Способы интерпретации рисунков
Интерпретация I («типология рисунков»)
При анализе значительного количества рисунков, выполненных лицами различного пола и возраста авторам журнала «Арт-терапия: Практикум-проективные методики» удалось выделить несколько устойчивых типов рисования дерева, а также определить ряд конкретных деталей, использование которых в изображении дерева свидетельствует о некоторых индивидуальных различиях людей. На рис.1 представлена схема дифференциации изображений дерева.
Рис. 1. Схема дифференциации изображений дерева
Тип 1 – "ель". Изображение ели весьма разнообразно: от схематически представленной до детализированной, со множеством веток и вырисованных иголок. Для лиц, выполняющих рисунок ели, наиболее часто характерна склонность к доминированию, организаторские способности, активность.
Тип 2 – "синтетическое". Для рисунков дерева этого типа характерно отсутствие деталей. Дерево изображается в виде упрощенной схемы – это обычно ствол и крона. Наиболее часто такое выполнение рисунка дерева встречается улиц, склонных к синтетическому когнитивному стилю, для которых детали большого значения не имеют, их более интересуют вопросы общего порядка. Чаще встречается у лиц, имеющих философское образование или обладающих склонностью к "философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль".
Тип З – "педантичное". Этот тип рисунка противоположен
второму типу. Дерево тщательно вырисовано, реалистично, с множеством деталей: листики, кора, ветки, почва у подножия дерева и т. д. Обычно люди, которые в изображении дерева прибегают к большему числу деталей, отличаются педантичностью, аккуратностью. Наиболее часто такое рисование дерена встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, а также склонных к бухгалтерской деятельности, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль".
Тип 4 – "зимнее". Для этого типа дерева характерно изображение голых веток, отходящих от ствола. Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Их умение удивляться и видеть все как бы впервые часто создает предпосылки для нетривиальных решений, проявления творчества. Чаще встречается у детей.
Тип 5 – "пикническое". Для этого типа характерно подчеркивание пышности кроны дерева. Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа, о котором упоминалось ранее.
Тип б – "эстетическое". Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью, эстетической формы, умением передать настроение, эстетическое переживание. Эстетический тип иногда имеет вид стилизации, очень лаконичный и в то же время своеобразный. Обычно такого рода изображение характерно для художников или любителей живописи, графики.
Тип 7 – "пальма", "экзотический тип". Обычно встречается у молодежи, у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму.
Тип 8 – "характерное дерево". Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью.
Тип 9 – "сюжетный". Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а также небо и на нем – солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вин:) ветками и т. д. Обычно люди, выполняющие такой рисунок, склонны к придумыванию сюжетов, историй, написанию сценариев.
Смешанный тип. Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. Любой тип дерева может быть выполнен эстетически.
Интерпретация II («психология деталей»)
Несмотря на простоту выполнения теста, рисунок дерева может содержать в себе множество деталей, которые, являясь сигналами для практического психолога. Например (см. таблицу №1):
- Сильная штриховка на дереве обычно свидетельствует о внутреннем напряжении человека, эмоциональном возбуждении, состоянии тревоги.
- Наличие на дереве плодов характерно для лиц, стремящихся к результативности в деятельности
- Вершина дерева не завершена, обычно рисуются крупные ветви, а также часто – дупло. Такое изображение можно интерпретировать как наличие больших незавершенных планов человека.
- Слишком мелкое изображение часто свидетельствует о переутомлении человека, скованном положении, когда человек не может проявить себя, о зажатости.
- Слишком большие размеры изображения – внутренняя раскованность, свобода.
- Дерево, раздвоенное от ствола, наблюдалось в рисунках .близнецов, или лиц, у которых родственные связи с братьями и сестрами, даже двоюродными, очень значимы.
- Сломанное дерево свидетельствует о сильном потрясении, переживании. Ветка вместо дерева, возможно, свидетельствует об инфантильности.
