Оценка уровня реабилитанта по пространственной ориентировке
Главная задача организованного обучения пространственной ориентировке инвалидов по зрению состоит в том, чтобы дать каждому реабилитанту (в том числе и тотально слепому) оптимальный уровень знаний и навыков по пространственной ориентации.
До начала занятий надо оценить качество передвижения каждого реабилитанта в пространстве. При этом удобно разделить
соответствующие знания и умения по пространственной ориентировке на три уровня, из которых третий является самым высоким.
Первый уровень: Реабилитант должен знать приемы владения тростью и уметь ими пользоваться, знать приемы обследования предметов и помещений, владеть приемами защиты тела при передвижении и при поиске упавшего предмета, выделять основные элементы улицы, владеть правилами поведения в городе и в общественных местах, знать и уметь пользоваться приемами посадки в транспорт (под контролем реабилитолога), уметь обращаться за помощью к незнакомым прохожим, выделять основную и второстепенную улицы, владеть навыками нахождения подъездных дорог, самостоятельно ориентироваться и действовать в квартире, доме, магазинах, на рабочем месте, на территории, прилегающей к дому, а также к месту работы; знать основные районы города, уметь ходить по нескольким маршрутам в пределах микрорайонов, в которых он проживает и/или работает.
Развитие сохранных анализаторов должно соответствовать второму уровню, т.е. задания на проверку развития сохранных анализаторов выполняются с небольшими неточностями или при незначительной помощи.
Второй уровень: Реабилитант, находящийся на втором уровне должен самостоятельно ориентироваться в открытом пространстве и маршрутах постоянной (повседневной) необходимости (дом, работа, дорога домой, магазины, находящиеся недалеко от дома, места работы и т.д.), находить на каждом маршруте наиболее удобные и доступные ориентиры, ориентироваться по типу «карта-путь», ориентироваться в незнакомых помещениях, уметь общаться со случайными прохожими, владеть приемами обследования улиц, дворов, домов, незнакомого пространства разной конфигурации, подземных переходов и т.д., сохранять пространственный образ и выстраивать незнакомые пространственные структуры (маршруты, взаимосвязь улиц, площадей, проспектов, районов и т.д.). Уметь пользоваться сохранными анализаторами в комплексе. Представлять изученные маршруты с помощью осязательной памяти.
Третий уровень: Третий уровень предполагает максимальное развитие возможностей инвалидов по зрению: свободную ориентацию на любом маршруте, на транспорте, в естественной среде, без участия зрячих или при минимальной помощи зрячих; умение свободно ориентироваться со случайными сопровождающими, общаться в любом кругу людей, совершать поездки в незнакомые места, в незнакомые города, ориентироваться в различной обстановке, самостоятельно обследовать и изучать новые пешеходные и
комбинированные маршруты различной сложности, запоминать маршруты с помощью осязательной памяти, свободно пользоваться топографическими представлениями типа «карта-обозрение». Реа-билитанты должны адекватно использовать жесты во время общения с людьми и при передвижении по маршруту.
Кроме того, при построении занятий по пространственной ориентировке реабилитологу необходимо составить представление о степени коммуникативной активности инвалида с незнакомыми людьми (которая делится на высокую, среднюю и низкую активность) и его адаптации на стрессовые (неожиданные) ситуации (которая также делится на низкую, среднюю и высокую). Все названные критерии имеют большое значение при обучении незрячих самостоятельной ориентировки в пространстве. ,г;
" Степени коммуникативной активности с незнакомыми людьми:
1. Низкая.
Реабилитант вступает в контакт крайне ограничено, замкнут; испытывает трудности при получении необходимой информации и при дифференциации партнеров.
^
2. Средняя.
У реабилитанта имеются некоторые затруднения при вступле-нии в контакт с незнакомыми людьми; недостаточно развит навык коммуникации (реакция на предлагаемую помощь не всегда адекватная), но он умеет быстро получить необходимую информацию. Однако, умение выбрать сопровождающего (при наличии выбора) развито недостаточно.
3. Высокая.
Реабилитант вступает в контакт с незнакомыми людьми, открыт для общения; умеет быстро получить необходимую информацию, сделать выбор оптимального добровольного помощника (трезвый, с адекватным поведением, доброжелательный и т.п.).
