Текст ученического сочинения для самопроверки №22

В тексте С.Львова рассказывается о том (Т), каким разным может быть отношение людей к природе.

Проблема«поверхностного» отношения многих из нас к окружающему миру(ПТ), на мой взгляд, является важной (КП): человек разучился слышать голос природы, ценить и понимать ее красоту. С этой позиции вопрос, который исследует автор статьи, можно назвать социально-нравственным (КП), потому что бездушное, равнодушное отношение к природе-матери свойственно не отдельно взятому человеку, а целому поколению людей.

С.Львов обращает внимание читателя(ПА)на то, что герои его рассказа совершенно глухи и слепы, они не видят звезд на звездном небе, не слышат пения птиц, плеска волн озера. Он подчеркивает (ПА) черствость и безразличие их поведения: идя по берегу озера, мужчина и женщина «кричат о том, как хорошо позавтракали в ресторане», и лишь мимоходом замечают «красивое озеро». Именно поэтому, по мнению автора текста (ПА), при появлении этих людей «полная тишина», царившая над озером, нарушается, исчезает, как будто прячется, и «лесное эхо презрительно возвращает их голоса и смех».

Я не могу не согласиться с мнением автора(СМ): у разных людей существует и разное отношение к природе. Одни ценят и любят ее, а другие воспринимают ее как должное и пользуются ее красотой и щедростью души. Первые способны сливаться с ней воедино и быть ее частью, в то время как другие считают себя выше этого.

К проблеме различного, непохожего восприятия человеком окружающего его мира обращались многие русские классики.(Д1,Д2) Так, Л.Андреев в свое время писал: «Люди, которые не любят природы, - не любят жизнь, оставаясь равнодушными ко всей божественной красоте мироздания»(А1, Ил.1).

Более того, эта проблема широко обсуждается и в наше время (Д2). Недавно я стала свидетелем того, как по местному телеканалу «Тонус» велись споры приглашенных в студию о «полярном» отношении людей к природе(А2). Члены дискуссионного клуба «Свиток» выдвигали свои предположения о причинах «губительного равнодушия» к природе в особенности молодого поколения и пришли к выводу, что молодежь не умеет замечать красоты полевого цветка, разноцветной радуги на небе, тихого журчания ручейка на опушке леса, потому что нашла другую, более понятную ей красоту – в современных интернет-технологиях. Возможно, это так…(Ил.2)

Прочитав текст, С.Львова, я пришла к выводу (В): отношение многих из нас к природе действительно разное: отношение-восхищение, уважение, любовь и отношение-потребление, продиктованное безразличием и черствостью души. А ведь как было бы здорово, если бы каждый из нас научился видеть ее красоту, яркую и неброскую, тихую и яростную, но все-таки родную и близкую нашему русскому сердцу…

Задание№5.Чтобы написать свое сочинение по данной проблеме,произведите оценку и редактирование данного сочинения. Используя материалы приложений №№1-4, сделайте необходимую запись в таблице:

Критерии оценивания ответа на задание К1-К4 (С1)* (содержание см. в задании №5 Текст №6) Баллы Ваша оценка в баллах Редакционный вариант Текст своего сочинения с последующей работой над ошибками
I.Содержание сочинения
К1 Формулировка проблем исходного текста
           
К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
         
К3   Отражение позиции автора исходного текста
           
К4 Аргументация собственного мнения по проблеме
         

Задание№6 . Чтобы написать свое сочинение по данной проблеме,произведите оценку и редактирование данного сочинения. Используя материалы приложений №№1-4, сделайте работу над ошибками в своем сочинении:

Критерии оценивания ответа на задание К5-К12 (С1) *(см. задание№5. Текст №6) II.Речевое оформление сочинения
 
    Баллы Ваша оценка в баллах Редакционный вариант сочинения ученика Текст своего сочинения с последующей работой над ошибками
К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
         
К6 Точность и выразительность речи
         
III.Грамотность
К7   Соблюдение орфографических норм
         
К8   Соблюдение пунктуационных норм
         
К9   Соблюдение языковых норм
         
К10   Соблюдение речевых норм
         
К11 Соблюдение этических норм
         
К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
         
Максимальное количество баллов за всю письменную работу (К1-К12) 23*

*см примечание к таблице проверки текста №1на стр.8

Проблема познания мира

Текст № 23

Задание№1. Прочитайте текст Ю.Лотмана, ответьте на вопросы и заполните таблицу:

Понятие «плохой» и «хорошей» поэзии принадлежит к наиболее личным, субъективным и, следовательно, вызывающим наибольшие споры категориям. Не случайно ещё теоретики 18 века ввели понятие «вкуса» - сложного сочетания знания, умения и интуиции, врождённой талантливости.