Таблица 1
Коды | Признаки | Интерпретация |
Корни | Корни меньше ствола Корни равны стволу Корни больше ствола. Корни обозначены чертой Корни в виде двух линий | – тяга к спрятанному, закрытому. – более сильное любопытство, уже представляющее проблему – интенсивное любопытство, может вызвать тревогу - детское поведение в отношении того, что держится в секрете - рассудительность |
Форма листвы | Круглая крона Круги в листве Ветви опущены Ветви вверх. Ветви в разные стороны Закрытая листва Закрытая густая листва Ветви нарисованы одной линией, Толстые ветви Листья-петельки Зачернение, штриховка | - экзальтированность, эмоциональность – поиск успокаивающих ощущений, разочарования. – отказ от усилий. – энтузиазм, порыв, стремление к власти – поиск самоутверждения, самораспыление. – охрана своего внутреннего мира детским способом. - скрытая агрессивность. – бегство от неприятностей реальности – хорошее различение действительности - обаяние, поиск сексуального партнера – напряжение, тревожность. |
Ствол | Заштрихованный ствол Ствол из одной линии Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми Ствол линиями с нажимом Линии ствола кривые Ветви не связаны со стволом Ствол оторван от земли | – внутренняя тревога, подозрительность, – отказ реально смотреть на вещи. – может действовать свободно – решительность, активность, - активность заторможена тревогой. – уход от реальности, – недостаток контакта с внешним миром; |
Расположение на листе | Общая высота – нижняя четверть листа Нижняя половина листа Три четверти листа Лист использован целиком Высота листа (страница делится на восемь частей): | – зависимость, недостаток веры в себя, – менее выраженная зависимость и робость. – хорошее приспособление к среде. – хочет быть замеченным, самоутвердиться.
|
ПОРТРЕТ ГРУППЫ СОд-51
Проанализировав рисунки группы СОд-51 можно сделать следующие выводы:
|
|
Стоит отметить, что никто из группы не нарисовал корни больше ствола - интенсивное любопытство, может вызвать тревогу; ствол из одной линии - отказ реально смотреть на вещи.
Коды | Признаки | Интерпретация | Сумма | % (сумма = 22) |
Корни | Корни меньше ствола Корни равны стволу Корни больше ствола. Корни обозначены чертой Корни в виде двух линий | тяга к спрятанному, закрытому. | ||
более сильное любопытство, уже представляющее проблему | 4,5 | |||
интенсивное любопытство, может вызвать тревогу | ||||
детское поведение в отношении того, что держится в секрете | ||||
рассудительность | ||||
Форма листвы | Круглая крона Круги в листве Ветви опущены Ветви вверх. Ветви в разные стороны Закрытая листва ???ЧТО ЭТО? Закрытая густая листва Ветви нарисованы одной линией, Толстые ветви Листья-петельки Зачернение, штриховка | экзальтированность, эмоциональность | ||
поиск успокаивающих ощущений, разочарования. | ||||
отказ от усилий. | ||||
энтузиазм, порыв, стремление к власти | ||||
поиск самоутверждения, самораспыление. | ||||
охрана своего внутреннего мира детским способом. | ||||
скрытая агрессивность. | 4,5 | |||
бегство от неприятностей реальности | ||||
хорошее различение действительности | 4,5 | |||
обаяние, поиск сексуального партнера | ||||
напряжение, тревожность. | ||||
Ствол | Заштрихованный ствол Ствол из одной линии Ствол нарисован тонкими линиями, крона толстыми Ствол линиями с нажимом Линии ствола кривые Ветви не связаны со стволом Ствол оторван от земли | внутренняя тревога, подозрительность, | 45,5 | |
отказ реально смотреть на вещи. | ||||
может действовать свободно | ||||
решительность, активность | ||||
активность заторможена тревогой. | ||||
уход от реальности, | ||||
недостаток контакта с внешним миром; | ||||
Расположение на листе | Общая высота – нижняя четверть листа Нижняя половина листа Три четверти листа Лист использован целиком Высота листа (страница делится на восемь частей): | зависимость, недостаток веры в себя, | ||
менее выраженная зависимость и робость. | ||||
хорошее приспособление к среде. | ||||
хочет быть замеченным, самоутвердиться. | ||||
1/8 – недостаток рефлексии и контроля. Норма для ребенка четырех лет; | ||||
1/4– способность осмысливать свой опыт и тормозить свои действия; | ||||
3/8 – хорошие контроль и рефлексия; | ||||
1/2 – интериоризация, надежды, компенсаторные мечты; | ||||
5/8 – интенсивная духовная жизнь; | ||||
6/8 – высота листвы находится в прямой зависимости от интеллектуального развития и духовных интересов; | 4,5 | |||
7/8 – листва почти на всю страницу – бегство в мечты. |
Мы выявили факторы, влияющие на работу в коллективе. Большинство членов группы (68%) хотят самоутвердиться и быть замеченными, что может помешать эффективной работе в команде, где не всегда удается показать своё «Я», Излишняя эмоциональность (50%) и тревожность (59%) так же могут стать препятствием для эффективной командной работы, т.к. залог работы в команде – умение слушать и доверять членам группы.
