Уровни нервно-психического реагирования у детей и подростков
Уровень | Возраст | Проявления |
Соматовеге-тативный | 0—3 года | Различные варианты невропатиче ского синдрома: повышенная общая и вегетативная возбудимость, склонность к расстройствам пище варения, питания, сна, навыков оп рятности и т.п. _________________________________ . |
Окфчание табл. 6
Психомоторный | 4—10 лет | Гипердинамический синдром, системные двигательные расстройства — тики, заикание, мутизм и т.п. |
Аффективный | 7—12 лет | Синдромы и симптомы страхов, повышенной аффективной возбудимости, уходов и бродяжничества и т.п. |
Эмоциональ-но-идеатор-ный | 12—16 лет | Сверхценные образования (идеи): ипохондрии, дисморфобии, нервная анорексия, сверхценные увлечения, синдром философической интоксикации и т.п. |
В.В. Ковалев отмечал, что нарушения, свойственные каждому последующему уровню реагирования, не исключают проявления более ранних уровней, но отодвигают их на второй план и видоизменяют. Если же у ребенка преобладают расстройства, свойственные более раннему возрасту, это связано с общей или парциальной задержкой его психического развития. (Например, такие нарушения, как энурез, тики, двигательная расторможенность у ребенка старше 10 лет наблюдаются, как правило, при психофизическом инфантилизме или при невропатии, имеющейся с раннего детства.)
Разумеется, приведенная схема развития имеет обобщенный характер и не учитывает индивидуальную вариантность сензитивных периодов.
Необходимо учитывать время возникновения дефекта и при анализе личности вне зависимости от характера поражения. Если дефект возник еще до начала формирования основных качеств личности, развитие будет происходить полностью в его рамках, и именно в них аномальный ребенок будет адаптироваться к обществу остальных людей.
Появление дефекта в более позднем возрасте порождает две серьезнейшие проблемы. Во-первых, необходимо преодолеть травму, во-вторых, принять и освоить свое новое положение и адаптироваться к обществу здоровых людей. Часто приходится менять место обучения, рабо-ы, что сопряжено со значительными трудностями. Так, Отерявшие зрение люди обычно не возвращаются на пре-
жние рабочие,места, даже если специфика их профессий позволяет трудиться ослепшим. Переориентация профессиональной деятельности резко меняет прежний образ жизни, а это влечет за собой состояние психической депрессии.
Травма и необходимость внутренне справиться с ней приводят к накоплению конфликтов и серьезному переживанию фрустрации, но позже, в измененной ситуации, новый способ жизни формируется легче, чем у человека, пострадавшего в раннем детстве.
Чем раньше пострадал ребенок, тем больше это отражается на его психическом развитии. Вместе с тем психогенный фактор дефекта проявляется тогда, когда ребенок или взрослый в состоянии понять, чего он лишился. Стараясь вытеснить свои переживания, слепые отрицательно относятся к проявлениям сострадания. На дверях одной школы для слепых было написано: «Посетителям запрещено высказывать детям сожаление». Лишенные возможности видеть дети сосредоточиваются на собственных переживаниях и при соответствующих способностях размышляют над вечными вопросами, философскими проблемами. У детей, ослепших после того как они научились говорить, может возникать склонность к гиперкомпенсаторному фантазированию.
Раннее поражение слуха без последующего специального обучения приводит не только к немоте, но и к дизонтогенезу в целом. Глухота, развившаяся в более позднем возрасте, чаще становится источником психогенных расстройств. Если она развивается постепенно, как правило, формируется комплекс собственной неполноценности. Очень показательно в этом плане откровение Бетховена в «Гейлингенштадском завещании»: «Едва только я попадаю в какое-нибудь общество, как меня охватывает чувство мучительного страха, я боюсь себя выдать, боюсь, что люди заметят мое несчастье... такие испытания доводили меня чуть ли не до отчаяния...»
Негативные черты личности обнаруживаются у детей и подростков с церебральными параличами: ограниченность кругозора, односторонняя направленность интересов, психогенное фантазирование с яркими чувственными представлениями и образами. У больных детей постепенно развиваются отгороженность, интровертированность, подчеркнутая и зафиксированная реакция на свой физический дефект, необщительность, погруженность во внут-
пенние переживания. Самоизоляция ребенка от всего внешнего, возникающая как реакция на свое физическое состояние, бывает очень схожа с самоизоляцией, наблюдавшейся при раннем детском аутизме.