;

· поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе.

В процессе изучения предмета необходимо создавать условия:

· для воспитания личностных качеств, обусловливающих социальную адаптацию выпускника учреждения профессионально-технического образования в трудовом коллективе;

· развития коммуникативных способностей.

Перечень тем, количество часов на их изучение в тематическом плане типовой учебной программы даны с учетом уровня образования поступающих на обучение.

Программа предусматривает проведение практических занятий, основное назначение которых – помочь учащимся познать особенности своей личности, овладеть техникой и приемами общения в типовых ситуациях делового общения с учетом индивидуально-психологических качеств партнера.

В процессе изучения учебного предмета для оценки учебных достижений обучающихся предусмотреныдомашняя (ДКР) и обязательная контрольные работы (ОКР). Тематика и конкретные сроки ее проведения определяются учебным планом и утверждаются в установленном порядке.

При изучении учебного предмета необходимо обеспечить межпредметные связи с производственным обучением, учебными предметами «Охрана труда», «Основы экономики» и др.

В соответствии с учебным планом специальности 2-91 01 01 «Производство продукции и организация общественного питания», 2-25 01 01 «Коммерческая деятельность» (по направлениям), 2-27 01 01 «Экономика и организация производства», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет анализ и контроль» учебная программа «Психология и этика деловых отношений» рассчитана на 54 часа, из них теоретических 32 часа, в том числе практических занятий —22 часа.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

    Наименование темы Количество часов  
Всего В том числе на обзорные занятия   Время на самостоя- тельную работу
Для дневной формы Для заочной формы На установочные занятия На лабораторнопрактическ. занятия
1. Основы психологии и профессиональной этики деловых отношений              
2. Деловое общение
3. Проявление закономерностей психики человека в деловых отношениях                
4. Психологические особенности взаимодействия в трудовом коллективе                
5. Этика делового общения      
6. Этикет и культура поведения делового человека        
7. Конфликты и пути их разрешения
Обязательная контрольная работа -  
Итоговое занятие -  
Итого:

Тема 1.1. Основы психологии и профессиональной этики деловых отношений
 

Программное содержание

Дать представление о предмете и задачах психологии и этики делового общения, их значении в профессиональной деятельности рабочего (служащего).

Сформировать знания о профессионально значимых свойствах и качествах личности рабочего (служащего).

Сформировать умение анализи­ровать требования образовательных стандартов к профессионально значимым свойствам и качествам личности

Методические указания

При изучении данной темы необходимо усвоить предмет и задачи психологи и этики деловых отношений. Рассмотреть основные категории этики, понятие морали, ее сущность, структуру и социальные функции морали их значении в профессиональной деятельности рабочего (служащего).

Следует с самого начала уяснить, что объект этой дисциплины — идеальная психическая реальность. Речь идет прежде всего об интеллектуальных, эмоциональных и волевых проявлениях сознания людей, а также о подсознательных проявлениях их психики. А ее предмет — психологическая и нравственная стороны деятельности и общения людей, а также психические процессы, свойства и состояния разного рода рабочих, деловых групп.

Поскольку психология делового общения — составная часть комплекса психологических наук, то она опирается на основные категории и принципы, разрабатываемые общей психологией.

Такими базовыми категориями общей психологии являются те, которые отражают психические процессы (познание, эмоции, воля), психические свойства человека (способность, характер, темперамент), а также проявления его сознания (сомнение, неуверенность, убеждение, направленность на определенные действия и т.д.).

Конечно, в психологии и этике делового общения речь идёт не столько об абстрактных общепсихологических категориях и принципах, сколько о профессиональных психологических и в то же время практически ориентированных знаниях, которые могут обеспечить успех той или иной деятельности. Под деловым понимается общение, обеспечивающее успех какого-то общего дела, создающее условия для сотрудничества людей, чтобы осуществить значимые для них цели. Деловое общение содействует установлению и развитию отношений сотрудничества и партнерства между коллегами по работе, руководителями и подчиненными, партнерами, покупателями, продавцами и конкурентами. Оно предполагает такие способы достижения общих целей, которые не только не исключают, но, наоборот, предполагают также и достижение лично значимых целей, удовлетворение личных интересов.

