II.5.6. Прошлое, настоящее, будущее
Становясь взрослым, человек неизбежно оказывается перед требованием переоценить отдельные стороны своей личности, пересмотреть ценности, усвоенные в детстве, заново осмыслить противоречия собственного развития.
Пожалуй, ни в какую другую пору жизни прошлое (детство) и будущее (взрослость) не пересекаются в настоящем времени столь противоречивым образом, как в юности. Именно чувство непрерывности своего "Я", преемственности во времени подвергается испытанию.Восприятие собственного психологического времени становится весьма напряженным. А то, как оно воспринимается,- важный фактор, определяющий внутреннюю картину становления личности.
Оптимальные варианты личностного развития предполагают относительную преемственность прошлого, настоящего и будущего "Я" в сочетании с продуктивным поступательным изменением, которое является не просто движением во времени Жизни, а подъемом к новым качествам; при этом признаком развития, в отличие от просто изменения, становится разрешение неких ценностно-смысловых противоречий. В тех случаях, когда процесс взросления протекает в кризисных формах, динамика "Я" принимает другие формы.
Юноши или девушки могут переживать переход от прошлого к настоящему как изменение к худшему, личностный регресс. Прошлое воспринимается как "золотой" период, где осталось все лучшее, что действительно отвечает главнейшим ценностям личности (к прошлому в этих случаях тяготеет и "Я"-идеальное, т.е. то, каким хотелось бы быть), но что в настоящий момент по каким-то причинам оказалось утраченным.
У других, напротив, настоящее и прошлое тесно спаяны, образуют общий полюс, а другой такой же полюс составляют столь же тесно спаянные идеальное и будущее "Я". Ясно, что человек не удовлетворен собой, считает себя инфантильным, надеется стать другим, но, как и почему это произойдет, сказать не может.
Наконец, встречается и такой вариант, когда все три временных измерения "Я" изолированы друг от друга: настоящее не выводимо из прошлого, а будущее не есть продолжение настоящего. Как видно, здесь исповедуется такая концепция собственного развития: детство - это детство, будущее - нечто совсем противоположное, а принадлежащая мне юность - третий мир, особый, не сопоставимый ни с чем (так бывает, когда старшеклассник включен в так называемую "юношескую культуру", принадлежность к которой питает чувство его самоидентичности).
Описанные данные могут быть получены, в частности, с помощью так называемой техники репертуарных решеток (80), которая привлекает тем, что позволяет не только увидеть мир глазами человека во всем контексте его жизненных отношений, но и определить, в какой точке своего развития он находится, установить наиболее вероятные направления его дальнейшего развития.
Своеобразие консультативной работы заключается в данном случае в том, что психолог не выясняет проблемы консультируемого по ходуинтервью, а знает их заранее, располагает готовым знанием о проблемах в их причинно-следственной связи, представляет то главное, что должно быть вынесено на обсуждение именно с данным школьником и что должно стать целью консультативного процесса. Будучи заведомо известным, это знание тем не менее не должно доминировать в общении с учащимся. Консультация начинается с обычных вопросов: "В чем ты видишь свою проблему?", "Какой помощи ждешь?". И лишь постепенно, в той мере, в какой проблема сама всплывает по ходу разговора, материал обследования вплетается в него и становится предметом аналитической проработки. В результате такой работы школьник не только расширяет имевшиеся у него представления о себе, своих отношениях с другими, но приобретает как бы новый угол зрения в познании и оценках самого себя, новые смысловые понятия, позволяющие глубже и точнее осмыслить собственный опыт, а значит, и получить ключ к управлению собой, развитием своей личности.