2.4. Общие рекомендации к проведению занятий по ориентированию и мобильности
В ходе первой беседы с реабилитантом надо выяснить, насколько хорошо у него развито слуховое внимание и слуховая память. Для этого надо выяснить, легко ли он выбирает слуховые ориентиры, а также умеет ли определять наличие больших предметов на расстоянии, не касаясь их; может ли он держаться параллельно стены коридора на слух и определять повороты в пересекающийся коридор. Свободно ли он ориентируется в квартире, знает, как дойти
до ближайшего продуктового магазина, может ли дойти самостоятельно до ближайшей остановки общественного транспорта, умеет ли легко передвигаться с сопровождающим, держа его под руку и следуя его движениям, наталкивается ли на сопровождающего, когда тот при довольно быстром передвижении останавливается.
В последнем случае реабилитологу достаточно подсказать, что если держать сопровождающего не под руку, а захватить его руку чуть выше локтя, то можно легко избежать таких столкновений, так как у реабилитанта будет больше времени на реакцию.
После всех вопросов и диагностических заданий реабилитологу нужно выяснить, чему именно человек хочет научиться (например, самостоятельно ездить на работу, ориентироваться на своем рабочем месте и в микрорайонах, где он живет и предполагает работать), выделить конкретные проблемы реабилитанта, затрудняющие его ориентировку в пространстве. Затем нужно составить и предложить план-программу обучения и только после этого можно приступать к занятиям.
Первым делом нужно выбрать трость.Трость подбирается с учетом роста человека и его походки. Длина трости должна быть такой, чтобы у человека было хотя бы два шага для своевременной реакции на обнаруженное препятствие или спуск. Этого времени как раз достаточно для того, чтобы определить наличие препятствия или лестницы и приготовиться к необходимым действиям: обойти препятствие или начать спуск по лестнице. Наиболее удобной для безопасного передвижения незрячего является трость, длина которой достигает уровня груди или даже подбородка ее владельца. Слишком длинная трость неудобна: приходится прикладывать много сил для ее координации, к тому же она может мешать другим прохожим; слишком короткая не дает достаточно времени на реакцию, так как позволяет ощупать только то, что находится непосредственно у ног. Поэтому незрячий, который пользуется слишком короткой тростью, вынужден двигаться медленно и с опаской.
Надо заметить, что трость подбирается дважды: в начале первых занятий и потом еще раз после освоения техник.
Ориентировочная трость для незрячих имеет белый цвет, что является отличительным знаком нарушения зрения. На ручке этой трости имеется петля, но по правилам безопасности ее нельзя надевать на руку. Она используется только для того, чтобы повесить трость на крючок.
Начинать практические занятия по изучению техник владения тростью лучше с техники «диагональ», которая используется только в знакомых помещениях, где нет лестниц или других изменений
уровня поверхности пути. Эта техника довольно быстро дает незрячему возможность почувствовать свободу самостоятельного передвижения.
Если использовать «диагональное слежение», когда трость скользит вдоль стены, то легко отличить двери (по звуку от трости), а если их посчитать, то можно найти нужный номер комнаты в коридоре. Можно запомнить, как именно располагаются комнаты в коридоре (например, в офисе, институте, поликлинике). Нечетные номера комнат, как правило, находятся на одной стороне коридора, а четные - на другой.
Для обучения ориентированию на улице предварительно необходимо выучить техники «скольжение», «касание» и «маятник» (см. Приложение 3).
По началу техника «маятник» некоторым кажется очень сложной, реабилитант может постоянно сбиваться то в одном, то в другом (то кисть держит не по центру тела, то двигать начинает не только кистью, а плечом и рукой, то неправильно координирует движение трости и ног). Однако, постепенно все встанет на свое место. Нужны терпение и тренировки.
Кроме того, инвалиды, начинающие ходить самостоятельно, периодически забывают контролировать себя, на какой этаж они поднялись, в каком направлении идут. Это вызвано тем, что они еще не умеют распределять свое внимание, слишком сильно концентрируются на правильном выполнении техники работы тростью. Постепенно кисть привыкнет находиться по центру и перестанет соскальзывать в сторону, мышцы кисти будут меньше уставать и контроль положения руки будет не нужен, так как соблюдение техники будет осуществляться автоматически. Освободившиеся усилия (внимание) реабилитант будет направлять на те нюансы передвижения, на которые по началу у него не хватало сил.