Поэтому основной категорией данной учебной дисциплины, впрочем, как и общей психологии, является категория "психология личности", включающая знания об источниках ее психической и другой активности, индивидуально-психических процессах, свойствах и состояниях, их проявлениях в деловом общении. Без этой фундаментальной психологической категории невозможно овладеть современными методами управления человеческими ресурсами.

Именно знания психологии личности помогут специалисту достаточно четко представить себе психическое состояние партнера, его способность к соглашению, компромиссу, а также уровень его готовности к групповой работе и т.д. Иначе говоря, эти знания позволят определить, насколько эффективными могут быть деловые отношения с конкретным человеком.

Но для обеспечения высокого уровня делового общения специалист должен уметь пользоваться технологиями общения, основанными на психологических знаниях. Так, нужно обязательно учитывать, что в процессе общения между партнерами, коллегами может возникнуть напряженность и даже конфликтная ситуация, скажем, из-за неуважения к чувству собственного достоинства. Или, например, неумелое пользование словом может привести к значительным информационным потерям, а следовательно, к сбоям в выполнении служебных обязанностей. Чтобы этого не случилось, необходимо научиться пользоваться специальными технологиями общения, групповой работы. Психологическая наука располагает целым арсеналом конкретных рекомендаций по обеспечению различных форм общения, таких, как деловой разговор, беседа, обсуждение, спор, переговоры, собеседование, и т.п. Таким образом, еще одной важнейшей категорией рассматриваемой учебной дисциплины является психология общения.

Важнейшей категорией психологии и этики делового общения является психология рабочей группы, команды или трудового коллектива. Ведь деловая активность невозможна без кооперации, соединения усилий нескольких или даже многих людей. В свою очередь успешная кооперация возможна лишь при условии принятия некоторых правил поведения, общих для всех участников трудового процесса. Поэтому в процессе формирования и жизнедеятельности любой группы реальны такие явления, как групповые цели, потребности, интересы, групповые нормы, групповое сознание, морально-психологический климат, корпоративная мораль, так называемые "мы-чувства" и т.д. Современный специалист не только обязан учитывать эти психологические феномены, но и активно участвовать в их формировании, ибо групповая деятельность протекает достаточно эффективно только тогда, когда учитываются некие этические правила и нормы, принимающие характер неписаных законов.

Нравственная сторона делового общения имеет очень большое значение. Как отмечалось, в практике деловой жизни люди стремятся к достижению не только общих, но и некоторых значимых личных целей. Отсюда важно не допустить в деловых отношениях забвения золотого правила морали: не делай другому того, чего не хочешь себе. Существенно важно строить деловые отношения на своего рода нравственных регуляторах, при постоянно включенном внутреннем контроле, препятствующем эгоизму в партнерских отношениях, который может не только повредить, но и разрушить их.

Этика делового общения основывается на таких правилах и нормах поведения партнеров, которые в конечном счете способствуют развитию сотрудничества, т.е. укрепляют сущностную основу деловых отношений. Смысл этих правил и норм — укрепление взаимного доверия, постоянное информирование партнера о своих намерениях и действиях, исключение обмана и дезориентация партнера. Практика делового общения разработала немало кодексов чести предпринимателя, профессиональных кодексов банкира и т.п. Жизнь постепенно убеждает, что бизнес на нравственной основе в конечном счете оказывается более выгодным, чем бизнес безнравственный, аморальный, разрушающий деловые, партнерские отношения.

Опираясь на анализ психологии личности рабочей группы, норм деловой этики, данная дисциплина решает две основные взаимосвязанные задачи:

- овладение методами психологической диагностики, приемами описания психологических состояний субъектов производственной деятельности, отдельных работников, руководителей, рабочих групп;

- выработка умений и навыков изменения психологических состояний того или иного субъекта путем применения специальных психологических технологий.