Индивидуальные особенности, способствующие повышению эффективности командной работы
В свою очередь, у 18% группы замечено стремление к власти, энтузиазм. Это – лидеры, которых стоит распределять в различные микрогруппы, чтобы они не конфликтовали, а руководили процессом. У 14% членов группы мы отметили отказ от усилий, бегство от неприятностей реальности. Как правило, тами ребятам будет тяжело, если на новом рабочем месте речь пойдет о командном духе. Радует, что у 86% группы этого не наблюдается. У 31% наблюдается тяга к закрытому, спрятанному. Эти люди – хорошие исследователи. Возможно, им стоит давать функции по поиску новой, уникальной информации.
Только у 9% мы отметили разочарование и самораспыление, у 4% - подозрительность и скрытую агрессивность, у других членов группы эти явления не обозначены, что говорит о творческой атмосфере в коллективе.
ТИПОЛОГИИ В ГРУППЕ Сод-51
Тип дерева | Носители типа | Описание |
Тип 1 «ЕЛЬ» | Шилкина Вершинина | Склонность к доминированию, организаторские способности, активность |
Тип 2 «СИНТЕТИЧЕСКОЕ» | Пономарева Васильев Виноградова Елистратова Полянская | Склонностью к "философствованию", т. е. наиболее выраженному обобщению, это так называемый "синтетический когнитивный стиль". |
Тип 3 «ПЕДАНТИЧНОЕ» | Проскурина Буйдова Шлячкова Айгэл | Наиболее часто такое рисование дерева встречается у лиц, работающих бухгалтерами, экономистами, для которых каждая деталь имеет значение. Можно обозначить это как "аналитический когнитивный стиль". |
Тип 4 «ЗИМНЕЕ» | - | . Наиболее часто такое дерево рисуют лица, у которых довольно сильно выражены черты детской непосредственности. Чаще встречается у детей. |
Тип 5 «ПИКНИЧЕСКОЕ» | - | Это изображение дерева часто присуще лицам, имеющим пикническое сложение, но оно также встречается у лиц интуитивного типа. |
Тип 6. «ЭСТЕТИЧЕСКОЕ» | Безрукова | Этот тип рисунка характерен для лиц, хорошо владеющих средствами изображения, развитостью эстетической формы, умением передать настроение, эстетичеcкое переживание. |
Тип 7. «ЭКЗОТИКА» | Тихонова Харитонова | Обычно встречается у молодежи; у лиц, склонных к экзотичности и экстравагантности в одежде, поведении, живущих мыслями о путешествиях в дальние страны. Они экстравагантно одеваются, высказывают оригинальные, экстравагантные суждения, склонны к романтизму. |
Тип 8. «Характерное дерево» | Антонец Савинова Гольцер | Изображение дерева данного типа обычно крупного размера, обладает вычурностью, оригинальностью. На дереве могут быть изображены экзотические цветы и плоды, необычная крона с изломами и мощный ствол, а также множество неожиданных предметов, висящих на ветках: технические устройства, детали, игрушки. Встречается у лиц, также обладающих оригинальностью суждений, необычностью характера, самобытной индивидуальностью. |
Тип 9. «СЮЖЕТНЫЙ» | - | Для данного типа характерно рисование пейзажа, на котором изображено одно или несколько деревьев, а Также небо и на нем — солнце или луна; с дерева под воздействием ветра опадают листья, летят птицы и т. п. Дерево может быть изображено на склоне оврага с наклоненными вниз ветками и т. д. |
Смешанный тип | Куренева, Кашина, Озернова, | Наряду с деревьями, которые можно отнести к тому или иному типу, в рисунках встречаются деревья, содержащие элементы различных типов и относящиеся к смешанному типу. В этом случае рисунок может представлять собой соединения очертаний веток внутри схематично изображенной кроны, либо детализированное дерево, с ветками, листочками, окантованное линией кроны. |
Выводы: В основном в группе преобладает 2 стандартных типа – это ребята склонные к философскому и экономическому мышлению. Но кроме них, есть ещё и «характерные» студенты, деревья которых переполнены оригинальными деталями. Такие ребята, могут внести изюминку в любую работу. Рисунки нескольких ребят оказались весьма сложными и определить их тип не так просто. Смешанный тип говорит о том, что ребята находятся на границе синтетического и аналитического когнитивного стиля. В их рисунках не так много деталей, но они присутствуют.