После освоения техник работы с тростью в здании и по тротуару необходимо проверить длину трости и окончательно подобрать нужный размер. Для этого реабилитанту надо походить по тротуару с разными тростями. Заметим, что они должны быть длиннее первоначальной, то есть той, которая была подобрана в начале занятий. Реабилитант сам сможет убедиться в том, что прежняя трость была чуть коротковатой и не давала два полных шага для реакции, но слишком длинная трость неудобна. Скорее всего, реабилитант выберет трость, с которой через два шага его нога наступит точно туда, где была трость. Эта трость обязательно окажется длиннее первоначальной трости. Иногда она даже достигает основания шеи. Объясняется это тем, что, освоив техники работы тростью, незрячий начинает передвигаться быстрее и шагать шире.
При переходе к занятиям на улице реабилитант столкнется с новыми для него трудностями. По началу трость будет застревать на тротуаре, вонзаться в бесконечные трещины и выбоины асфальта. Казалось бы, отработанная методика работы тростью будет давать сбои. Это естественно, так как скользить и касаться гладкого линолеума при передвижении по коридору гораздо легче, чем по шершавому тротуару.
Новой сложностью будут и бордюры. Если лестницы в здании не очень трудно искать из-за их предсказуемого расположения, то запомнить расположение всех бордюров на маршруте довольно сложно. Реабилитант будет находить бордюры, когда научится распознавать проприоцептивные сигналы, поступающие от его мелких мышц и сухожилий кисти. - "
В этом деле необходимы упорные тренировки. В конце концов, человек начнет чувствовать снижение уровня поверхности, по которой он идет: угол наклона кисти при этом немного меняется, а трость как будто «падает» вниз. Чем выше бордюр, тем сильнее угол наклона.
Обучение передвижению по определенным актуальным для инвалида маршрутам надо начинать с наиболее простого из них, постепенно наращивая сложность или изучать маршрут по частям.
Особое внимание следует уделить маршрутам, включающим пересечение улиц на перекрестке со светофором и без него. Реаби-литанту надо научиться слушать машины, чтобы понять, когда загорается зеленый свет, а потом направлять внимание на те машины, которые могут повернуть в его сторону, и следить за их движением. Однако, до практических занятий на перекрестке у светофора желательно разобрать с реабилитантом, как именно двигаются машины на перекрестке и куда они могут поворачивать, используя для этого модель перекрестка с игрушечными машинками.
Важно научить анализировать перекрестки и самостоятельно определять, есть ли на перекрестке светофор и безопасно ли в данном месте переходить улицу. Можно, например, увести реабилитан-та в незнакомое место и дать ему возможность самостоятельно разбираться с перекрестком.
Надо специально тренировать реабилитанта в умении, спрашивать информацию у прохожих и правильно реагировать на ответы типа «там» или «иди туда». Главное - незрячий должен научиться задавать вопросы правильно. Например, «Скажите, пожалуйста, чтобы дойти до почты, мне продолжать идти вперед или вернуться немножко назад?» т.д. Иногда, чтобы подтвердить направление, можно обратиться со словами: «Подскажите, пожалуйста, торговый
центр в той стороне?» и указать рукой в ту сторону, где предположительно находится нужная улица или нужный объект. Таким образом, незрячий может получить более точные ответы на свои вопросы. * Также надо объяснить инвалиду, что во многих случаях перед обращением за помощью (например, перед тем, как спросить номер маршрута, цену товара в магазине) необходимо объяснить зрячему человеку, что перед ним находится инвалид по зрению. Особенно это относится к незрячим, имеющим остаточное зрение. Без такого предварительного разъяснения незрячие часто попадают в неприятные для себя ситуации, потому что окружающие, не понимая того, насколько человек не видит, иногда вместо ответа на вопрос начинают давать рекомендации типа «Наденьте очки», «Поменяйте очки», «Протрите глаза» и т.п.
Во время поездок на транспорте можно ориентироваться на маршруте по времени движения, по количеству остановок, поворотам, совершаемым транспортным средством. Когда маршрут не знаком, то можно попросить водителя или кондуктора объявить нужную остановку, и еще спросить кого-нибудь из пассажиров. Это нужно делать на случай забывчивости водителя (кондуктора).
Реабилитанты, которые в ориентировке могут пользоваться остаточным зрением только на хорошо освещенной местности или использовать боковое зрение, должны обучаться приемам ориентировки, которыми пользуются тотально слепые, но с опорой на сохранные зрительные функции и на информацию прохожих, особенно, если место, в котором они находятся, им не знакомо.