На этой основе обеспечивается, например, поддержание устойчивости, стабильности организаций, рабочих групп, совершенствуются методы подбора и использования персонала, разрешаются внутри- и межгрупповые конфликты, вырабатываются способы оптимизации морально-психологического климата в коллективах, определяются методы стимулирования труда, способы психологической защиты от стрессовых ситуаций и т.д.

Изучение курса психологии и этики делового общения призвано обеспечить специалистов новейшими психологическими технологиями, методами их использования в целях повышения культуры общения и качества обслуживания.

Хороший специалист – это не только работник, обладающий высокими профессиональными знаниями. При подборе персонала менеджеры большое внимание уделяют такому аспекту, как профессионально значимые качества личности. По сложившемуся мнению, такие характеристики являются одним из главных факторов успешной профессиональной деятельности.

Но, как известно, профессии бывают разные и различаются по роду деятельности. Сложно объединить необходимые личностные качества для научного работника и продавца, или юриста и грузчика. Поэтому для каждой профессии существуют необходимые критерии для выполнения определенной работы. И все же можно выделить основные качества личности, которые считают необходимыми для успешного выполнения любой работы:

Коммуникабельность. В определенных профессиях, особенно связанных с продажами такое свойство крайне необходимо. Угрюмый и неприветливый продавец, никогда не сможет реализовать товаров больше, чем общительный. Коммуникабельность считается незаменимой и в условиях коллективной работы, от микроклимата в коллективе, зачастую зависит успешность работы всего предприятия.

Целеустремленность. Умение добиваться своей цели является одним из важных факторов успешности человека. Стремление решать любые сложные задачи, добиваться желаемых результатов – качество незаменимое для любой профессии.

Ответственность. Сложно представить себе успешным безответственного человека. Такой работник не вызывает доверия у руководителя, если порученные ему задания не выполняются по какой-либо причине, или личные проблемы заслоняют профессиональные, то страдает работа всего коллектива.

Интеллектуальное развитие и обучаемость. На современных предприятиях даже неквалифицированный труд подразумевает под собой использование различных механизмов и техники. В коллективах умственного труда применяют современные методы управления и производства. Любая работа сегодня – это постоянное обучение и совершенствование, поэтому способности к восприятию новых знаний и навыков очень важны для любого вида деятельности.

Оценивая профессионально значимые качества личности специалиста, обязательно учитываются склонности, способности и физические возможности человека.

Все перечисленные качества важны не только для работодателя, но и для специалиста, который нацелен добиться успехов в работе. Развитие и совершенствование таких свойств человека происходит практически всю жизнь.

Не случайно, коммуникабельность в списке профессионально значимых качеств личности занимает одно из первых мест. К коммуникативным характеристикам относят: готовность к лидерству, речь, такт, чувство юмора, умение непринужденно общаться. Это набор свойств необходимый для умения ладить с людьми в коллективе. Такие способности могут существенно влиять на умение организовать свою работу и работу коллектива и являются обязательными для лидера.

Не менее важны для специалиста и волевые характеристики: смелость, решительность, умение принимать самостоятельные решения, эмоциональная устойчивость, склонность к риску. Если вы не хотите все жизнь работать рядовым исполнителем, то вам необходимо развивать в себе возможности, способствующие умению принимать решения и быть готовым нести ответственность за результаты.

Развитие таких свойств может происходить уже в процессе трудовой деятельности. Чем выше человек поднимается по карьерной лестнице, тем большая эмоциональная нагрузка будет на него «давить». Поэтому стрессоустойчивость – важное качество для лидерства. Каждая «пиковая» ситуация в работе должна давать повод к размышлению и самосовершенствованию. Выдержать стресс – это не конечный итог, в профессиональной деятельности важно уметь сделать процесс работы с наименьшим количеством стрессовых и конфликтных ситуаций.

К профессионально значимым качествам личности можно отнести: аналитические способности, гибкость, мобильность, высокую работоспособность, инициативность, креативность, организаторские и лидерские качества.

Рассмотрим особенности деятельности и профессионально значимые качества личности специалистов в разных отраслях.

