Шри ауробиндо

ПРЕДИСЛОВИЕ К АНГЛИЙСКОМУ ИЗДАНИЮ

Данный сборник является попыткой представить в одной книге многочисленные пояснения о природе психического существа, взятые из работ Шри Ауробиндо и Матери. Главы составлены таким образом, чтобы подробно осветить природу психического существа, внутреннее устройство человека, затронув при этом родственные вопросы, такие как процесс внутреннего роста, жизнь после жизни, перевоплощение, Садхана или духовная самодисциплина и т.д. В сборнике отражены все основные положения данной темы, хотя он не претендует на полноту. Сборник рассчитан на массового читателя, поэтому в нем не затрагиваются те вещи, которые интересны только практикующим йогу Шри Ауробиндо или студентам, изучающим философию и психологию. В конце книги приведены основные источники, в которых читатель найдет дополнительный материал, связанный с описанием природы психического существа и его роли в йоге Шри Ауробиндо.

Для облегчения понимания все разделы озаглавлены и поделены на подразделы (за исключением последнего), каждый из которых касается какого-то одного аспекта данного вопроса. Книга составлялась из разных источников, поэтому в ней встречаются некоторые наложения и повторы. Мы избегали редактирования текстов, чтобы не нарушить целостности отрывков и выдержек. По той же причине были сохранены вводные замечания и предложения, касающиеся иных вопросов, не подпадающих под главную тему выдержки, что часто встречается в письмах Шри Ауробиндо и ответов Матери.

Шри Ауробиндо так объясняет использование им термина "психическое существо":

"Слово "душа" (soul) имеет в английском довольно широкое значение, им обычно обозначается любое не-физическое сознание, в том числе и витальное с его желаниями и страстями. Поэтому возникла необходимость ввести термин "психическое существо", чтобы разграничить божественный элемент и инструментальные части природы"[1].

Значение слова "психическое" (psychic) также трактовалось по-разному. Поэтому в первый раздел сборника включены выдержки, показывающие различные толкования слов "душа" и "психическое" и объясняющие значение этих слов в йоге Шри Ауробиндо. Мы хотим обратить внимание тех, кто читал некоторые ранние работы Шри Ауробиндо (в частности, первые публикации "Синтеза Йоги"), на то, что Шри Ауробиндо поначалу использовал термины "психика" и "психическое", когда нужно было подчеркнуть скрытый, оккультный характер явления. Он также пользовался термином "психическое" в таких выражениях, как "психическая Прана" (чтобы подчеркнуть отличие от физической Праны) и "психическая душа" (в противопоставлении душе желания), чтобы отделить скрытое, глубокое от поверхностного. Однако в исправленных изданиях ранних работ и поздних сочинениях Шри Ауробиндо всегда использовал термин "психическое" для обозначения души или сокровенной части существа, которую он с самого начала называл "психея" (psyche).

Один из основных моментов, который нужно четко усвоить, — это существенное различие между душой в ее сущности — что Шри Ауробиндо называет психеей, психической сущностью, психической сутью, психическим существованием, душой-искрой или элементом души — и душой в ее эволюционирующей, индивидуальной форме, называемой психическим существом, психической личностью, и формой или индивидуальностью души, которая, по словам Шри Ауробиндо, представляет собой "искру, вырастающую в огонь, развивающуюся с ростом сознания"[2]. Следует также заметить, что термины "душа" и "психическое", используемые без эпитетов, в одних случаях могут обозначать душу как искру или психическую сущность, а в других — душу, как индивидуальность или психическое существо.

Природу и назначение психического существа невозможно хорошо объяснить вне связи с другими частями человеческого существа. Поэтому читатель столкнется в сборнике с частыми упоминаниями других элементов человеческой природы; для некоторых из них существуют специальные термины в йоге Шри Ауробиндо. Эти ключевые термины, наряду с известными санскритскими и английскими словами, используемые в Интегральной Йоге в специальном значении, вошли в словарь в конце книги. Следует заметить, что некоторые санскритские термины имеют более широкое толкование, чем приведенное в словаре, и в других случаях могут трактоваться иначе.

Выдержки, составляющие настоящее издание, взяты из следующих работ Шри Ауробиндо и Матери:

Шри Ауробиндо

Sri Aurobindo Birth Centenary Library Pondicherry, Sri Aurobindo Ashram):

1. The Future Poetry (v.9)

2. The Life Divine (v. 18-19)

3. The Synthesis of Yoga (V.20-21)

4. Letters on Yoga (V.22-24)

5. The Mother (v.25),

а также:

Sri Aurobindo: Archives and Research, v.3, n.2, pp.202-203.

Мать

Collected works of the Mother Pondicherry, Sri Aurobindo Ashram):

1. Words of Long Ago (v. 2)

2. Questions and Answers (v.3-9)

3. On Thoughts and Aphorisms (v. 10)

4. On Education (v. 12)

5. Words of the Mother (v. 14-15)

6. Some Answers from the Mothers (v. 16)

Наши рекомендации