Нужно помнить, что у многих людей со зрительной патологией имеется цветоанамалия. А среди инвалидов по зрению есть группа с совместным поражением сетчатки и зрительного нерва. Световая чувствительность их зрения ниже по сравнению с нормой. Такие люди на теоретических занятиях нуждаются в усиленном освещении при работе с рельефно-графическими картами (не менее 800 люкс на рабочем месте), а используемые при этом цвета должны быть яркими и контрастными.
Оценивая выполнение практического задания по ориентировке, реабилитолог должен разъяснить причины неудач и указать пути устранения ошибок при повторном выполнении. Это способствует повышению интереса к процессу ориентировки, более точному и ясному восприятию маршрута движения, четкому и устойчивому его представлению и осуществлению саморегуляции.
На занятиях по пространственной ориентировке особое внимание уделяется правильной осанке реабилитантов, свободе и раскованности движений, мимике и пантомимике.
Реабилитологу необходимо обращать внимание обучающегося на самовоспитание у себя волевых качеств, таких как целеустремленность, настойчивость и упорство в достижении цели, умение общаться с окружающими людьми, выдержка и самообладание, инициативность и др.
Составная часть занятия по пространственной ориентировке -«домашнее задание». Оно может включать отработку движений на маршруте (повороты, прямолинейное хождение и др.), упражнения по развитию сенсорной сферы (осязания стопами ног, обоняния, слухового восприятия), различные физические упражнения, повышающие физические возможности инвалида.
В целом занятия по пространственной ориентировке должны проходить при наличии индивидуального подхода к каждому реаби-литанту, при учете характера его дефекта, особенностей личности и уровня подготовленности. В связи с этим реабилитолог должен планировать свою работу, выбирая формы и методы обучения для каждого конкретного человека.
В конце обучения необходимо проводить контрольные занятия, где реабилитанты показывают свои умения, а реабилитолог выявляет ошибки и трудности, с которыми сталкивается инвалид, и определяет пути самосовершенствования навыков ориентировки в пространстве.
При изучении каждой темы необходимо ориентировать реабилитантов на рациональное использование всех сохранных анализаторов для получения более полной информации о той среде, в которой им приходится ориентироваться.
При обучении ориентировке надо научить реабилитантов, обращать внимание на любой доступный их восприятию признак (свет, цвет, форма, величина, запах и т.д.) и использовать его в целях ориентировки. Следует упражнять обучающихся восприятию характерных особенностей маршрута всеми доступными средствами, включая ощущения стопы.
В общий процесс адаптации инвалида по зрению к окружающей среде включаются также воображение, память, мышление. Например, слепые с остаточным зрением могут узнавать предметы на некотором расстоянии от них, если эти предметы были ранее рассмотрены ими на доступном для них расстоянии. Запоминая форму объектов, их окраску, они затем анализируют получаемые зрительные впечатления и сопоставляют с имеющимся опытом. Это
зо
позволяет легче узнавать объекты на расстоянии, а значит, и ориентироваться в них. Так, стандартные упаковки продуктов, рассмотренные вблизи, могут узнаваться затем на полках магазинов.
Индивидуальное обучение каждого тотально слепого создает для обучающего определенные трудности, для решения которых невозможно обойтись без ассистентов. В качестве ассистентов целесообразно использовать самих реабилитантов, усвоивших маршрут или изучаемую тему, Ассистирование положительно сказывается на развитии у них навыков пространственной ориентировки. Объясняя товарищу детали маршрута, отвечая на его вопросы, реабилитант-ассистент сам сознательнее и лучше начинает ориентироваться.
Нельзя считать материал усвоенным, если реабилитант выполнил задание по теме вместе с помощью ассистента или педагога. Только самостоятельное выполнение каждого задания закрепляет навык в ориентировке, создает уверенность в успехе.
Многие приемы ориентировки реабилитанты могут усвоить, самостоятельно изучая опыт ориентировки в пространстве и мобильности инвалидов по зрению. Соответствующий материал имеется в книгах, изданных рельефно-точечным шрифтом, плоскопечатным и в записи на магнитную ленту.
Изучив тонкости (особенности) одного маршрута, реабилитанты должны учиться переносить полученный опыт на другие маршруты. К этому необходимо их специально побуждать.
