Методические рекомендации докладчику
Перед написанием доклада студенту необходимо вникнуть в сущность правовой проблемы, которую ему предстоит освещать. Для этого студенту нужно иметь развернутый перечень литературы, посвященной анализу рассматриваемого вопроса. Перечень должен содержать как правовые акты, являющиеся главным объектом анализа, так и другие источники по теме: учебники, учебные пособия, научные исследования, статьи и т.д. Уже сам процесс обобщения литературы по теме требует серьезных творческих усилий, ибо предполагает кропотливую работу с каталогом в библиотеке, знакомство с дополнительной учебной литературой, усвоение тематики статей, публикуемых в периодических изданиях[1]. Методическую помощь по составлению списка литературы студенту целесообразно получить у преподавателя.
Важный предварительный этап работы над докладом – составление его плана. План должен предусматривать вводную часть, перечень основных вопросов и заключительную часть.
Во вводной части необходимо обосновать актуальность темы, обозначить целевую установку доклада, дать обзор информационных источников, которые использует автор в своем докладе.
В основной части доклада должна присутствовать логически стройная, исчерпывающая аргументация по обоснованию тех тезисов, которые автор выдвигает в качестве главной идеи доклада. Это могут быть 2–3 положения, сформулированные в форме утверждения по поводу рассматриваемой проблемы. Каждому положению целесообразно посвятить отдельный вопрос (раздел) доклада. Аргументация, выдвигаемая автором, должна иметь научный характер. Это значит, что студенту следует работать лишь с той информацией, которая имеет объективный характер и возможность проверки (правовые акты, официальные документы, статистические данные авторитетных организаций, материалы из публикаций в научных изданиях и т.д.). Такую информацию необходимо тщательно систематизировать и выявить в ней главное, сущностное, а уже на этой основе строить рациональную, логически непротиворечивую цепь аргументов, доказывающих истинность выдвигаемых докладчиком тезисов.
Заключительная часть доклада должна содержать обоснованные выводы, которые вытекают из рассмотренных докладчиком положений.
ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ
1. Понятие и сущность корыстной преступности, ее историческая обусловленность и изменчивость.
2. Классовый характер корыстной преступности: догматическое прошлое и современное понимание.
3. Причины и условия совершения корыстных преступлений, их взаимосвязь с общими причинами преступности.
4. Уголовно-правовая характеристика корыстных преступлений.
5. Механизм совершения корыстных преступлений.
6. Личность корыстного преступника: криминологическая характеристика и ее структура.
7. Психопатологический механизм совершения конкретного корыстного преступления.
8. Понятие криминогенной ситуации, ее разновидности и роль в совершении корыстных преступлений.
9. Понятие и виды виктимного поведения потерпевшего от корыстных преступлений.
10. Общая характеристика преступлений против собственности. Механизм совершения таких преступлений.
11. Особенности криминологической характеристики преступлений против собственности в современных условиях.
12. Причины и условия совершения преступлений против собственности. Роль материального фактора в совершении этих преступлений.
13. Основные направления и особенности работы правоохранительных органов по профилактике корыстных преступлений против собственности.
14. Понятие и общая характеристика корыстно-насильственных преступлений как особой группы преступлений по уголовно-правовой классификации.
15. Криминологическая характеристика основных форм корыстно-насильственного преступного поведения: убийств, причинения вреда здоровью, ограничений личной свободы.
16. Роль жертвы в механизме корыстно-насильственного преступного поведения.
17. Основные направления предупреждения корыстно-насильственной преступности.
18. Виктимологическое предупреждение корыстно-насильственных преступлений.
19. Криминологическая характеристика лиц, совершающих корыстно-насильственные преступления и их классификация.
20. Общая характеристика преступлений в сфере экономической деятельности. Механизм совершения преступлений в сфере экономики.
21. Социально-экономический кризис в России как источник корыстных преступлений, совершаемых в сфере экономической деятельности.
22. Предупреждение корыстных преступлений в сфере экономической деятельности.
23. Меры общесоциальной профилактики – социально-экономические, политические, организационно-управленческие.
24. Понятие и виды рецидивной и профессиональной корыстной преступности.
