Протяженность и мышление не воздействуют друг на друга (как у Декарта), а соответствуют друг другу и в этом соответствии неотделимы друг от друга и от субстанции
· Оба атрибута действуют совместно в каждом явлении согласно вечной необходимости, которая есть причинная связь в природе à «порядок и связь идей таковы же, как порядок и связь вещей».
· Разная степень совершенства животных и человека à мышление как атрибут субстанции нельзя представлять по образцу и подобию человеческого мышления à Чел-е мышление — это частный случай мышления как атрибута субстанции.
o Степень совершенства мышления зависит от способности тела к действию: мышление выступает функцией действия тела в мире вещей.
o àТакая трактовка начисто отвергает параллелистическое толкование учения Спинозы, ибо мышление объясняется не из структурно-анатомической организации, а связывается с формой действия в мире внешних тел.
Это — высшее материалистическое решение проблемы духа и материи и представляет выход из тупика дуализма. (Лсв лайк)
Проблему соотношения материи и мышления Спиноза не мог разрешить до конца. Единство материи и мышления мыслится вечным. В связи с этим возникают трудности с ответом на ряд вопросов: всякое ли проявление субстанции имеет душу, какова функция (необходимость) психики и др.
Познание
4 способа приобретения познания:
1. понаслышке и по др. произвольному признаку
2. от беспорядочного случайного опыта
3. путем заключения от общего положения к частному случаю
4. по следствию - о причине.
1+2 - познание первого рода - мнение и воображение, существует в форме образа, внешнее душа воспр через внутреннее состояние тела. Его продукт - абстрактные, т.е. неполные понятия отдельных вещей (например, понятие лошади).
3 - познание второго рода - разум дает общие идеи о существенных свойствах вещей. Минус - отрыв от конкретных индивидуальных особенностей объектов, которые они обозначают.
4 - познание третьего рода - интуитивное познание сущности вещей - существенное и индивидуальное выступают в лих подлинном единстве в форме конкретных идей.
Движение от абстрактного к конкретному - основа диалектического материализма.
Аффекты
Изучал аффекты – ЛСВ лайко.
Главное положение о динамогенном влиянии эмоций (впоследствии подтвердилось экспериментально). Аф – естественные проявления природы
· под атрибутом протяженности аффекты - это состояния тела,
· под атрибутом мышления - ложная, внушенная окружающими вещами идея, утверждающая большую или меньшую, чем на самом деле, способность тела существовать и действовать.
3 основных аффекта:
1. желание
2. удовольствие
3. неудовольствие.
Из этих первичных аффектов образуются все страсти на основе трех принципов:
1) путем изменения нашего представления о предмете
2) через сопереживание
3) по ассоциации
Особенности аффектов:
- Аффекты индивидуальны.
- Аффекты не полностью контролируемы, для этого нужны навыки и старание
- Аффекты есть приносящие пользу (увеличивают способности тела) и наоборот (угнетают его).
- Все аффекты вводят человека в заблуждение и ставят его в зависимость от вещей.
- Человек находится в "рабстве" у аффектов и от них надо избавляться с помощью познания (а стоики говорили, что можно управлять аф)
- При познании высшего рода (2ого и 3его) возникает новый аффект - высшее удовлетворение - блаженство, интеллектуальная любовь к миру. Он позволяет обуздать страсти.
- Единство аффекта и интеллекта (Ф. Бэкон думал наоборот) Теоретически вредны все аффекты. Что с ними делать! Их нужно опосредствовать разумом, тогда будет достигнуто особое состояние – интеллектуальный аффект.
Роль этой идеи для ЛСВ (Спиноза – любимый философ). Поиск единицы анализа психики, ее суть – минимальное по объему понятие, вкл в обобщенном виде существенные кач-ва отображаемого предмета. Начиная с Аристотеля в психике выдел 2 сферы: познават и мотив-эмоц. Понятие, к-ое могло бы их объединить? Для ЛСВ решение – идея Спинозы; не успел издать свою работу, только начал, назвали редакторы «психология эмоций». ориентир –понятие инт аффекта. ЛСВ: проблема единства интеллекта и аффекта (и- позн сфера, а- мот-эмоц). Инт аффект – синтез И и А, их взаимное опосредствование. Понятие переживания- ЛСВ, включает обе составляющие. Но хз, что ЛСВ на самом деле бы сделал. Одна из гипотез – понятие инт аффекта
à СВОБОДА:свобода состоит не в том, чтобы следовать своим аффектам, как обычно думают, а в познании необходимости и в подчинении этой необходимости. Свобода противопоставляется не необходимости, а принуждению. Свобода как идеал человеческой жизни есть плод познания
Про историческое значение:
- Спиноза как и Декарт представляет рациональную линию в трактовке сознания. Он представляет собой следующий после Декарта шаг в становлении сознания, как объекта психологического изучения.
- Он продвигает материалистический монизм
- ЛСВ: «Именно Спиноза боролся за естественное детерминистическое материалистическое причинное объяснение человеческих страстей. Именно он явился тем мыслителем, который впервые философски обосновал самую возможность объяснительной психологии человека как науки в истинном смысле этого слова и начертал пути ее дальнейшего развития».
С. Повлиял на Фромма Рубинштейна