Прежде всего необходимо подчеркнуть историческую ограниченность этих определений: то, что представляется «хорошим» с одних исторических позиций, в другую эпоху с другой точки зрения может показаться «плохим». Молодой Тургенев – человек с тонко развитым поэтическим чувством – восхищался Бенедиктовым, Чернышевский считал Фета – одного из любимейших поэтов Л. Н. Толстого - образцом бессмысленности, полагая, что по степени абсурдности с ним можно сопоставить только геометрию Лобачевского. Случаи, когда поэзия с одной точки зрения представляется «хорошей», а с другой – «плохой», настолько многочисленны, что их следует считать не исключением, а правилом.

Чем же это обусловлено? Для того чтобы в этом разобраться, необходимо иметь в виду следующее: мы рассматриваем поэзию как некоторый вторичный язык. Однако между художественными языками и первичным, естественным, языком есть существенная разница: хорошо говорить на русском языке – это значит правильно говорить на нём, то есть говорить в соответствии с определёнными правилами. Говоря по-русски, мы можем узнать бесконечное количество новых сведений, но русский язык предполагается уже известным нам настолько, что мы перестаём его замечать. Никаких языковых неожиданностей в нормальном акте говорения не должно быть. В поэзии дело обстоит иначе – самый её строй информативен и всё время должен ощущаться как неавтоматический.

Хорошие стихи, стихи, несущие поэтическую информацию, это стихи, в которых все элементы ожидаемы и неожиданны одновременно. Нарушение первого принципа сделает текст бессмысленным, второго – тривиальным. Выполнять функцию «хороших стихов» в той или иной системе культуры могут лишь тексты высоко для неё информативные. А это подразумевает конфликт с читательским ожиданием, напряжение, борьбу и в конечном итоге навязывание читателю какой-то более значимой, чем привычная, художественной системы. Но, побеждая читателя, писатель берёт на себя обязательство идти дальше. Победившее новаторство превращается в шаблон и теряет информативность. Новаторство – не всегда в изобретении нового. Новаторство – значимое отношение к традиции, одновременно восстановление памяти о ней и несовпадение с нею.

Цель поэзии, конечно, не «приёмы», а познание мира и общение между людьми, самопознание, самопостроение человеческой личности в процессе познания… Поэтический текст – мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины, истолкования окружающего мира и ориентировки в нём. В конечном итоге цель совпадает с целью культуры в целом. Но эту цель поэзия реализует специфически, и понимание этой специфики невозможно, если игнорировать её механизм, её внутреннюю структуру.

(Ю. Лотман)

1.Какова тема текста Ю.Лотмана?

2.Какие основные проблемы текста вы можете обозначить?

3. Как можно охарактеризовать проблему текста (выберите необходимое):

· острая;

· важная;

· серьезная;

· спорная;

· неотложная;

· основная;

· глубокая;

· назревшая;

· неразрешимая…

4.Выражена ли в тексте позиция автора (Ю.Лотмана) по данному вопросу?

Задание№2.Восстановите запись в таблице («Тема»); самостоятельно сформулируйте проблемы текста и выявите авторскую позицию, опираясь на материал таблицы:

Тема Проблема может заставить нас: Позиция автора
  Выразить свое отношение (к чему?..), чтобы Утверждает, (что?)…  
Заняться самовоспитанием (научиться познавать мир вокруг себя…) для того, чтобы… Пишет интересно и ново о старых проблемах;  
Заняться глубоким изучением вопроса (какого?) для того, чтобы… Уточняет (что?)
Оценить собственную позицию по отношению (к чему?) Передает глубину проблем (чего?); Ставит перед читателем цель – найти решение сложной проблемы…

Задание №3. Прочитайте текст ученического сочинения и ответьте на вопросы:

В тексте Ю.Лотманараскрывается проблема глубокого познания мира с помощью поэзии.

