Состав психологической функциональной системы и ее мозговая структура
Сложный состав функциональных систем, обеспечивающих осуществление различных видов психической деятельности, должен меняться зависимости от изменения условий окружающей среды. Но в то же время в структуре функциональной системы должна присутствовать комбинация обязательных, жестких звеньев (Бехтерева Н. П., 1980), без которой невозможно ее существование.
Чем определяется такой набор обязательных компонентов?
Во-первых, необходимостью получения информации о том, в каких условиях осуществляется приспособительная деятельность. Для этого в состав функциональной системы должен быть включен набор афферентных (настраивающих) звеньев. С точки зрения мозговой организации – это различные структуры задних отделов мозга, являющиеся центральными отделами анализаторных систем (второй функциональный блок мозга), и афферентная часть подкорковых образований, связанная с активационными процессами, мотивационно-потребностной сферой человека, а также процессами внимания, памяти и эмоциями (первый функциональный блок мозга).
Во-вторых, для осуществления приспособительной деятельности необходим набор эфферентных (осуществляющих) компонентов, то есть в любой функциональной системе есть та часть, которая позволяет осуществить определенные действия на основании полученной и переработанной информации. С точки зрения мозговой организации – это различные структуры передних отделов мозга, связанных с формированием программ поведения и их регуляцией в ходе выполняемой деятельности (третий функциональный блок мозга), а также эфферентная часть подкорковых образований, связанная с организацией и координацией выполняемых действий (первый функциональный блок мозга).
Эфферентная часть ФС тесно связана с афферентной еще по одному основанию, обусловленному необходимостью постоянного контроля выполняемой деятельности.
Это положение обосновали П. К. Анохин в теории ФС и Н. А. Бернштейн в исследованиях структуры движения. Так, Н. А. Бернштейном было показано, что движение не может быть обеспечено только эфферентными, двигательными импульсами, поскольку двигательный аппарат обладает большим количеством степеней свободы. Необходима постоянная коррекция движения афферентными импульсами, которые сигнализируют о положении движущихся конечностей в пространстве, о состоянии мышц. И для каждого действия существует свой набор ведущих афферентаций (зрительных, слуховых, кинестетических и др.), необходимых для выполнения этих действий.
Таким образом, в состав ФС в качестве обязательных компонентов должны быть включены структуры, относящиеся к каждому из трех функциональных блоков мозга.
Конкретный состав функциональной системы (то есть специфическое для каждой ФС сочетание афферентных и эфферентных звеньев) определяется предметным содержанием той деятельности, которую выполняет человек.
Известно, что характеристикой произвольного действия является его предметно-временной характер.
«Предметность действия задается тем, что различные действия, во-первых, удовлетворяют некоторую жизненно важную потребность субъекта и, значит в определенных своих параметрах жестко задаются этой жизненной необходимостью, а во-вторых, развертываются во внешнем мире и, чтобы быть успешными, вынуждены отвечать по своему строению свойствам этого мира» (Гордеева Н. Д., Зинченко В. П., 1982. – С. 30). Это означает, что структура выполняемого действия жестко связана со смысловым содержанием объекта, на который она направлена, а функциональная система, связанная с таким действием, должна при любых условиях включать в свой состав компоненты, обеспечивающие выполнение разных звеньев этого предметного действия.
Временная характеристика подразумевает, что действие разворачивается во времени, и это определяет последовательный, сукцессивный характер включения в работу тех или иных звеньев функциональной системы.
Это означает, что ФС не является застывшим, статичным образованием, а представляет собой динамическую, меняющуюся во времени структуру, с помощью которой всегда достигается инвариантный конечный результат. Методологически это означает, что исследование и сравнительный анализ различных видов психической деятельности должны в первую очередь отталкиваться от ее результативной части.
Конкретные условия, в которых выполняется деятельность, определяют, как и с привлечением каких средств она может быть осуществлена. Они, таким образом, обусловливают вариативную часть функциональной системы, изменения которой зависят от изменения этих условий.
Следовательно, в функциональной системе должен быть инвариантный, обязательный набор звеньев, без которых невозможно достижение результата (жесткие звенья) и которые ориентированы на предметное содержание выполняемой деятельности. Здесь же должен быть и набор вариативных звеньев, меняющихся в зависимости от условий выполнения предметной деятельности (гибкие звенья). Один и тот же человек может написать свое имя правой или левой рукой. Выполнение действия той или иной рукой определяет вариативное участие в нем разных отделов моторной коры, но участие выше лежащих отделов моторной области, обеспечивающих предметно-временную характеристику выполняемого действия, остается неизменным.
С нейропсихологической точки зрения работа функциональной системы должна оцениваться по двум основным параметрам.
Первый из них– структурный, предполагает оценку того, какие компоненты входят в структуру функциональной системы. С точки зрения работы мозга это означает описание тех мозговых отделов (с соответствующими нервными механизмами), которые консолидированы в функциональную систему.
Второй – содержательный, связан с определением того, какое психологическое содержание вносит каждый компонент функциональной системы в ее общую работу, за какой психический процесс он отвечает в общей структуре психической функции. Напомним, что в теории системной динамической локализации корковых функций А. Р. Лурия соотношение этих двух параметров описывается с помощью понятия «нейропсихологический фактор».
Важнейшая задача нейропсихологии детского возраста – раскрыть на основе рассматриваемых в нейропсихологии методологических принципов адекватность использования основных понятий теории функциональных систем и системогенеза при описании закономерностей структурно-функционального созревания мозга, а также нормального и аномального формирования психических функций.
Анализ структуры функциональной системы, иерархии внутри– и межфункциональных связей позволяет оценивать специфику новообразований психического развития, характеризующих разные этапы онтогенеза или разные виды патологии мозга.
Для этого необходимо рассмотреть вопрос о том, как принципы работы и формирования функциональных систем реализуются в морфо– и функциогенезе мозга, а также в генезе психических функций и психической деятельности.