Специальное внимание следует уделить упражнениям в чтении (понимании) планов помещений, маршрутов и местности, умению учащихся по плану или на основе словесной инструкции составлять представление о незнакомом пространстве и переносить эти представления в опыт ориентировки.
В самостоятельной жизни слепым и слабовидящим чаще всего приходится составлять представление о незнакомом пространстве (в частности, маршруте) по словесному описанию. Надо объяснить реабилитантам, что незрячие, слабовидящие и зрячие при описании одного и того же маршрута часто дают совершенно разные ориентиры: незрячие перечисляют объекты, которые можно обнаружить с помощью осязания (руками, ногами или с помощью трости), слуха и обоняния; слабовидящие, в основном, перечисляют зрительные ориентиры, но такие, которые отличаются от зрительных ориентиров зрячих на этом же маршруте.
Например, слепой с остаточным зрением, объясняя слабовидящему маршрут, говорит: «... Дойдя до угла, поверни налево и иди до дома с зелеными колоннами. Их много. Увидишь. На эти колонны
опираются верхние этажи здания. Это и будет издательство. Вход находится за колоннами, посреди здания. Будь осторожна. Между колоннами часто стоят машины». Во время этого объяснения зрячий нетерпеливо перебивает: «На этом доме есть вывеска. Зачем такие подробности?». Дело в том, что объяснявший человек (а у него только остаточное зрение) вывеску никогда не видел, хотя, конечно, понимает, что она там где-то есть, но точного места не знает (у входной двери или на одной из наружных колонн), поэтому и давал свои ориентиры. Именно они позволяют слабовидящему, для которого излагался новый и необходимый для него маршрут, легко пройти по нему. Ведь и слабовидящему вывеску на доме, да еще за колоннами, увидеть трудно, а часто и невозможно.
В описанном случае и слепой с остаточным зрением, и зрячий I предлагали слабовидящему зрительные ориентиры, но ориентиры
| _ первого (зеленые колонны) для слабовидящего является более ин-
! формативными. Поэтому надо приучать каждого реабилитанта с на-
рушением зрения при составлении представления о каком-либо пространстве по словесному описанию уточнять детали таким образом, чтобы получить сведения, информативно значимые именно для него.
Занятия предполагают также совершенствование умений ориентировки в пространстве по мысленному плану, составленному по результатам обследования плана (схемы) или словесному описанию. Надо упражнять обучающихся в том, чтобы по мере следования по маршруту они последовательно находили имеющиеся в мысленном плане ориентиры и сопоставляли их с ориентирами ре-- альной действительности. При этом необходимо убедить реабили-
г тантов самим стремиться рационально использовать все сохранные
анализаторы. Особенного внимания требуют слепые с остаточным зрением. Именно они зачастую весьма неудовлетворительно используют информацию, которую дают органы чувств. Парадоксально, но это относится к использованию зрения. Например, чтобы на незнакомой станции войти в метро люди даже с очень плохим зрением часто и днем ищут букву «М», которую при плохом зрении легко можно обнаружить только в темноте, когда она выделяется цветом. Днем же следует ориентироваться на поток людей. Около метро большинство пешеходов движется к входу.
На занятиях по обучению ориентированию инвалида по зрению в общественных зданиях и учреждениях надо расширить возможности ориентировки реабилитантов в учреждениях культурно-бытового назначения: магазинах, аптеках, поликлиниках, кинотеатрах, отделениях связи, ремонтных мастерских и т.п.
- Автоматизации приемов ориентировки в зданиях культурно-бытового назначения эффективнее можно добиться, если выработать у реабилитантов стремление самостоятельно получать представление о типовых зданиях (универсамах, универмагах, аптеках, ремонтных мастерских и т.п.). При этом алгоритм изучения зданий может включать следующие этапы: назначение учреждения, функ- ш
циональные обязанности работников, отделы (помещения), их рас- I
положение (на каком этаже, куда следует повернуть от главного •
входа, на какой стороне коридора, какая дверь по счету и т.д., и т.п.), время работы.