25. Уголовно-правовые и криминологические характеристики корыстно-преступного рецидива и корыстно-преступного профессионализма.
26. Криминологическая характеристика личности рецидивистов и преступников-профессионалов, их социально-демографические признаки инравственно-психологические свойства.
27. Детерминанты рецидивной и профессиональной корыстной преступности.
28. Основные направления предупреждения рецидивной и профессиональной корыстной преступности.
29. Роль правоохранительных органов в предупреждении рецидивной и профессиональной корыстной преступности.
30. Понятие корыстной преступности несовершеннолетних.
31. Характеристика корыстной преступности несовершеннолетних на различных этапах развития общества.
32. Особенности преступлений, совершаемых подростками.
33. Криминологическая характеристика личности несовершеннолетних корыстных преступников.
34. Причины и условия корыстной преступности несовершеннолетних.
35. Основные направления предупреждения корыстной преступности несовершеннолетних.
36. Система государственных органов, общественных формирований, трудовых коллективов, и их деятельность по предупреждению корыстной преступности несовершеннолетних.
37. Историко-правовой обзор корыстных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотиков.
38. Проблема наркомании в современных условиях. Криминологическая оценка наркомании и ее последствий.
39. Уголовно-правовая характеристика преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ.
40. Криминологическая характеристика наркомании, ее связь с преступностью.
41. Мотивация корыстных преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
42. Основные направления и особенности работы правоохранительных органов по профилактики преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ
Контрольная работа по курсу «Уголовно-правовое и криминологическое противодействие корыстной преступности» для студентов заочного обучения является важной формой самостоятельного обучения и подготовки в межсессионный период.
В ходе выполнения контрольной работы студенты должны изучить соответствующие лекции, главы учебника, законодательные материалы, дополнительную литературу и различные источники уголовно-правовой и криминологической информации.
Работа должна носить творческий характер, недопустима компиляция, важно переработать материал, раскрыть тему, высказать собственное суждение по исследуемой проблеме.
Работа должна содержать план, состоящий из 2–4 вопросов. При использовании юридической литературы, статистических данных необходимо делать постраничные сноски, а в конце работы указать перечень использованных источников.
Работа должны быть написана разборчиво, иметь поля для возможных замечаний рецензента. Объем работы должен составлять 15–20 рукописных страниц ученической тетради или 10–15 машинописных страниц через два интервала. Автор указывает свою фамилию, имя и отчество, номер группы или название филиала. К работе могут быть приобщены схемы, диаграммы, таблицы и иллюстрации.
Тема избирается по начальной букве фамилии студента из четырех предполагаемых вариантов (например, если фамилия начинается с буквы «А», то студент выбирает тему 1 или 11, или 21, или 31. Таким образом, каждый студент может выбрать тему соответственно своему интересу и возможностям. По согласованию с преподавателем студент может выполнить другой вариант, избрать тему по иной важной и актуальной проблематике уголовного права, криминологии и борьбы с преступностью.
1, 11, 21, 31 – варианты с А до Б. 6, 16, 26, 36 – варианты с М до Н.
2, 12, 22, 32 – варианты с В до Г. 7, 17, 27, 37 – варианты с О по П.
3, 13, 23, 33 – варианты с Д по Е. 8, 18, 28, 38 – варианты с Р по С.
4, 14, 24, 34 – варианты с Ж по И. 9, 19, 29, 39 – варианты с Т по Ф.
5, 15, 25, 35 – варианты с К по Л. 10, 20, 30, 40 – варианты с Х по Я.
41, 42 – по согласованию с преподавателем.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Тема 1. Корыстная преступность и ее характеристика
Контрольные вопросы
1. Раскройте понятие корыстной преступности.
2. В чем состоит сущность корыстной преступности, ее историческая обусловленность и изменчивость?
3. Назовите виды корыстных преступлений.
4. Определите количественные и качественные характеристики корыстной преступности.
5. Дайте понятие состояния, структуры, уровня, динамики корыстной преступности.
6. Назовите факторы, влияющие на корыстную преступность.
7. Что является латентной корыстной преступностью? Назовите методы ее оценки.