Профессии экономиста ибухгалтера относятся к группе «человек - знак» и заключаются в документальном и информационном обеспечении управления сложными объектами: создании, преобразовании, распознавании различных, очень важных документов, отражающих финансовую, экономическую деятельность любой организации. Основным объектом деятельности экономиста и бухгалтера является текстовой и цифровой материал. Сравнивать, сопоставлять, преобразовывать — вот психологическая цель их деятельности.

Внешне деятельность бухгалтера и экономиста мало впечатляет, т.к. самая важная и интересная часть работы скрыта от внешнего наблюдателя и заключается в мысленном сопоставлении фактов, разыскании чего-то неясного или неизвестного. Эта деятельность похожа на решение кроссвордов, головоломок, и требует находчивости и изобретательности не меньше, чем деятельность телевизионного ведущего.

Данные профессии лучше всего подходят людям, владеющим письменной речью, математическим аппаратом, умеющим сосредотачиваться на цифровом материале, воспринимать и удерживать в памяти словесно-логическую информацию больших объемов: многочисленные инструкции, правила, положения.

Для бухгалтера очень важна способность к самопроверке, а для экономиста умение анализировать большой объем информации, умение отстаивать свою точку зрения. Профессию бухгалтера отличает минимальный уровень общения в постоянном коллективе, а для профессии экономиста характерен средний уровень общения по интенсивности, поэтому повышенная общительность будет мешать бухгалтеру, а ее недостаток – экономисту, но общей для этих профессий помехой является невнимательность.

Личностные качества продавца, по отношению к самому себе: целеустремленность, позитивное мышление, уверенность в себе, адекватная самооценка, стрессоустойчивость, самомотивация, стремление к саморазвитию.

Продавец, обладающий такими качествами, заинтересован работать и развиваться, расти на перспективу. Некоторые думают, что подобные качества зависят от возраста, но однозначных доказательств этому нет, потому что иногда молодежь приходит на собеседование, не имея и половины этих качеств, а бывает, что человек в возрасте меняет сферу деятельности и, приходя в продажи из другой сферы, уже обладает всеми этими качествами, несмотря на то, что жизнь его изрядно потрепала.

Качества продавца при взаимодействии с коллегами: инициативность, энергичность, взаимовыручка, трудолюбие, ориентация на сотрудничество, командный дух, дипломатичность.

Работа в магазине требует эффективного взаимодействия с коллегами, командной работы, быстрой реакции на меняющиеся ситуации, умения как обслуживать наплывы покупателей, так и долгое время консультировать одного, который, в итоге совершит покупку на большую сумму. Именно поэтому у хорошего продавца должны быть качества командного игрока, и даже если продавец – талантливая индивидуальность, ему все равно нужна поддержка своих коллег.

Профессия юрисконсультаотносится к группе «человек—человек». Сущность данной группы профессий заключается в привнесении порядка, упорядоченности в сложную жизнь человека и общества, т. е. главное содержание труда, сводится к взаимодействию между людьми. Профессии этой группы требуют «двойной подготовки». С одной стороны, подготовки к общению с людьми (понимать их, уметь налаживать контакты, убеждать, выслушивать и т. д.), с другой — подготовки в определенной области (юрист, например, должен хорошо разбираться в области права). Представители этой группы профессий «обречены» на большое число контактов с другими людьми, во время которых часто встречаются нестандартные, непредсказуемые ситуации.

Цель деятельности юриста — приведение поведения человека и его деятельности в соответствие с правовыми нормами. Объектами профессии юриста, с одной стороны, является поведение конкретного человека или его деятельность, а с другой — юридические нормативы. Содержание работы юриста заключается в сравнении, сопоставлении реальности с тем, что должно быть по закону.

Работа с документами заключается в умении создавать, классифицировать документы, использовать справочный материал, замечать мельчайшие детали, изменения в документе.

