Глава 6 Выбор стратегий и методов. Проектирования в действии
Часть2
Методы
Проектирования в действии
Введение
Ниже описано 35 методов, заимствованных из литературы или взятых из личного опыта автора. Их отбор производился на основе следующих критериев.
1.Эффективность. Метод отбирался для включения в книгу, если можно было рассчитывать, что с его помощью проектировщики и организаторы смогут получить более ценные результаты, чем на основе традиционных методов и здравого смысла. При этом предполагалось, что проектировщики сталкиваются с непривычной проблемой, в той или иной мере требующей новаторства.
2. Соответствие. Методы, относя
щиеся к одному из трех видов деятель
ности проектировщика (дивергенции,
трансформации, конвергенции), вклю
чались в книгу даже в тех случаях, когда
их обычно не принято считать методами
собственно проектирования. Примерами
могут служить методы, изложенные в
разд. 7.2,9.2,9.5,9.8.
3. Удобство. В книгу включались ме
тоды, описание которых трудно найти в
литературе, а также изложенные недос
таточно понятно или опубликованные в
редких изданиях. К ним, например, от
носятся методы, изложенные в разд. 7.4,
7.6, 12.5.
4. Известность. Многие методы,
достаточно эффективные и соответствую
щие задачам проектирования, не были
включены в книгу, если автор сам недос
таточно был знаком с ними, в то время
как их описание легко найти в распрост
раненных учебниках. Таковы, например
методы исследования операций, исследо
вания рынка, научно-технического прог
нозирования, организации производства,
применения вычислительной техники,
статистических решений и моделирова
ния. Конечно, все эти методы относятся
к проблемам управления и сбыта в не
меньшей степени, чем к проектированию,
но, как ясно из гл. 1 и 5, в наше время
все более бессмысленным становится от
рыв друг от друга различных аспектов
общей проблемы создания искусствен
ной среды.
5. Критик а. Некоторые хорошо известные методы включены в книгу пото-
му, что они уязвимы для критики, о чем энтузиасты новых методов проектирования не всегда достаточно осведомлены. К этой категории относятся методы, содержащиеся в разд. 7.1, 11.7, 12.3. Каждый из этих методов на первый взгляд позволяет преодолеть все трудности проектирования, но на самом деле имеет ряд серьезных недостатков.
Несмотря на такое стремление автора к объективности, при отборе и изложении методов в ч. II не могли не сказаться его индивидуальный опыт и свойственные ему ограничения. Методы, которые автору хорошо известны и представляются вполне надежными, получили преимущественное освещение. Те же методы, которыми автору не приходилось пользоваться на практике, либо вовсе опущены, либо описаны более бегло. Когда пишешь учебник, трудно определить, где надо остановиться: должен ли читатель получить исчерпывающее описание всей темы, даже если она частично выходит за рамки компетентности автора, или же лучше ограничить книгу тем материалом, который хорошо знаком автору на основе собственного опыта. В данном случае отсутствие сопоставимых учебников могло бы привести к тому, что автор попытался бы объять необъятное; наверное, некоторые методы, особенно связанные с применением математического аппара: та, изложены в книге слишком схематично.
Каждый метод иллюстрируется одним или несколькими примерами. Некоторые из них тривиальны или до предела упрощены, чтобы яснее выявить сущность разбираемого метода. В результате у читателя может возникнуть ложное впечатление, что какого-то метода самого по себе достаточно для решения определенной задачи проектирования, хотя на самом деле данный метод образует лишь одно из звеньев, из которых складывается полная стратегия. Так, знакомясь с методом разд. 7.5 "Поиск границ" и встретив там пример с проектированием классной доски, читатель, может быть, пожелает узнать, почему в первую очередь было решено использовать классную доску, а не какое-то иное устройство, скажем кинопроектор или замкнутую систему телевидения. Ответом на вопрос практически могло бы служить
Введение
то обстоятельство, что этому методу предшествовало применение метода более высокого уровня, такого, как "Формулирование задач" (разд. 9.1) или "Интервьюирование потребителей" (разд. 9.4). Читатели, которые захотели бы использовать этот обзор методов как практическое руководство, должны учитывать, что существование новых методов не уменьшает, а увеличивает трудность выбора следующего этапа работы и требует от проектировщика постоянной готовности объяснить причины, по которым он выбрал данный метод или данные методы.
Литература по этому вопросу весьма разнородна, написана трудным языком и очень велика по объему, что затрудняет сравнение одного метода с другими. Поэтому каждый описываемый здесь метод приведен к стандартной форме и изложен по следующему плану:
Название. Многие методы приводятся под теми названиями, которые были им присвоены их авторами. Если же такого названия не существует или оно не соответствует содержанию метода, автор сам дает методу название.
Цель - предложение, описывающее желаемые результаты применения данного метода.
План действий — краткий перечень действий, которые должен выполнить проектировщик при применении данного метода. Возможно, при первом чтении этот перечень будет непонятен, поскольку он изложен очень абстрактно, однако он должен стать понятным после ознакомления со следующими за ним примерами.