На коррекционных занятиях по ориентировке следует также объяснить реабилитантам, что перед первым посещением любого здания они должны постараться расспросить об учреждении, которое находится в интересующем его здании тех, кто там уже был. По результатам расспросов составляется мысленная схема пути, кото- , рая служит путеводителем для инвалида по зрению. При расспросах следует учитывать, что зрячие, как правило, перечисляют ориентиры, информативные именно для них самих, а человеку с нарушением зрения своими расспросами надо постараться получить -ориентиры, значимые именно для него. Например, зрячий сообщил номер комнаты и текст вывески на ней. Слепому и слабовидящему надо навести справки о цвете двери, ее порядковом номере при счете дверей по левой (правой) стороне коридора, от лифта, от лестницы и т.д.
Если в первый раз учреждение посещается совместно со зрячим (реабилитолог, родственник, друг и др.), то это надо использовать для того, чтобы максимально запомнить маршрут и сориенти-" роваться в здании. Непозволительная роскошь для человека, страдающего глубоким нарушением зрения, позволить себе увлечься только приятной беседой (например, в театре) и не получить той информации, которая в дальнейшем, когда в-этом или подобном здании придется ориентироваться самостоятельно, даст свободу передвижения, т.е. независимость.
На занятиях полезно моделирование различных ситуаций, которые могут возникнуть у людей с нарушением зрения в учреждениях культурно-бытового назначения. Прежде всего, следует практиковать деловые игры. Примеры заданий: «Продавец помог вам выбрать вещь. Ее надо оплатить. Как можно определить местоположение кассы?» и т.д. и т.п. Внимание учащихся надо зафиксировать на тех ответах, которые помогут педагогу достичь цели задания. Так, кассу можно найти, постояв и послушав звуки. Если слышится работа нескольких касс и все они рядом с отделом (слева, справа,
впереди), то лучше спросить у продавца, в какую кассу следует заплатить, и жестом уточнить, правильно ли вы поняли ответ.
Приступая обучению ориентировке при пользовании различными видами транспорта», прежде всего, необходимо повторить и закрепить общие правила проезда на всех видах транспорта. Далее последовательно надо формировать (а некоторым только совершенствовать) приемы пользования городскими и междугородными видами транспорта.
Чтобы слепые и слабовидящие могли использовать большие возможности городского транспорта в передвижении по городу, их надо научить, хорошо представлять местонахождение остановок транспортных средств, их салоны, маршруты, уметь садиться в транспортное средство и выходить из него. Так, чтобы сесть в вагон поезда или электричку с высокой платформы, надо найти поручень (самостоятельно или с помощью окружающих), крепко взяться за него, тростью или одной ногой нащупать пол тамбура, поставить прочно на пол ногу и только после этого оторвать от перрона вторую ногу и войти в вагон.
Зрячие люди, помогая слепому при посадке в транспортное средство, часто пытаются подтащить его к двери и посадить, то есть они не знают, как следует помочь, и создают излишнюю суету. В таких случаях незрячий сам должен подсказывать меру их помощи: «Подведите меня к двери. Положите мою руку на поручень. Спасибо».
Для обнаружения остановки транспортного средства на какой-либо улице слепым и слабовидящим надо овладеть целым комплексом умений, включающих узнавание специального строения (по форме, размерам, материалу, световой рекламе и др.), ориентировку на скопление людей, на звуки транспорта.
Например, если троллейбус (или другое транспортное средство) набирает скорость, это означает, что остановка осталась сзади, т.е. человек ее прошел. Если троллейбус тормозит, мигают его сигнальные лампочки, то это значит, что он останавливается, следовательно, он подъезжает к остановке или к светофору.
Некоторые вопросы педагогу следует давать реабилитантам для самостоятельного изучения: расширение знаний о метрополитене и примерах ориентировки в нем, расширение знаний по ориентировке в воздушном и водном транспорте и др.
Выделение вопросов для самостоятельного изучения зависит от местности, в которой живет реабилитант. Например, в Москве есть метро, поэтому вопросы ознакомления с приемами ориентировки в нем должны стать предметом специального изучения с опорой на практическую ориентировку в метро.
На занятиях надо обратить внимание на отработку приемов пользования различными видами транспорта на комбинированных маршрутах. В качестве примера можно рассмотреть несколько вариантов маршрутов до одного и того же объекта и показать, что при дефектах зрения, прежде всего, следует учитывать не краткость маршрута, а его безопасность. Например: «Я выберу 2-ой маршрут. Он на две остановки длиннее, но тогда мне не надо будет переходить через дорогу».
Обучение проезду и поведению на транспорте надо (как подтверждает опыт Центров реабилитации слепых) проводить поэтапно с учетом их личного опыта.