Эти профессии лучше всего подходят людям общительным, терпимым к чужим недостаткам, строго придерживающимся моральных и юридических норм, умеющим не выходить из себя, отстаивать свою точку зрения. Людям, обладающим творческим складом ума, способным наблюдать, анализировать, сопоставлять, обобщать, обладающим развитой устной и письменной речью. Мешать успешной работе будут такие качества, как эмоционально-волевая неустойчивость, неуверенность в себе, низкий уровень ответственности, невнимательность.

Большинство профессий типа «Человек—Знаковая система» связано с переработкой информации и различается по особеннос­тям предмета труда. Это могут быть:

1) тексты на родном или иностранном языках (редактор, корректор, машинистка, дело­производитель, телеграфист, наборщик);

2) цифры, формулы, таб­лицы (программист, оператор ЭВМ, экономист, бухгалтер, стати­стик);

3) чертежи, схемы, карты (конструктор, инженер-техно­лог, чертежник, копировальщик, штурман, геодезист);

4) звуковые сигналы (радист, стенографист, телефонист, звукооператор).

Психологические требования профессий типа «Человек— Знаковая система» к человеку: хорошая оперативная и меха­ническая память; способность к длительной концентрации вни­мания на отвлеченном (знаковом) материале; хорошее распреде­ление и переключение внимания; точность восприятия; умение видеть то, что стоит за условными знаками; усидчивость, терпе­ние; логическое мышление.

Профессии «Человек—Художественный образ». Большинство профессий этого типа связано:

1) с созданием, проектированием художественных произведений (писатель, художник, компози­тор, модельер, архитектор, скульптор, журналист, хореограф);

2) с воспроизведением, изготовлением различных изделий по образцу (ювелир, реставратор, гравер, музыкант, актер, столяр-краснодеревщик);

3) с размножением художественных произве­дений в массовом производстве (мастер по росписи фарфора, шли­фовщик по камню и хрусталю, маляр, печатник).

Психологические требования профессий типа «Человек—Художественный образ» к человеку: художественные способ­ности; развитое зрительное восприятие; наблюдательность, зри­тельная память; наглядно-образное мышление; творческое вооб­ражение; знание психологических законов эмоционального воздействия на людей.

Профессии «Человек—Человек». Большинство профессий этого типа связано:

1) с воспитанием, обучением людей (воспитатель, учитель, спортивный тренер);

2) с медицинским обслуживани­ем (врач, фельдшер, медсестра, няня);

3) с бытовым обслужива­нием (продавец, парикмахер, официант, вахтер);

4) с информа­ционным обслуживанием (библиотекарь, экскурсовод, лектор);

5) с защитой общества и государства (юрист, милиционер, инс­пектор, военнослужащий).

Многие должности: директор, бри­гадир, начальник цеха, профсоюзный организатор — связаны с работой с людьми, поэтому ко всем руководителям предъявля­ются те же требования, что и к специалистам профессий типа «человек—человек».

Психологические требования профессий типа «человек—человек»:

стремление к общению: умение легко вступать в кон­такт с незнакомыми людьми; устойчивое хорошее самочувствие при работе с людьми; доброжелательность, отзывчивость; выдер­жка; умение сдерживать эмоции; способность анализировать по­ведение окружающих и свое собственное, понимать намерения и настроение других людей, способность разбираться во взаимо­отношениях людей, умение улаживать разногласия между ними, организовывать их взаимодействие; способность мысленно ста­вить себя на место другого человека, умение слушать, учиты­вать мнения другого человека; способность владеть речью, ми­микой, жестами; развитая речь, способность находить общий язык с разными людьми; умение убеждать людей; аккуратность, пунктуальность, собранность; знание психологии людей.

Требования к индивидуальным особенностям повара (специалиста в области общественного питания)

Для деятельности необходимы тонкое цветоразличение, хорошая зрительно-двигательная координация (на уровне движений рук). Должен быть физически выносливым, иметь хорошие долговременную память, объемный и линейный глазомер, умением концентрировать внимание. Ему нужны тонкое чувство времени, высокая чувствительность к оттенкам запаха и вкуса, воспроизводящее воображение (способность глядя на рецепт, представить внешний вид и вкус блюда), ответственность, честность.