Примеры. По возможности, примеры заимствовались из работ теоретиков проектирования и из опыта автора книги. Если практические примеры отсутстуют, их приходилось придумывать, чтобы проиллюстрировать каждое действие проектировщика. Читателей, которым знакома лишь одна конкретная область проектирования, например архитектура или конструирование машин, возможно, смутит тот факт, что многие примеры взяты из
неизвестных имобластей. Таким читателям можно посоветовать при рассмотрении примера все время представлять себе свою собственную область деятельности. Тогда им, наверное, удастся обнаружить, что рассматриваемые принципы можно применить и к решению знакомых им задач.
Замечаниясодержат краткую оценку эффективности и полезности метода с указанием на допущения, лежащие в основе метода, и трудности, которые могут встретиться на практике.
Применение.Указываются те типы ситуаций, в которых метод может оказаться полезным.
Обучение.Оценка затрат времени на теоретическое и практическое обучение методу, которое позволит успешно применять его.
Стоимостьи время.Оценка затрат календарного времени и (или) трудоемкости применения метода.
Библиография.Указываются авторы оригинальных работ и других изданий, в которых изложен этот метод. Полное описание всех публикаций приводится в списке литературы, помещенном в конце книги.
Как видно из оглавления, ч. II подразделяется на главы, в каждой из которых собраны сходные методы. Каждая глава приблизительно соответствует трем категориям - дивергенции, трансформации и конвергенции, — которые рассматриваются в гл. 5. Можно заметить, что методы каждой главы ч. II оказываются расположенными в таблице "Дано - Требуется" (табл. 6.1) в тесном соседстве. Читатели, которые ищут методы для решения конкретной задачи проектирования, должны прежде всего прочитать гл. 5 и 6. Затем им следует изучить оглавление и вводную страницу в начале каждой главы ч. II. Эти введения содержат перечни методов с указанием их целей, что легко позволяет установить различие между методами, приведенными в одной и той же клетке таблицы "Дано - Требуется".
■--
Метод
Цель
7.1. Упорядоченный поиск (применение теории решений)
7.2. Стоимостный анализ
7.3. Системотехника
7.4. Проектирование систем человек машина
7.5. Поиск границ
7.6. Кумулятивная стратегия Пейджа
7.7. Стратегия коллективной разработки гибких архитектурных проектов (CASA)
Решить задачи проектирования с логической достоверностью
Ускорить поиск путей снижения себестоимости изделия в проектных и производственных организациях
Добиться внутренней совместимости между элементами системы и внешней совместимости между системой и окружающей средой
Добиться внутренней согласованности между человеческим и машинным компонентами в системе и внешней согласованности между системой и средой, в которой она функционирует
Найти пределы, в которых лежат приемлемые решения
Увеличить затраты усилий проектировщиков на анализ и оценку (оба эти процесса носят кумулятивный и конвергентный характер) и уменьшить затраты некумулятивных усилий на синтез решений, которые могут оказаться непригодными, т. е. исключить необходимость разрабатывать плохие проекты, чтобы научиться создавать хорошие
Дать возможность каждому, кто связан с проектированием здания, влиять на решения, от которых зависят как "адаптивность" здания, так и взаимная увязка его частей и деталей
Глава7
Готовые стратегии (конвергенция)
7.1.Упорядоченный поиск (применение теории решений)
Цель
Решить задачу проектирования с логической достоверностью.
План действий
1. Выявить компоненты задачи:
а) переменные, которыми проектиров
щик может распоряжаться по своему ус
мотрению (факторы решения, или пара
метры проектирования);
б) переменные, которые не зависят от
воли проектировщика (факторы окру
жающей среды, или независимые пере
менные) ;
в) переменные, которые должны опреде
ляться проектом (цели, или зависимые
перемени
г) назначить целям веса в соответствии с
их относительной важностью (см. разд.
12.3 "Ранжирование и взвешивание").
2. Выявить зависимости между переменными.
3- Прогнозировать вероятные значения факторов окружающей среды.
4. Выявить ограничения, или граничные
условия, т.е. предельные значения всех
переменных.
5. Присвоить числовые значения каж
дому из факторов решения (т.е. про
верить ряд вариантов решения проекта)
и вычислить значения зависимых пере
менных (т.е. рассчитать получаемые при
этом технические характеристики изде
лия).
6. Выбрать такие значения факторов ре
шения, при которых достигается наи
большая сумма числовых значений для
всех целей с учетом их весов (т.е. опти
мальный вариант проекта) или по край
ней мере достигается приемлемое значе
ние для каждой цели.
Пример
Этот пример заимствован (с некоторыми изменениями) из отчета Левина [45, 46], в котором описана стратегия, избранная градостроителями при разработке проекта развития поселка Стивенейдж. Пример поясняет терминологию теории решений (использованной нами при изложении "Плана действий"), но не раскрывает методику упорядоченного поиска оптимального проектного решения. На самом деле градостроители следовали традиционной методике: сбор данных, вычерчивание планов, их критическое обсуждение и внесение в планы коррективов до тех пор, пока не будут достигнуты удовлетворительные результаты. Примеры
Объекты выбора
Число мест
Тип двигателя
Размещение кресел
Количество згажей
Система сбора платы за проезд
Сфера применения
Дерево решений при конструировании автобуса. Каждая точка, или объект выбора, соответствует одному или нескольким значениям какого-либо фактора решения. Всего имеется 2160 возможных вариантов выбора проекта; жирной линией показан выбранный проект.