Слабовидящему, как и слепому, следует постоянно совершенствоваться в локализации звука без зрительного контроля, определяя место источника звука и его происхождение.
Следует привлечь внимание к разнообразным звукам природы. Для каждого места, для каждого времени года у нее есть особое выражение. Звуки во время тумана, снегопада, дождя немного приглушаются. Ветер относит (смещает) или приглушает звуки, мороз, наоборот, усиливает их. Реабилитанты должны знать это и сознательно в повседневной ориентировке упражняться в определении расстояния до источника звука. Такая дифференциация звуков помогает инвалидам по зрению понять, что происходит вокруг, и принять правильное решение при самостоятельной ориентировке.
Материал о различных способах передвижения с помощью трости реабилитолог может найти в ряде книг. В данной работе акцент будет сделан на совершенствовании способов
Приведем несколько специальных приемов передвижения лиц с остаточным форменным зрением, которые, на наш взгляд, помогут педагогам сориентировать реабилитантов, действовать адекватно их возможностям.
1, Переход улицы по светофору на перекрестке. Очень многие слепые с остаточным зрением и слабовидящие не могут днем пользоваться светофором, так как не видят его огней. Поэтому им удобнее на перекрестках ориентироваться на поведение пешеходов. Если улицу переходит толпа людей, то слабовидящему лучше находиться в ее центре. Таким образом, можно подстраховаться с двух сторон.
Однако зрячие иногда переходят улицу, не обращая внимания на показания светофора. Людям с плохим зрением надо помнить об этом и проявлять осторожность. Надо прислушиваться к моторам машин. Если машины тормозят у светофора или моторы работают приглушенно, то это означает, что загорелся зеленый цвет и с толпой можно безбоязненно переходить улицу.
Если моторы начинают усиливать рев, от транспортного средства исходит звук, характерный для машины, набирающей скорость, то надо остановиться, так как в данном случае горит желтый огонек светофора, а зеленому осталось гореть несколько секунд. В этом и подобном случаях лучше не рисковать жизнью, остановиться, а не бежать за недисциплинированными пешеходами.
2. Ориентировка и мобильность на знакомых и незнакомых улицах. Люди с плохим зрением часто передвигаются медленно, так как их слабое зрение не позволяет им видеть окружающее пространство и быстро оценивать ситуацию. Однако скорость передвижения можно значительно увеличить, не снижая безопасности, если использовать прием, который мы условно назвали «Передвижение за лидером».
Суть способа заключается в следующем. Инвалид по зрению выбирает себе на улице лидера, т.е. человека, который идет в нужном для инвалида направлении и с удовлетворяющей его (инвалида) скоростью. Выбрав лидера, слепой с остаточным зрением и слабовидящий, могут идти за ним, не опасаясь каких-либо неприятностей. Дело в том, что по поведению лидера инвалид может судить об особенностях пути, а главное - заблаговременно заметить опасность или преграду. Этот способ годится для всех инвалидов, имеющих какие-либо остатки зрения.
На опасных участках инвалиду тоже желательно передвигаться за лидером. На отдельных, очень трудных участках взор инвалида должен быть направлен только на ноги лидера. Надо тренировать учащихся в умении смотреть на ноги и ходить «след в след». Этот прием помогает ориентироваться, когда надо обойти лужу, выбрать наиболее сухое место, избежать опасных участков дороги и т.п.
3. Ориентировка на остановке. Рассмотрим ситуацию, которую можно преподнести учащимся в виде задачи: «Инвалиду с остатком зрения для поездки подходит два вида транспорта (например, троллейбус и автобус), остановки которых не совмещаются, но расположены в нескольких метрах друг от друга. Требуется сказать, каким образом должен вести себя инвалид, чтобы своевременно узнать о том, какой вид транспорта приближается». Решение: «Человеку с плохим зрением надо встать между остановками так, чтобы расстояние до каждой из них было примерно одинаковым. С этой позиции следует наблюдать за поведением людей на обеих остановках. В зависимости от того, на какую остановку начнут перемещаться люди, можно сделать правильный вывод о приближении троллейбуса или автобуса и подготовиться к посадке».
Следует также уделить внимание умениям реабилитантов определять необходимые ориентиры (рельеф местности, голоса людей, птиц, направление ветра, солнечных лучей, телеграфные столбы, тропинки и т.д.).