Рекомендация:

При изучении этой темы стоит рассмотреть список профессионально важных качеств специалиста и отметить для себя те, которые особенно ценны при выполнении Вашей профессиональной деятельности.

Практическое занятие

Изучение требований профессионально-квали­фи­ка­ционной характеристики и образовательных стандартов к профессионально значимым свойствам и качествам личности

Проведем самодиагностику и диагностику профессионально-личных качеств

Тестирование

Вам предлагается ответить на несколько блоков вопросов. Отвечая, не пропускайте ни одного вопроса. Не тратьте времени на раздумье, выбирайте наиболее типичный и естественный для Вас ответ: «да» (+) или «нет» (-). В ответах избегайте неопределенности.

Блок первый (проверяются сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов - природная предпосылка для становления Вашего профессионального мастерства).

1.1 Обычно у вас высокая работоспособность?

1.2 Вам легко сконцентрировать внимание на заданном объекте?

1.3 Обычно при работе у вас хорошее настроение?

1.4 После напряженного труда Вы быстро восстанавливаете силы?

1.5 Вам легко переключаться с одной деятельности на другую?

1.6 В Ваших руках любая работа спорится?

1.7 Обычно Вы действуете быстро и решительно?

1.8 Вам легко переключиться в новую ситуацию?

1.9 Вас не утомляет долгое присутствие других рядом с Вами?

1.10 Ваша речь обычно ритмичная, эмоциональная?

Обработка результатов.

Подсчитайте количество положительных ответов по первому блоку. Если их окажется 8-10, у Вас высокий уровень психофизической готовности к профессиональной деятельности, 4-7 - средний, 1-3 - уровень критический. При среднем и критическом уровне: возвратитесь к вопросам с отрицательными ответами, выделите для себя смысл и их значимость, подумайте над конкретными примерами индивидуальной тренировки.

Блок второй (определяются ведущие свойства психики, способности, склонности поведения - социально- психологическая основа совершенствования профессионального мастерства). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущим блоком.

2.11 О Вас говорят, что Вы наблюдательны и эмоциональны?

2.12 Вам легко заметить или почувствовать состояние другого человека?

2.13 Вы любите фантазировать, придумывать?

2.14 Вы сами стремитесь к общению с другими людьми?

2.15 Вы терпеливы и выдержаны по отношению к другим?

2.16 Вас считают человеком сообразительным и энергичным?

2.17 Сталкиваясь с трудностью, Ваша мысль работает интенсивнее?

2.18 Вам нравится работа, требующая заранее продуманного плана?

2.19 Вы полагаете, что у Вас развито чувство ритма и красоты?

2.20 Вы дорожите своим и чужим временем?

Обработка результатов

Подсчитайте по двум блокам количество положительных ответов: 16-20 - высокий показатель педагогического совершенства; 10-15 - достаточный уровень склонностей и способностей для профессионального совершенствования; До 9 - уровень критический. Наличие критического уровня требует сосредоточить Ваше внимание и действия на недостающих свойствах своей психики и поведения.

Блок третий (определяются качества личности высоко профессионального педагога). Будьте внимательны: вопросы со сдвоенными ответами (++) с предыдущими блоками.

3.21 Вы человек эрудированный и с широким кругозором?

3.22 Вы всегда дисциплинированы и во всем ответственны?

3.23 У Вас развито чувство собственного достоинства и уважения к другим?

3.24 Вас считают человеком порядочным и счастливым?

3.25 О Вас говорят, что Вы внимательны к другим и тактичны?

3.26 Вам легко представить и поставить себя на место другого человека?

3.27 Вы человек самокритичный и справедливый?

3.28 Вы оптимист и всегда верите в лучшее будущее?

3.29 Вы любите сотрудников и Вам интересно в их обществе?

3.30 Вы цените шутку и не обижаетесь, когда подшучивают над Вами?

3.31 Вы можете увлечь делом и повести за собой?

3.32 Вы любите свою специальность, по данным дисциплинам читаете дополнительную литературу?