Проблема«поиска истины» жизни посредством мудрой поэтической мысли является важной, потому что найти истину или хотя бы попытаться ее отыскать важно для многих из нас, оказавшихся в мире потерянных нравственных идеалов, изувеченных духовных ценностей. С этой позиции вопрос, которым задается автор статьи, можно назвать философско-нравственным, ведь многие из нас пытаются открыть для себя способы постижения мира, часто не находят их, забывают, что помочь в этом поиске может великое поэтическое слово.

Ю.Лотман обращает внимание читателя на то, что «цель поэзии…не «приемы», а познание мира». Он убежден: «поэтический текст – мощный и глубоко диалектический механизм поиска истины». Кроме того, он делает вывод: «цель поэзии совпадает с целью культуры в целом».

Я не могу не согласиться с мнением автора в том, что литература, в частности поэзия, - это способ «самопознания, самопостроения…личности в процессе познания». Только путем осмысления поэтического произведения человек-читатель начинает понимать, учится объяснять проявления окружающего его мира, задумывается и о своем назначении.

К вопросу о роли художественного слова, литературы в целом обращались многие русские писатели, критики, авторы - публицисты. Так, А.С.Пушкин за шесть месяцев до гибели определил назначение своего творчества в стихотворении «Я памятник себе воздвиг» так:

…И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал...

Да, великое, мудрое слово, открытое нами в произведениях А.С.Пушкина, Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, пробуждает в нас светлые чувства, помогает изменить свою жизнь, вернуться на дорогу чести, совести, любви к ближнему.

Более того, исследуемая автором статьи проблема обсуждается и в настоящее время. Недавно я стала участницей дискуссии в нашем Городском литературном объединении для молодых литераторов «Свиток». Разгорелся спор о назначении поэзии, прозы – литературного творчества- в жизни многих из нас, выбирающих свой жизненный путь. В ходе дискуссии было отмечено, на мой взгляд, самое главное: литература не ремесло, не круг увлечений небольшого круга увлеченных ею. «Литература – это учебник жизни» (М.Горький), это прежде всего способ познания мира, компас, указывающий верный путь к поиску истины.

Прочитав текст Ю.Лотмана, я пришла к выводу: познать истину и окружающий нас мир можно многими способами, но один из них, которому можно всецело доверять, указал Ю.Лотман, - это поэтическое слово.

1. Как определяет автор сочинения тему прочитанного текста? (Выделите это предложение цветной пастой и вынесите на поля символ Т*)

2. Преобразована ли тема текста в проблемный вопрос? /(выделите конструкцию цветной пастой, вынесите на поля символ ПТ**)

3. Какова, согласно работе ученика, основная (главная) идея текста Ю.Лотмана?

4. Какими конструкциями в своей работе учащийся оформляет комментарий к проблеме, заявленной автором данного текста Ю.Лотманом? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ КП***)

5. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет позицию автора (Ю.Лотмана), рассуждающего о способах познания жизни? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ ПА****);

6. Какими конструкциями в своем сочинении учащийся оформляет свое мнение по проблеме текста? Является ли часть текста рассуждением или представляет собой констатацию: утверждение-согласие с позицией автора текста Ю.Лотмана? (Выделите эти конструкции цветной пастой, вынесите на поля символ СМ*****);

7. Приведены ли учащимся доказательства собственного мнения по проблеме, обозначенной автором текста? Содержатся ли в доказательствах иллюстрации к выдвинутому аргументу? (Выделите в доказательствах цветной пастой собственно аргумент и иллюстрацию к аргументу, вынесите на поля символы ******Д1, А1, Ил1; Д2, А2, Ил2).

8. Сделан ли учащимся вывод, завершающий рассуждение по тексту Ю.Лотмана? (Выделите конструкцию, которая оформляет вывод в сочинении ученика цветной пастой и вынесите на поля символ В*******)

Задание№4. Произведите самопроверку, используя подсказку, данную в этом задании:

Наши рекомендации