Глава ГУ. Принципы уголовного законодательства

лах, в которых он воплотил их в правовых нормах»1. Противники такого закрепления опасались, что принципы как руководящие идеи, являются в большей степени категорией мировоззренческой, а не нормативной2. Все же большинство ученых видели принципы уголовного права как нор­мы, в качестве которых они появились впервые в Теоретической моде­ли Уголовного кодекса, разработанной ведущими советскими учеными к концу 80-х гг. XX столетия3. В модели нашли закрепление 8 принци­пов, которые затем перешли в качестве отдельных правовых норм в Ос­новы уголовного законодательства Союза ССР и республик, принятых в 1991 г. В Основах были закреплены принципы законности, равенства, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответственности, справедливости, демократизма и гуманизма (ст. 2 Основ)4. Однако Ос­новы не вступили в силу в связи с прекращением существования страны, на территории которой предполагалось их действие. Вместе с тем многие положения Основ вошли в будущий УК РФ. Они же явились теоретиче­ской основой для Модельного УК государств — стран СНГ. Модельный УК закрепил следующие принципы: законности, равенства перед зако­ном, неотвратимости ответственности, личной и виновной ответствен­ности, справедливости, гуманизма.

Действующий УК впервые в истории отечественного законодатель­ства нормативно закрепил принципы и раскрыл их содержание. Они нашли свое отражение в ст. 3-7 УК. Это принципы законности (ст. 3), равенства граждан перед законом (ст. 4), вины (ст. 5), справедливости (ст. 6), гуманизма (ст. 7). Таким образом, действующее уголовное зако­нодательство РФ знаменательно следующими фактами:

1) впервые в истории отечественного и зарубежного законодатель­
ства принципы уголовного закона получили свое законодательное за­
крепление5;
________ _____________ х:_____________ j\______________

Яку б М.П. О понятии принципа уголовного права и процесса // Правоведение. 1976. № i.e. 58.

Об этом см. подробнее: Келина С.Г., Кудрявцев В.Н. Указ. соч. С. 28-30.
Уголовный закон. Опыт теоретического моделирования / Отв. ред. В.Н. Кудряв-
пев^С.Г. Келина. С. 20-28. /

* Ведомости СДН и ВС СССР. 1991. № 30. Ст. 862. Отмечая, что принципы уголовного права впервые получили свое законодательное закрепление в УК РФ, Ю.Е. Пудовочкин и С.С. Пирвагидов полагают, что их (принци­пов) нормативное закрепление имеет определенные традиции. Начало этих традиций, по мнению этих авторов, имело место в нормотворческой деятельности Верховного Суда СССР, РСФСР, РФ {Пудовочкин Ю.Е., Пирвагидов С.С. Понятие, принципы и ис­точники уголовного права: сравнительный правовой анализ законодательства России и стран Содружества Независимых Государств. СПб., 2003. С. 80). С подобной позицией ложно согласиться, поскольку Верховные Суды не осуществляют нормотворческую дея-ельность. И хотя во многих постановлениях принципы не только назывались, но и рас-Рывалось их содержание, к законодательному закреплению это не имеет отношения.

Раздел второй. Уголовный закон и уголовная ответственность

2) законодатель не только называет принципы, но и раскрывает их содержание;

3) количество принципов по сравнению с Основами уголовного за­конодательства 1991 г. сокращено до пяти;

4) рассматриваемые принципы именуются принципами Уголовно­го кодекса.

Большинство ученых и практиков позитивно восприняли норма­тивное закрепление принципов уголовного закона1. Такое закрепле­ние, а также раскрытие их содержания позволяют однозначно тракто­вать принципы и ссылаться на них в дискуссионных случаях. Несмотря на внешнюю декларативность данных норм, они имеют особое теорети­ческое и практическое значение. В них не только провозглашаются те или иные принципы, но и раскрывается их содержание. Это позволяет оспаривать содержание норм закона в случае противоречия их принци­пам, а также правильно трактовать все элементы составов конкретных преступлений, предусмотренных в Особенной части УК РФ. В литера­туре высказано и иное мнение, в частности о том, что в УК достаточно было лишь назвать принципы, не раскрывая их содержания.

УК 1996 г., в отличие от Основ уголовного законодательства Союза ССР и республик 1991 г., не закрепил следующие принципы уголовного пра­ва: личной ответственности, неотвратимости ответственности, демокра­тизма. Однако частично они проявляются в других принципах уголов­ного закона. В частности, принцип личной ответственности, который трактовался как то, что только лицо, совершившее преступление, мо­жет быть подвергнуто уголовной ответственности и наказанию, очень тесно примыкает к принципу виновной ответственности и фактически охватывается им. Действительно, нельзя привлечь к уголовной ответст­венности близкого родственника или законного представителя даже при желании последнего. Но подобное положение вытекает из трак­товки принципа вины.

Неотвратимость уголовной ответственности и наказания является частным проявлением принципа законности и справедливости, вины и равенства граждан. Это в большей степени не принцип, а правовая обязанность государства в лице правоохранительных и правопримени­тельных органов привлечь виновное лицо к ответственности. Если со­вершающие преступления лица будут уклоняться от уголовной ответст­венности и наказания, то говорить о состоянии законности в стране либо о справедливости уголовного права будет проблематично.

Лишь немногие ученые сочли содержание норм-принципов декларативным, а само наличие их в УК — пережитком советской эпохи. К числу таких ученых, в частности, от­носился проф. Ф.М. Решетников.

Глава ГУ. Принципы уголовного законодательства

Представляется спорным выделение принципа демократизма в ка­честве самостоятельного. Несмотря на то, что в целом уголовное пра­во и процесс относятся к наиболее репрессивным отраслям права, они не лишены демократических институтов. К таковым следует отнести наличие дел частного и частно-публичного обвинения, возможности освобождения от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим, возможности рассмотрения дела с участием суда при­сяжных и др. Уголовный и уголовно-процессуальный закон принимают­ся представительным государственным органом, отражающим соглас­но Конституции волю народа. Вместе с тем наличие демократических элементов в части участия населения в формировании и отправлении уголовных и уголовно-процессуальных норм вполне охватывается прин­ципами законности, справедливости и гуманизма.

Наконец, последнее обстоятельство, которое относится к наимено­ванию принципов.'Законодатель в названии первой главы УК назвал их принципами Уголовного кодекса. Учитывая, что российское законода­тельство строго кодифицировано (ст. 1 УК), следует признать, что пять названных принципов являются принципами Уголовного кодекса, или уголовного законодательства, — эти названия синонимичны. Однако та­кая терминология породила различные подходы в теории. Некоторые авторы считают, что термины «принцип права» и «принцип законода­тельства» в уголовно-правовой отрасли равнозначны в силу строгой ко­дификации уголовного законодательства1. Другие же авторы выделяют принципы уголовного права и принципы уголовного закона. И если в отношении последних четко и определенно высказался законодатель, назвав и раскрыв их содержание, то набор принципов уголовного пра­ва может быть расширен за счет принципов личной ответственности, неотвратимости ответственности и наказания, демократизма и иных2. Помимо данных принципов ряд авторов говорят о принципах уголов­ной ответственности, уголовного регулирования и уголовно-правовой политики. В современной учебной литературе встречается еще более оригинальное видение принципов. К примеру, выделяются общепра­вовые принципы в уголовном праве (законности, демократизма, гума­низма, справедливости) и специальные принципы уголовного права (неотвратимости ответственности, профилактики преступлений, лич-

Наши рекомендации