3.33 Вы умеете видеть любую сложившуюся ситуацию с позиции другого человека?

3.34 Вы любите предавать другим свои знания на понятном для них языке?

3.35 Ваша деятельность всегда обдуманна и целенаправленна?

3.36 Вопросы людей не вызывают у Вас раздражения и беспокойства?

3.37 Вы постоянно учитываете интересы и стремления других?

3.38 Вы умеете выбрать точный план действий и точный тон общения?

3.39 У Вас всегда хватает терпения убеждать других в том, что им не хочется, но надо делать?

3.40 Вы критичны к себе, считаетесь с чужим мнением?

Обработка результатов

Подсчитайте количество положительных ответов: 30-40 - свидетельство высокого профессионального уровня; 20-29 - уровень достаточно высокий; до 19 - уровень критический. При критическом уровне: возвратитесь к отрицательным ответам, проанализируйте, в каких сферах необходимо работать над собой. Выработайте конкретную программу своих действий по развитию профессионального мастерства.

«Карта личности»

Для реализации программы саморазвития работник составляет свой психологический портрет - «Карту личности». «Карта личности» может рассматриваться как руководство по организации самопознания (что изучать) и как материал для дальнейшего анализа своих личностных свойств (оценка уровня развития). Она позволяет оценить работнику свои достоинства и недостатки, осознать свои возможности, тем самым почерпнуть силы для дальнейшего самовоспитания, то есть создать мотивацию.

Изучите качества и свойства своей личности (состояние здоровье, физическая активность, способности, качества личности, направленность личности, профессиональные умения и навыки, индивидуальные особенности психических процессов). Оцените каждый показатель по 10-балльной системе (10 баллов - наибольший результат, 1 балл - качество отсутствует совсем). Обменяйтесь с одним, двумя соседями по парте карточками. Ваша задача оценить качества и свойства соседа по 10-балльной системе с вашей точки зрения.

1 Фоновые показатели:

1.1. Состояние здоровье.

1.2. Физкультурная активность.

2 Способности:

2.1 Познавательные

2.2 Коммуникативные

2.3 Конструктивные.

2.4 Организаторские.

2.5 Перцептивные.

3 Характер и качества личности:

3.1 Требовательность.

3.2 Справедливость.

3.3 Добросовестность.

3.4 Тактичность.

3.5 Оптимизм.

3.6 Выдержанность.

3.7 Самокритичность.

3.8 Деловитость.

3.9 Моральная зрелость.

4 Направленность:

4.1 Интересы.

4.2 Ценности.

4.3 Гуманизм.

4.4 Любовь к людям.

4.5 Идеалы.

5 Профессиональные умения и навыки:

5.1 Интеллектуальное развитие.

5.2 Психомоторная культура (умения управлять собой)

5.3 Развитие организаторских, коммуникативных, перцептивных умений.

6 Индивидуальные особенности психических процессов:

6.1 Скорость мыслительных процессов.

6.2 Стратегия мышления.

6.3 Эмоциональность (характер эмоций).

6.4 Воля, самообладание.

6.5 Целеустремленность.

6.6 Память.

6.7 Внимательность.

Обработка результатов. Рефлексия.

Проанализируйте, насколько ваше представление о качествах и свойствах Вашей личности соответствует точке зрения других людей. Если результаты существенно отличаются (разница 4 балла и более) сделайте вывод, почему? Составьте программу развития отдельных качеств и свойств личности с показателем менее 7, 6 баллов.

Для культурного и интеллектуального развития человека выделяют определенные средства. В первую очередь это самообразование - чтение разнообразных научных, художественных книг, книг об искусстве, работа со справочной литературой. Самообразование каждый понимает по-своему: одни стремятся узнать, как можно больше обо всем; другие предпочитают как можно больше знать в узкой области, связанной, как правило, с профессиональной деятельностью. С точки зрения всестороннего развития целесообразно сочетать общую образованность с интересами к отдельной области знаний. Другим важным средством куль<

Наши рекомендации